Интерес. Л.С.Выготский (1984) отмечает, что в психологии интересы

Л.С.Выготский (1984) отмечает, что в психологии интересы:

- отождествлялись то с умственной активностью и рассматривались как чисто интеллектуальное явление

- выводились из природы человеческой воли

- помещались в сферу эмоциональных переживаний и определялись как радость от происходящего без затруднений функционирования наших сил.

К. Изард предполагает наличие некой внутренней эмоции интереса, обеспечивающей селективную мотивацию процессов внимания и восприятия и стимулирующей и упорядочивающей познавательную активность человека. Интерес рассматривается Изардом как позитивная эмоция, которая переживается человеком чаще всех остальных эмоций. В то же время он говорит об интересе и как о мотивации.

По мнению В. Чарлзуорта интерес имеет врожденную природу. Однако эмоция интереса отличается от ориентировочного рефлекса тем, что она может активироваться процессами воображения и памяти, которые не зависят от внешней стимуляции.

Необходимо различать кратковременное и долговременное проявление интереса.

Кратковременный интерес Долговременный интерес
Это реакция заинтересованности. Это интеллектуальное чувство, положительная эмоциональная установка на познание какого-то объекта

Рассматривая интерес, отечественные психологи, как правило, сознательно или непреднамеренно ничего не говорят о таком психологическом явлении, как любопытство. Между тем, по С. И. Ожегову, любопытство - это стремление узнать, увидеть что-то новое, проявление интереса к чему-нибудь (я бы добавил - «здесь и сейчас»). Любопытству сродни понятие «любознательный», т. е. склонный к приобретению новых знаний.

Следует отметить, что, как писал Ларошфуко, есть две разновидности любопытства: своекорыстное - внушенное надеждой приобрести полезные сведения, и самолюбивое - вызванное желанием узнать то, что неизвестно другим.

Интерес - это, прежде всего мотивационное образование, в котором наряду с эмоциональным компонентом (положительным эмоциональным тоном впечатления - удовольствием от процесса), присутствует и другой - потребность в знаниях, новизне. Следовательно, интерес - это аффективно-когнитивный комплекс.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: