Методика взята из книги: Практикум по общей экспериментальной и прикладной психологии / Под. ред. А. А. Крылова и С. А. Маничева. - СПб.: Питер, 2000.
Таблица 9
Сочетание экспрессивных признаков некоторых психических процессов
Лицо | Тело | ||||||||||
Эмоция | Голова | Брови | Глаза | Рот | Руки | Корпус | Ноги | Комплексные реакции | |||
Радость | Отклонена назад | Приподнимание бровей, сглаживание поперечных складок на лбу | Сужение глазных целей; радиальные складки у наружного угла | Углы приподняты | Подвижны, хватание за бока и т. п. | Отклонен назад | Ступни развернуты | Моторное возбуждение | |||
Внимание | Иногда моделируют объект внимания | Наклонен к объекту внимания или от него | Заторможенность, неподвижность; части тела копи-руют объект вни-мания | ||||||||
Удивление | Неподвижна | Приподнимание бровей, поперечные складки на лбу | Расширение глазных шелей, взор на объект | Приоткрыт | Неподвижны, руки пассивно свисают | Неподвижен или устремлен вперед | Согнуты в коленях | Гипотония мускулатуры | |||
Безразличие | Брови занимают горизонтальное положение | Веки полуопу-щгны; взгляд в сторону | Опущгны, вялые, малоподвижные | «Сломан», вдавлен в бедра | Ступни стоят произвольно; инр-каньепри ходьбе | Гипотония мускулатуры | |||||
Презрение | Закинута назад | Приподнимание дугообразно изогнутой одной брови: поперечная складка на лбу | Веки полуопу-щзны глаза смотрят вниз | Нижняя губа опущгна | Напряжен и снят с бедер | Стопы при ходьбе ставят TII0-тельно, носки развернуты | |||||
Печальи горе | Опущена; при сидении опирается на руку | Сближение бровей и продольнопопе-речная складка на лбу | Веки опущены, нижнее веко может быть поднято; взгляд пассивен | Уголки опушены центр нижней губы приподнят | Малоподвижны; при сидении могут быть опорой для головы | Расслаблен, ищет опоры, линияспины «сломана»; сутулость | Расслаблены; ступни свернуты | Гипотония мускулатуры, иногда тонус повышен до скованности | |||
Гнев | Прямая | Сближение или опускание бровей и продольнопопе-речная складка на лбу | Расширение глазных целей; быстрые дви-жения глазных яблок | Плотно сомкнут с подворачиванием губ внутрь | Размахивают, кисти сжаты в кулак. Дрожание | Наклонен вперед | Топание ногами | Наличие разрушительной тенденции | |||
Страх | Опущена, иногда отвернута или откинута назад | Сближение и приподнимание бровей и продольнопопе-речнаяскладка на лбу | Расширение глазных шелей, напряжение нижнего века | Закрыт или приоткрыт, поперечно растянут при активных формах страха | Прижаты к груди или закрывают лицо, кисти сжаты в кулак, дрожание | Расслаблен, «вдавлен в бедра», неподвижен; сутулость | Согнуты в коленях, спотыкание при ходьбе | Гипотония мускулатуры, иногда дрожь. Стремление к контакту с людьми. Семенящие движения при ходьбе. Застывание; иногда стремление съежиться | |||
Боль | Неподвижна | Приподнимание бровей и поперечные складки на лбу или сближение бровей и продольная складка на лбу | Сужение глазных шелей | Плотно сомкнут или верхняя губа приподнята | Отдергиваются от источника боли | Движение прочь от источника боли. Иногда неподвижность при внутренней боли (л/и успокоения) | Отдергивание от источника боли. Иногда угловатые позы со свернутыми носками | Общее напряжение мышц и особенно в месте болевого ощущения | |||
Приложение
Протокол занятия
Форма 1а
1-й опыт. Оценка фотографий (записи ведет экспериментатор)
Номер фото и эмоциональное состояние сфотографированного человека | Опорный элемент | Выделенные для опорного элемента признаки | Интенсивность проявления | ||
название | количество | отдельного признака | суммарно для опорного элемента | ||
п |
Форма 16 2-й опыт. Оценка киносюжета (записи ведет испытуемый)
Номер сюжета и эмоциональное состояние человека в сюжете | Опорный элемент | Выделенные признаки | Частота проявления | ||
название | количество | отдельного признака | Суммарно для опорного элемента | ||
п |
В предлагаемом задании каждый из испытуемых должен оценить спонтанные и произвольные экспрессивные проявления эмоций человека по его пантомимике. При этом испытуемый может пользоваться таблицей (см. табл. 9).
Аппаратура и стимулъный материал. Необходим кинопроектор (или видеомагнитофон), а также набор (10-20) фотографий человека в разных эмоциональных состояниях; на обратной стороне каждой фотографии должна быть надпись, характеризующая эмоциональное состояние изображенного человека. Несколько киносюжетов (или магнитофильмов) одинаковой длительности. В каждом из фильмов должны быть представлены разные эмоциональные состояния людей.
Нужно заранее заготовить формы для протокольных записей (формы 1а, 16). В целях облегчения работы во время экспериментов опорные элементы и некоторые наиболее вероятные признаки эмоций надо вписать в протокол загодя. Однако при этом надо оставить место и для других признаков, которые трудно предвидеть заранее.
Порядок работы. Занятие состоит из двух частей. В первом опыте обучающиеся оценивают произвольные эмоции по фотографиям, во втором опыте - непроизвольные эмоции по киносюжету (или по магнитофильму).
Для выполнения первого задания обучающиеся делятся на пары, причем один из членов пары выполняет роль экзаментатора, а второй - обучаемого.