Важнейшими факторами эмоционального развития ребенка являются общение с окружающими людьми, игра и учение, в процессе которых формируются основы социальных чувств

Обычно лица и позы детей ярко выражают их эмоциональные переживания: в силу объективного свойства их нервной системы — преобладания возбуждёния над торможением, они еще не умеют сдерживать свои эмоции. У детей возможны аффективные состояния, они склонны к кратковременным проявлениям радости или огорчения, при этом они так же легко успокаиваются, как и возбуждаются.

Возникновение эмоций у детей связано с конкретной обстановкой, всякого же рода словесные нравоучения обычно не находят нужных эмоциональных откликов. Это важно учитывать в учении: эмоционально окрашенные факты запоминаются прочнее и на более длительный срок, поэтому эмоциональная окрашенность должна быть основой всей работы с детьми. В школьном возрасте обычно наблюдается значительное снижение эмоциональной возбудимости. Благодаря этому дети 9—11 лет часто производят впечатление более уравновешенных и кажутся в этом отношении порой более похожими на взрослых, чем даже подростки, выглядящие, часто более возбудимыми.

Развитие чувств — очень тонкий процесс. Подлинные чувства — продукт жизни. Они не поддаются произвольному формированию, а возникают, живут и исчезают в зависимости от изменяющихся отношений человека к окружающему. Нельзя произвольно, по заказу, вызвать у себя то или иное чувство: чувства можно косвенно направлять и регулировать через посредство деятельности, в которой они и проявляются, и формируются (С.Л. Рубинштейн).

Невозможно, да и не нужно полностью ограждать ребенка от отрицательных переживаний. Их возникновение может сыграть и позитивную роль, побуждая к их преодолению. Важной здесь является интенсивность: слишком сильные и часто повторяющиеся негативные чувства приводят к разрушению защитных сил организма и нарушению деятельности. Ребенку (как и взрослому) нужен динамизм чувств, их разнообразие, но в рамках оптимальной интенсивности.

Изобилие однотипных положительных чувств рано или поздно вызывает скуку.

Чувства плохо поддаются волевой регуляции. Взрослым полезно помнить об этом, сталкиваясь с нежелательными или неожиданными для них детскими эмоциями и чувствами. Чувства ребенка в таких острых ситуациях лучше не оценивать — это повлечет за собой лишь непонимание или негативизм.

Нельзя требовать от ребенка не переживать то, что он переживает, но корректировать форму проявления негативных чувств необходимо. Задача состоит в том, чтобы косвенно, опосредованно направлять их, организуя деятельность ребенка.

В вопросе об онтогенезе чувств основной акцент делается на складывающихся межличностных отношениях ребенка. Объективные отношения (партнерства и подчинения, сотрудничества и конфликта) определяют формирование сначала нравственных, а затем, в их рамках и на их основе, праксических, эстетических, интеллектуальных чувств. Особая роль в межличностных отношениях принадлежит сочувствию и сопереживанию, или эмпатии. Дефицит теплоты в раннем детстве сказывается на личности человека всю его жизнь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: