По форме переживания различают следующие эмоции: чувственный тон, аффект, настроение, страсть, фрустрация.
Эмпирическая классификация различает десять «фундаментальных» эмоций: интерес — волнение; радость; горе — страдание; гнев; отвращение; презрение; страх; стыд; вина; удивление (К. Изард).
Фундаментом всех эмоций Изард считает радость.
Чувства различаются по модальности, по интенсивности, продолжительности, глубине, осознанности, генетическому происхождению, сложности, условиям возникновения, выполняемым функциям, воздействию на организм, по формам и уровням своего развития, по психическим процессам, с которыми они связаны, по потребностям, по предметному содержанию.
Особую группу составляют высшие чувства, в зависимости от направленности они делятся на этические, интеллектуальные, практические и эстетические.
По степени обобщенности предметного содержания чувства подразделяются на: конкретные, обобщенные и абстрактные.
Эмоционально-чувственная сфера чувств очень сложна для изучения, т. к. в ней гораздо сильнее, чем в познавательной сфере, выражено субъективное начало. Эмоции и чувства оказывают существенное влияние на различные психические состояния человека, обуславливающие его психичёское здоровье.
|
|
Важно помнить, что эмоциональная сфера человека нуждается периодически хотя бы в кратковременном, но возможно более полном покое — «отрешении». Для ее гарантированного функционирования важно сосуществование с людьми, готовыми к сотрудничеству и принятию. Замечательным поддерживающим средством для эмоционального состояния является чувство юмора. Знаменитый путешественник Тур Хейердал писал: «Не все отдают себе отчет в том, что добрая шутка и смех — лучшее лекарство для души, лучший предохранительный клапан для людей, которым предстоит неделями вариться в одном котле, работая в трудных, подчас даже опасных условиях».
Управление эмоциональными состояниями является составляющей волевого поведения, обеспечивающего сознательное достижение поставленных целей.
В непосредственной связи с эмоционально-волевой сферой выступает мотивационно-потребностная, являющаяся «пусковым механизмом» поведенческой и деятельностной активности человека.
Развитие заключается как в количественном, так и в качественном изменении эмоционального переживания (В. Вундт).
Важнейшими факторами эмоционального развитая ребенка являются общение с окружающими людьми, игра и учение, в процессе которых формируются основы социальных чувств.