За экспрессией»

Методика взята из книги: Практикум по общей экспериментальной и прикладной психологии / Под. ред. А. А. Крылова и С. А. Маничева. - СПб.: Питер, 2000.

Таблица 9

Сочетание экспрессивных признаков некоторых психических процессов

  Лицо Тело  
Эмоция Голова Брови Глаза Рот Руки Корпус Ноги Комплексные реакции  
Радость Отклонена назад Приподнимание бровей, сглаживание поперечных складок на лбу Сужение глазных целей; радиальные складки у наружного угла Углы приподняты Подвижны, хватание за бока и т. п. Отклонен назад Ступни развернуты Моторное возбуждение  
Внимание         Иногда моделируют объект внимания Наклонен к объекту внимания или от него   Заторможенность, неподвижность; части тела копи-руют объект вни-мания  
Удивление Неподвижна Приподнимание бровей, поперечные складки на лбу Расширение глазных шелей, взор на объект Приоткрыт Неподвижны, руки пассивно свисают Неподвижен или устремлен вперед Согнуты в коленях Гипотония мускулатуры  
Безразличие   Брови занимают горизонтальное положение Веки полуопу-щгны; взгляд в сторону   Опущгны, вялые, малоподвижные «Сломан», вдавлен в бедра Ступни стоят произвольно; инр-каньепри ходьбе Гипотония мускулатуры  
Презрение Закинута назад Приподнимание дугообразно изогнутой одной брови: поперечная складка на лбу Веки полуопу-щзны глаза смотрят вниз Нижняя губа опущгна   Напряжен и снят с бедер Стопы при ходьбе ставят TII0-тельно, носки развернуты    
Печальи горе Опущена; при сидении опирается на руку Сближение бровей и продольнопопе-речная складка на лбу Веки опущены, нижнее веко может быть поднято; взгляд пассивен Уголки опушены центр нижней губы приподнят Малоподвижны; при сидении могут быть опорой для головы Расслаблен, ищет опоры, линияспины «сломана»; сутулость Расслаблены; ступни свернуты Гипотония мускулатуры, иногда тонус повышен до скованности
Гнев Прямая Сближение или опускание бровей и продольнопопе-речная складка на лбу Расширение глазных целей; быстрые дви-жения глазных яблок Плотно сомкнут с подворачиванием губ внутрь Размахивают, кисти сжаты в кулак. Дрожание Наклонен вперед Топание ногами Наличие разрушительной тенденции
Страх Опущена, иногда отвернута или откинута назад Сближение и приподнимание бровей и продольнопопе-речнаяскладка на лбу Расширение глазных шелей, напряжение нижнего века Закрыт или приоткрыт, поперечно растянут при активных формах страха Прижаты к груди или закрывают лицо, кисти сжаты в кулак, дрожание Расслаблен, «вдавлен в бедра», неподвижен; сутулость Согнуты в коленях, спотыкание при ходьбе Гипотония мускулатуры, иногда дрожь. Стремление к контакту с людьми. Семенящие движения при ходьбе. Застывание; иногда стремление съежиться
Боль Неподвижна Приподнимание бровей и поперечные складки на лбу или сближение бровей и продольная складка на лбу Сужение глазных шелей Плотно сомкнут или верхняя губа приподнята Отдергиваются от источника боли Движение прочь от источника боли. Иногда неподвижность при внутренней боли (л/и успокоения) Отдергивание от источника боли. Иногда угловатые позы со свернутыми носками Общее напряжение мышц и особенно в месте болевого ощущения
                       

Приложение

Протокол занятия

Форма 1а

1-й опыт. Оценка фотографий (записи ведет экспериментатор)

Номер фото и эмоциональное состояние сфотографированного человека Опорный элемент Выделенные для опорного элемента признаки Интенсивность проявления
название количество отдельного признака суммарно для опорного элемента
п          

Форма 16 2-й опыт. Оценка киносюжета (записи ведет испытуемый)

Номер сюжета и эмоциональное состояние человека в сюжете Опорный элемент Выделенные признаки Частота проявления
название количество отдельного признака Суммарно для опорного элемента
п          

В предлагаемом задании каждый из испытуемых должен оценить спонтанные и произвольные экспрессивные проявления эмоций человека по его пантомимике. При этом испытуемый может пользоваться таблицей (см. табл. 9).

Аппаратура и стимулъный материал. Необходим кинопроектор (или видеомагнитофон), а также набор (10-20) фотографий человека в разных эмоциональных состояниях; на обратной стороне каждой фотографии должна быть надпись, характеризующая эмоциональное состояние изображенного человека. Несколько киносюжетов (или магнитофильмов) одинаковой длительности. В каждом из фильмов должны быть представлены разные эмоциональные состояния людей.

Нужно заранее заготовить формы для протокольных записей (формы 1а, 16). В целях облегчения работы во время экспериментов опорные элементы и некоторые наиболее вероятные признаки эмоций надо вписать в протокол загодя. Однако при этом надо оставить место и для других признаков, которые трудно предвидеть заранее.

Порядок работы. Занятие состоит из двух частей. В первом опыте обучающиеся оценивают произвольные эмоции по фотографиям, во втором опыте - непроизвольные эмоции по киносюжету (или по магнитофильму).

Для выполнения первого задания обучающиеся делятся на пары, причем один из членов пары выполняет роль экзаментатора, а второй - обучаемого.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: