Этническая основа развития белорусского общества. Этническая политика в Республике Беларусь

Сегодня РБ – унитарное многонациональное государство. По данным переписи 1999г., в Беларуси проживали представители более 140 национальностей. 81,2% - белорусов, 11,4% - русских, 3,9% - поляков, 2,4% - украинцев, 0,3% - евреев.

Современная этнодемографическая ситуация РБ характеризуется уменьшением доли исторически традиционных для Беларуси меньшинств, которые длительно и стабильно проживают на территории нашего государства (русских, поляков, украинцев, евреев, татар, литовцев); увеличением численности представителей закавказских стран СНГ; возникновением новых национальных меньшинств за счет беженцев и бывших студентов из азиатских стран.

Отличительной особенностью Беларуси и важным фактором стабильности белорусского общества в национальной сфере является тот факт, что в стране нет ни одного национального меньшинства с автохтонной территорией.

Представители всех народов чувствуют себя достаточно комфортно в нашей стране. Представители большинства национальных общностей проживают по всей территории республики, в основном в городских поселениях, и занимают высокие статусные позиции в социальной структуре, экономике, политике и культуре белорусского общества.

В Беларуси на протяжении последнего времени этноконфессиональная ситуация остается бесконфликтной, что является важнейшим фактором успешного социально-экономического развития страны. Сохранение этой стабильности и общественного согласия – одна из главных задач государства.

Отсутствие столкновений на этнической, расовой, лингвистической основе объясняется проводимой государством справедливой национальной политикой; белорусской ментальностью, отличительными чертами которой являются толерантность, веротерпимость; историческими традициями мирного межэтнического взаимодействия; давними и прочными связями между этническими группами, проживающими на территории Беларуси. Формирование культуры межнационального общения, своевременное решение социально-экономических вопросов также являются залогом обеспечения стабильности и гармонизации межэтнических отношений в республике.

Данные постоянного социологического мониторинга, осуществляемого органами государственного управления Республики Беларусь, свидетельствуют о том, что подавляющее большинство белорусских граждан не учитывает в своей повседневной жизнедеятельности национальных факторов, значительная их часть вообще не интересуется такими вопросами, не придает им никакого значения. Для абсолютного большинства белорусов и представителей национальных общностей национальная принадлежность не имеет значения при выборе друзей и знакомых, в супружестве, на работе и в иных случаях повседневного взаимодействия с другими людьми. Свыше 2/3 наших сограждан имеет родственников другой национальности. В республике широко распространены смешанные браки – каждая четвертая семья этнически смешанная. Подавляющая часть наших сограждан не интересуется национальной принадлежностью представителей органов власти, кандидатов в депутаты.

Важнейшая роль в обеспечении стабильного развития в этнической сфере принадлежит государству и проводимой им политике.Национальная политика является составной частью общей политики государства. Это целенаправленная деятельность государственных структур по регулированию взаимоотношений между нациями и народностями, закрепленная в соответствующих политических документах и юридических актах государства.

В сферу национальной политики включаются:

- совершенствование национально-государственного устройства;

- обеспечение равенства прав и свобод граждан вне зависимости от национальной принадлежности;

- создание условий для свободного развития национальных культур, языков, традиций;

- воспитание уважения к другим народам и культурам;

- инициирование цивилизованных форм межнационального общения, мирные способы разрешения конфликтных ситуаций;

- совершенствование механизма научного руководства и управления национальными процессами в стране;

- подготовка и представительство национальных кадров в структуре власти.

Политика в отношении национальных меньшинств может быть плюралистической, ассимиляционной, сегрегационной. Проведение плюралистической политики характерно для демократических государств. Основные принципы, на которых основывается проведение данного вида политики – равноправие, самостоятельность и активность меньшинств в общественной жизни. Наиболее полно обеспечение прав национальных меньшинств может быть осуществлено в форме территориальной или экстерриториальной национально-культурной автономии, в рамках которой национальное меньшинство может проживать дисперсно. Концепция плюрализма исходит из возможности мирного, в чем-то параллельного сосуществования этнических групп в «обществе-оркестре». Такая политика позволяет сохранить и развивать самобытность национальных меньшинств, одновременно приобщая их к обладанию и пользованию достижениями современного общества. Политика ассимиляции направлена на гомогенизацию «общества - плавильного котла», непризнание существующих этнических общностей, политическое и правовое неравенство национальных меньшинств. Сегрегационная политика изолирует национальные меньшинства в границах искусственно созданных резерваций, ставит их в подчиненное положение к основному населению.

По целям и принципам осуществления этническая политика нашего государства может быть определена как плюралистическая.

В Беларуси действует более 20 законодательных актов, прямо или косвенно регулирующих этническую сферу жизни общества. Конституция и законодательство РБ, на основе которых осуществляется национальная политика, признают существование национальных общностей как составной части народа Беларуси. В соответствии со ст.14 Конституции «государство регулирует отношения между социальными, национальными и другими общностями на основе принципов равенства перед законом, уважения их прав и интересов». Статьей 15 предусмотрено, что «государство ответственно за сохранение историко-культурного и духовного наследия, свободное развитие культур, языков, традиций всех национальных общностей, проживающих в Республике Беларусь». Ст. 50 гарантирует каждому «право сохранять свою национальную принадлежность», «право пользоваться родным языком, выбирать язык общения», «язык воспитания и обучения». «Оскорбление национального достоинства преследуется по закону». Ст. 5 запрещает создание и деятельность политических партий и общественных объединений, ведущих пропаганду национальной, религиозной и расовой вражды.

К числу основных законов, регулирующих межнациональные отношения в стране, относятся законы «О гражданстве», «О национальных меньшинствах». Последний, в частности, создает правовую основу для комплексного регулирования жизнедеятельности меньшинств в различных сферах, направлен на создание условий для свободного развития национальных меньшинств, а также на защиту их прав и законных интересов.

Законы «Об образовании», «О языках», «О культуре», «О печати и других средствах массовой информации» предоставляют национальным общностям право на изучение родного языка в специальных классах, группах, школах, а также возрождение культуры, традиций.

Законодательство РБ в сфере гарантий прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, по заключениям международных экспертов, полностью соответствует международным стандартам защиты прав национальных меньшинств. Беларусь присоединилась к основным международным договорам в области прав человека (36 документов) и последовательно проводит в жизнь принципы демократической национальной политики. Международные стандарты защиты прав национальных меньшинств, разработанные ООН, Советом Европы, ОБСЕ, включают признание индивидуальных и коллективных прав меньшинств. Содержание коллективных прав национальных меньшинств заключается в признании права на самоидентификацию; права на сохранение самобытности и на защиту от насильственной ассимиляции; особых языковых прав; права на получение информации на родном языке; особых прав в области образования. Совокупность данных прав представляет собой комплексный политико-правовой институт – «право на самобытность». Право на самобытность сочетается с предоставлением национальным меньшинствам особых политических прав: законодательного признания национальных меньшинств, права меньшинств существовать как группа, права на представительство в законодательных и правительственных органах, права на учет мнения меньшинств при решении вопросов, затрагивающих их интересы. Согласно действующим правовым нормам национальные меньшинства не обладают правом на самоопределение, которым обладают лишь народы. Статус национальных меньшинств и сущность коллективных прав определены в следующих международных правовых актах: Всеобщая Декларация прав человека (1948г.), Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказания за него (1948г.), Международная конвенция о борьбе против всех форм расовой дискриминации (1966г.), Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам (1992г.), Рамочная Конвенция о защите национальных меньшинств (1994г.), Конвенция СНГ об обеспечении прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам (1994г.), Европейская Хартия региональных языков и языков национальных меньшинств (1998г.).

Национальные меньшинства, проживающие в РБ, обладают достаточно высоким уровнем самосознания – наблюдается стремление к этнической консолидации, основным инструментом которой являются республиканские национальные общественные объединения и их региональные сетевые структуры, количество которых стабилизировалось и в ближайшем времени не произойдет их значительного роста. В 2007 г. в РБ действовало 124 общественных объединения, образованных представителями 25 национальностей, в том числе около 40 международных и республиканских. Среди них Союз поляков Беларуси, Союз белорусских еврейских общественных объединений, «Русское товарищество», «Конгресс азербайджанских общин», «Афганская община», «Ассоциация белорусских корейцев», «Немецкий дом», «Союз латышей Витебской области «Даугава», «Белорусская цыганская диаспора», организация армян «Урарту», украинцев – «Ватра», греков – «Пелопоннес», казахов – «Ата-Мекен», грузин – «Мамули», литовцев – «Гервечай».

Данные объединения выступают активными участниками общественных отношений, возрождают национальную самобытность, играют важную роль в культурной жизни Беларуси, придавая ей неповторимый колорит, осуществляют культурно-просветительные, благотворительные программы.

В республике функционирует государственная система работы с национально-культурными объединениями. В 1997г. был создан Государственный комитет по делам религий и национальностей РБ, который в 2001г. преобразован в Комитет по делам религий и национальностей при Совете Министров РБ, с мая 2006г. – Уполномоченный по делам религий и национальностей. С 1994г. при Министерстве культуры действует Республиканский центр национальных культур. Проводятся мероприятия просветительного и воспитательного характера (семинары, выставки, праздники, конференции, дни, посвященные разным национальностям), создаются культурно-просветительные центры, коллективы самодеятельного народного творчества.

Одним из аспектов этнической политики нашего государства стал образовательный аспект, во многом благодаря которому возрождается национальное самосознание. На базе общеобразовательных школ, внешкольных, клубных, библиотечных учреждений созданы классы, факультативы, кружки, школы выходного дня по изучению родного языка национальных меньшинств, их культуры, традиций, истории.

Государство оказывает содействие удовлетворению культурно-информационных потребностей национальных меньшинств. В республике издается 12 газет и журналов на польском языке, 1 газета на украинском, 1 – на литовском. Большинство национальных общественных объединений издают газеты, бюллетени, журналы культурно-просветительного характера на русском и белорусском языках.

Ярким проявлением государственной заботы является республиканский фестиваль национальных культур, который каждые два года проводится в Гродно с 1996г. Став значительным событием в духовной, культурной жизни страны, фестивальный калейдоскоп дает мощный толчок к развитию общественных национальных объединений, способствует формированию у молодого поколения патриотизма, национального самосознания и гордости за свою страну. Сейчас идет работа над воплощением идеи по организации столь же масштабного форума для зарубежных белорусов.

Таким образом, в настоящее время политика в отношении национальных меньшинств реализуется в политико-правовой, социально-экономической, духовной сферах, в области международного сотрудничества.

Белорусское государство руководствуется следующими принципами в области этнических отношений:

- равенство прав и свобод человека независимо от его расы, национальности, вероисповедания,

- запрещение любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой, религиозной принадлежности,

- право каждого гражданина определять и указывать свою национальную принадлежность без всякого принуждения,

- содействие со стороны государства развитию национальных культур языков,

- запрещение деятельности, направленной на разжигание национальной розни, недопущение политизации этнических процессов.

Органы государственной власти Республики Беларусь всячески стремятся к сохранению межнационального доверия, поддерживают разные формы межкультурного диалога. В частности, выработаны следующие механизмы реализации национальной политики:

- правовая база, которая способствует удовлетворению запросов национальных меньшинств;

- система госструктур, реализующих общегосударственные и региональные программы относительно национальных меньшинств;

- система культурно-просветительских, информационных, благо-творительных мероприятий, научных конференций, круглых столов по широкому спектру национальных проблем. На проведение культурно-просветительных мероприятий национальных объединений средства выделяются целевым порядком на конкурсной основе из государственного и местных бюджетов. Из местных бюджетов финансируется развитие самодеятельного искусства, дотируется деятельность учреждений культуры, созданных национальными общественными объединениями;

- общественные организации национальных меньшинств, выполняющие разнообразные функции: артикуляции, представительства и защиты их интересов, интеграционную, творческую, образовательную, воспитательную;

- сотрудничество с другими государствами в сфере обеспечение прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, прежде всего со странами-членами СНГ, странами-соседями Беларуси.

Всё это способствует сплочению белорусского общества, укреплению в нём мира и согласия.

Конфессиональная ситуация в Республике Беларусь

Республика Беларусь является многоконфессиональным государством (конфессия – от лат. confessio – исповедание, т.е. религиозное направление, имеющее свое вероучение, культовую практику и соответствующую организацию). В настоящее время в нашей республике насчитывается 25 различных конфессий. Самые крупные среди них – православие (к нему причисляют себя более 80% верующих), католицизм (14%), протестантизм (2%), ислам (0,2%), иудаизм (0,2%) и др. При этом, как показывают новейшие социологические исследования, позитивное влияние ре`лигии на себе испытывают около 70% населения Беларуси.

По состоянию на 1 января 2008 года в Республике Беларусь функционировало 3003 религиозных общин – базовых форм конфессий (православных – 1431, христиан веры евангельской – 494, римско-католической церкви – 457, евангельских христиан баптистов – 268, адвентистов седьмого дня – 73). Есть и малочисленные религиозные направления. Так, только одной общиной представлены армянская апостольская, иоганская, пресвитерианская, реформаторские церкви и церковь католиков латинского обряда, четырьмя - мормоны, пятью – бахаи и церковь христова, шестью - кришнаиты. Функционирует также 46 религиозных объединений (система общин с единым вероисповеданием), 34 миссии, 36 монастырей, 15 братств, 9 сестричеств, 13 духовных заведений. Действует 2179 культовых зданий, строится 215. В религиозных общинах работает 2920 священнослужителей, среди которых 191- иностранцы.

Принципы вероисповедания, особенности культовых обрядов и специфика структуирования различных церквей подробно изложены в многочисленной научной, учебной и справочной литературе по религиоведению. Здесь мы отметим, что и большие, и малые конфессии чувствуют себя на территории Беларуси уютно, между ними нет не только вражды, но и признаков межрелигиозного напряжения. Каждая из них вносит свой вклад в развитие культуры, гражданско-патриотическую, нравственную, правовую и эстетическую социализацию личности, способствует укреплению престижа нашей страны на международной арене как образца веротерпимости и конфессиональной толерантности. Не случайно поэтому все большее количество граждан нашей страны отводят важную роль религиозным организациям, в первую очередь, имеющим глубокие исторические корни в Беларуси, в духовно-нравственной жизни народа, укреплению социального порядка, стабильности, возрождению национальных традиций. Вместе с тем нельзя забывать, что в поликонфессиональном обществе религия может легко превратиться из созидательной в деструктивную силу, стать мощным фактором враждебного разъединения людей. Множество примеров того поставляет не только мировая история, но и современность. В ряде регионов планеты сегодня ведутся кровопролитные войны, которые имеют под собой этнорелигиозную основу. Для того, чтобы существующий у нас межконфессиональный мир и согласие не нарушились, а, напротив, укреплялись, государство должно проводить хорошо продуманную, научно обоснованную, взвешенную политику в религиозной сфере.

Приоритеты политики Республики Беларусь в сфере государственно-конфессиональных отношений

Государственно-конфессиональные отношения в Республике Беларусь выстраиваются на основе ряда принципов. Важнейший среди них состоит в том, что государство не вмешивается в деятельность религиозных организаций, их органов и представителей, если она протекает в рамках белорусского законодательства. Запрещаются лишь те действия, которые направлены против суверенитета Республики Беларусь, ее конституционного строя и гражданского согласия, сопряжены с нарушением прав и свобод граждан, а также препятствуют исполнению ими государственных, общественных и семейных обязанностей или наносят вред их здоровью и нравственности (ст. 16 Конституции РБ). При этом все религии признаются равными перед законом, а каждому гарантируется свобода совести, дается право самостоятельно определять свое отношение к религии, единолично или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выражать и распространять убеждения, связанные с отношением к религии, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов, обрядов, не запрещенных законом (ст.31 Конституции РБ).

Указанные принципы взаимоотношения государства и религии нашли свое отражение в законе Республики Беларусь «О свободе вероисповеданий и религиозных организаций» (1992 год), а затем конкретизированы и детализированы с учетом новых социально-политических и духовно-нравственных реалий в его новой редакции «О свободе совести и религиозных организациях» (2002 год). В статье 8 этого закона «Государство и религия» особо подчеркивается, что государство не возлагает на религиозные организации выполнение каких бы то ни было государственных функций. В свою очередь религиозным организациям не позволяется участвовать в деятельности политических партий и других общественных объединений, преследующих политические цели и оказывать им финансовую или иную поддержку. В местах богослужения не допускается использование государственной символики, проведение собраний, митингов, предвыборной агитации и иных мероприятий политического характера. Запрещается создание религиозных организаций в государственных органах и учреждениях, воинских частях, в сфере образования; обучение несовершеннолетних религии вопреки их воле и без согласия родителей или лиц, их заменяющих; нарушение тайны исповеди; возбуждение религиозной вражды и оскорбление граждан в связи с их религиозными убеждениями. Одновременно с этим религиозным организациям предоставлено право активно участвовать в общественной жизни. В соответствии со свои уставом они могут создавать воскресные религиозные школы для религиозного просвещения детей, не используя для этой цели помещения, принадлежащие государственным учреждениям. Для разъяснения и пропаганды своего вероучения религиозным организациям дано право пользоваться не только собственными, но и государственными средствами массовой информации. Им также разрешается осуществлять благотворительную деятельность в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Важно отметить, что государство может строить свои взаимоотношения с религиозными объединениями путем заключения с ними особых соглашений. Данная норма свидетельствует о признании возможности религиозных организаций сотрудничать с государством, принимать активное участие в социально значимой жизни общества. При соблюдении принципа светскости государства, религиозные организации получают возможность разнообразить формы взаимодействия государства и религиозных организаций, расширять границы такого взаимодействия. В частности, 12 июня 2003 года было подписано Соглашение о сотрудничестве между Республикой Беларусь и Белорусской Православной Церковью. Подобные соглашения подписаны также между областными органами власти и епархиальными управлениями. Заявлено, что объектами совместного пристального внимания должны являтьсяобщественная нравственность, воспитание и образование, культура и творческая деятельность, охрана, восстановление и развитие исторического и культурного наследия, здравоохранение, социальное обеспечение, милосердие, благотворительность, поддержка института семьи, материнства и детства, попечение о лицах, находящихся в местах лишении свободы, воспитательная, социальная и психологическая работа с военнослужащими, охрана окружающей среды. Государство взяло обязательство оказывать Православной церкви, с учетом ее определяющей роли в историческом становлении и развитии духовных, культурных и

государственных традиций белорусского народа, активное содействие в решении вопросов, возникающих при осуществлении ее деятельности.

В рамках Программы мер по реализации «Соглашения о сотрудничестве между Республикой Беларусь и Белорусской Православной Церковью» уже проведена значительная работа. Государство оказало помощь в завершении строительства и проведении ремонта ряда культовых зданий, а также в благоустройстве прилегающих территорий. Расширяется сотрудничество Православной церкви с системой образования – это проведение Свято-Евфросиньевских и Кирилло-Мефодиевских чтений, открытие в Белорусском государственном университете Института теологии имени святых Кирилла и Мефодия. В Витебском государственном университете имени П.П.Машерова осуществляется подготовка студентов по специальности «богословие». Во многих школах работают факультативы «Основы православной нравственности» по программе, рекомендованной Национальным институтом образования.

Право на особые отношения с культурообразующей религией не является нарушением принципа равенства религий в юридическом смысле. Данное Соглашение не ограничивает права других конфессий в совершенствовании их отношений с государством. В законе Республики Беларусь «О свободе совести и религиозных организациях» отмечена чрезвычайно важная, духовная, культурная и историческая роль Католической церкви на территории Беларуси.

Выступая 21 октября 2004 года на встрече с членами Конференции католических епископов, Глава государства подчеркнул: «Занимая открытуюконструктивную позицию в межконфессиональном диалоге, Римско-католическая церковь содействует поддержанию спокойствия и стабильности в нашейреспублике... И у нас одни задачи - мир, созидание, прогресс, духовное богатство и процветание нашей страны». Именно поэтому государственные органыразвивают конструктивные отношения не только с православной, но и с Католической церковью. В частности, по поручению Президента, Министерствокультуры и Мингорисполком приняли необходимые меры по реставрации настенных росписей Архикафедрального костела Пресвятой Девы Марии в Минске.Общая история народа Беларуси неотделима также от протестантизма, иудаизма и ислама. Государство создает необходимые условия для нормальногоразвития этих (как, впрочем, и всех остальных) конфессий. Так, за годы существования Беларуси как суверенного государства появилось 6 новых синагог и 5мечетей (их было, соответственно, по одной). Стремительно идет развитие протестантских общин различного направления.

Закон «О свободе совести и религиозных организациях» четко определяет приоритеты государственной кон­фессиональной политики: «Государство способствует установлению отношений терпимости и уважения между гражданами, исповедующими и не исповедующими религию, религиозными организациями различных вероисповеданий» (ст. 8). Государство не навязывает своим гражданам какую-либо религиозную или атеистическую идеологию, что вело бы к ущемлению прав верующих иневерующих. Оно руководствуется необходимостью поддержания гражданского согласия в нашем обществе.

Основная роль в реализации государственной конфессиональной политики принадлежит государственному органу управленияно делам религий, который создан при Совете Министров Республики Беларусь. В его функции входят проверка и контроль деятельности религиозных организаций в части исполнения ими законодательства Республики Беларусь о свободе совести, вероисповедания и религиозных организациях, а также их уставов, выдача обяза­тельных предписаний об устранении выявленных нарушений; оказание по просьбе религиозных организаций содействия в достижении ими договоренностей с государственными органами и содействие укреплению взаимопонимания и терпимости между религиозными организациями различных конфессий; назначение государственной религиоведческой экспертизы в установленных случаях; создание экспертного совета для проведениягосударственной религиоведческой экспертизы с участием соответствующих специалистов и привлечением в случае необходимости представителей религиозных организаций. Особое внимание при этом обращается на ввозимые на территорию республикирелигиозные аудио- и видеоматериалы, печатную продукцию, ре­лигиозную литературу. Все они должны иметь маркировку с указанием полного наименования религиозных организаций и их конфессиональной принадлежности, равно и при осуществлении своей деятельности религиозные организации обязаны указывать свое полное наименование и конфессиональную принадлежность, что содействует информированности граждан по их свободному выбору в отношении указанных материалов.

С помощью областных и Минского городского исполнительных комитетов, при которых созданы Советы по делам религии, республиканский орган государственного управления составляет реестр религиозных организаций. Начатая в соответствии с законом перерегистрация религиозных организаций позволила внести изменения в уставы, при­вести их в соответствие с законодательством Республики Беларусь, а также с современными условиями экономической и иной деятельности. В настоящее время перерегистрированы все религиозные объединения и 99,2% религиозных общин. Проведенная работа позволила выявить актуальные проблемы деятельности религиозных организаций и оказать помощь в их разрешении. В частности при проведении государственной перерегистрации религиозных организаций удалось разрешить существовавшие вопросы по группам верующих, не имеющих зарегистрированных общин и своих священнослужителей. Налажен диалог государственных органов с руководством религиозных организаций. В ходе совместных встреч были решены существовавшие проблемы по размещению юридического адреса религиозных организаций по одноквартирным и блокированным жилым домам, появившиеся после изменения жилищного законодательства.

Таким образом, можно констатировать, что белорусское государство на современном этапе своего развития стоит на конструктивных позициях в отношении религиозных организаций и предпринимает необходимые шаги для решения их проблем. Периодически проводится работа по усовершенствованию законодательства, в том числе налогового. Все зарегистрированные религиозные организации имеют в настоящее время существенные налоговые льготы.

Конфессиональная политика Республики Беларусь направлена на сохранение мира и стабильности в конфессиональ­ной сфере, реализацию гражданами прав на свободу совести и вероисповедания. Отсутствие конфликтов на конфессиональной почве позволяет сделать заключение об эффективности выбранной политики государства, результативности его законодательных инициатив.

…16…

Проблемы становления и развития социального правового государства остаются самыми актуальными для стран молодой демократии. Недостаточно закрепить в конституции то или иное понятие, даже имеющее базовый, фундаментальный характер, необходимо осуществлять эффективные меры для достижения поставленных целей, в том числе и с использованием правовых средств.

Особенностью развития конституционного права является его динамизм, широкое обновление и развитие составляющих его правовых норм. В этой связи очень важно, чтобы конституционное право адекватно отражало потребности развития общества, более того, содействовало его прогрессу, имело научную основу своего развития.

Беларусь, как закреплено в Конституции, является государством социальным. Эта норма обязывает властные структуры проводить активную социальную политику, а в области экономики — направленную на её стабилизацию. Тем более, что в ст. 2 Основного закона Беларуси записано, что "человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства".

Для социального государства в том виде, в каком пытаются его построить в Беларуси, в отличие от государства социалистического характерно следующее:

оно ответственно за существование общества;

в нём индивид имеет обязанности перед иными лицами и обществом в целом;

это такое государство, которое помогает человеку, обеспечивает его достойное существование.

Социальное государство — это не только пенсии и пособия, что, безусловно, очень важно. Выполнение государством функций социальной защиты не должно носить стихийный, хаотичный, вспомогательный характер. Большое значение имеет прежде всего реализация определённых принципов экономической свободы человека и права предпринимателей, лиц наёмного труда, ответственность государства за выработку и соблюдение правил деятельности на рынке, за создание соответствующих условий для упорядочения экономической и социальной жизни, обеспечение принципа равенства всех форм собственности. Важен принцип помощи нетрудоспособным, а не тем, кто не желает работать.

Говоря о правах, не следует забывать об обязанностях, об ответственности, которую индивид несёт перед обществом, что является составляющей гарантий прав и свобод каждого гражданина.

Анализируя нынешнее состояние социальной защиты наших граждан, можно говорить о недостатках процесса приватизации, отсутствии экономических расчётов при разработке ряда законодательных актов, которые регулировали бы экономические реформы, что обусловило их декларативность и оторванность от реальной жизни общества. Не были разработаны механизмы экономической и правовой защиты граждан от социальных потрясений, резкого снижения уровня доходов. Широкое распространение получили чрезмерная концентрация собственности у узкого круга людей, коррупция, обогащение одних за счёт других. Это означает широкомасштабные нарушения социально-экономических прав граждан, а государство должно устранять несправедливость, издержки перехода к рыночным отношениям.

Ни одному современному государству не уйти от решения вопросов, связанных с социальной защитой его граждан. Не пожелают это сделать само государство и его институты — заставят его это сделать сами граждане, общественные объединения. Для преодоления негативных явлений, порождённых развитием рыночных отношений, — эгоизм, индивидуальная замкнутость, снижение планки духовных ценностей — социальное государство представляет целый ряд гарантий и уровней защиты своих граждан. Среди них:

обеспечение прожиточного минимума;

сохранение здоровья граждан и экологии;

закрепление права на труд;

определение собственности как источника существования, защита права собственности;

решение проблемы социального неравенства, особенно остро стоящей в постсоветских государствах;

забота государства о детях, семье и материнстве.

Одна из основных характеристик социального государства — гарантированность каждому человеку достойного прожиточного минимума. Конституция Республики Беларусь заверяет право каждого на "достойный уровень жизни, включая достаточное питание, одежду, жильё и постоянное улучшение необходимых для этого условий" (ст. 21). Безусловно, речь идёт о "каждом", кто не в силах самостоятельно поддерживать своё существование. В законодательстве Германии предусмотрено, что только тот, кто не может самостоятельно добыть себе средства к существованию и не получает при этом никакой посторонней помощи, имеет право на личную и материальную поддержку со стороны государства. Эта помощь соответствует его специфическим потребностям, побуждает к самопомощи, стимулирует участие в общественной жизни и гарантирует достойное человека существование (параграф 9 Общей части Кодекса социальных законов ФРГ). Таким образом достигается сбалансированный подход государства и отдельного индивида к решению вопроса об обеспечении достойного существования, устанавливается грань, за пределами которой начинается иждивенчество; первичная активность самого человека и только затем уже возможна помощь государства, задача которого — создать такую нормативную базу, которая будет способствовать развитию личности, использованию ею своих возможностей на практике.

Развитие личности, безусловно, возможно, когда государство уделяет внимание таким важнейшим социально-экономическим правам, как право на образование, на охрану здоровья, на безопасный труд и т.п. На государстве лежит обязанность устранять, насколько это возможно, причины ухудшения здоровья граждан. Для их преодоления должны создаваться общедоступная и широкая система здравоохранения, предусматривающая оказание медицинской помощи всему населению, специальную защиту здоровья детей, матерей и лиц преклонного возраста, предотвращение загрязнения окружающей Среды и т.д.

Основным источником существования является труд. В ст. 41 Конституции Республики Беларусь труд провозглашён "как наиболее достойный способ самоутверждения человека". Подобная формулировка в сочетании с другими нормами Конституции косвенно предоставляет право не заниматься трудовой деятельностью: незанятость не может служить основанием для привлечения гражданина к какой-либо юридической ответственности (административной, уголовной или иной). по существу, мы можемможеи говорить о свободе труда.

В ст. 41 Конституции Беларуси установлен запрет на принудительныйпринудительынй труд, "кроме работы или службы, определяемой приговором суда, или в соответствии с законом о чрезвычайном или военном положении". С учётом данной нормы, а также содержания ст. 8 Международного пакта о гражданских и политических правах нельзя оценивать как неконституционные положения уголовного или административного законодательства о применении такой меры наказания, как исправительные работы.

Желательно, чтобы распределение молодых специалистов по окончании государственных учебных заведений основывалось не на акте правительства, а на законе. Следовало бы расширить права и выпускников учебных заведений. В своё время мы высказывали в белорусской прессе идею о том, что при отказе от работы по распределению они имеют право и обязанность компенсировать затраты государства на их обучение. Это предложение нашло своё развитие в текущем законодательстве.

Как известно, собственность также может служить источником существования. Государство гарантирует каждому право собственности и содействует её приобретению. Право собственности бессрочно. Принудительное отчуждение имущества допускается лишь в двух случаях:

1) по мотивам общественной необходимости при соблюдении условий и порядка, определённых законом, со своевременным и полным компенсированием стоимости отчуждаемого имущества;

2) согласно решению суда.

В первом случае в качестве примера можно привести снос домов, находящихся в собственности граждан, для строительства объектов общего пользования (например, дорог). По решению суда имущество гражданина может быть конфисковано (то есть изъято безвозмездно) в связи с совершением им уголовно наказуемого деяния. Конфискация имущества как вид уголовного наказания может быть назначена в случаях, предусмотренных Уголовным кодексом Республики Беларусь.

Для социального государства характерна политика, предполагающая обеспечение социального равенства. В этих целях используются различные средства — правовые, экономические, организационные и др. Так, провозглашается равенство всех перед законом и право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов (ст. 22), закрепляется установление партнёрских отношений и взаимодействия между государством, предпринимателями и профсоюзами (ст. ст. 13, 14, 41); предусматривается оказание помощи ветеранам, молодёжи, семьям, имеющим детей (ст. ст. 32, 47), и др.

Важнейшим средством, сглаживающим социальное неравенство, служит система социального обеспечения, в том числе выплата пенсий и пособий, медицинское обслуживание, однако, как видим, суть социального государства не может сводиться только к этому. В то же время в социальном государстве должна быть сбалансированная система льгот и преимуществ, в ином случае это может привести к ущемлению прав граждан, за счёт которых оно формируется.

Особо хотелось бы остановиться на таком важнейшем направлении деятельности государства, как забота о детях, семье, материнстве. В Республике Беларусь проживает 2,6 млн. детей, или каждый четвёртый житель республики — несовершеннолетний. Забота государства о детях была и остаётся основной частью государственной политики президента, правительства, местных органов власти. Однако сегодняшнее положение детей не может в полной мере удовлетворить государство и общество. Не снижаются неблагополучные тенденции, влияющие на уровень обеспеченности прав и свобод детей. В последние годы появились нищие, малолетние наркоманы, беспризорники.

Корни многих проблем кроются в морально-психологическом климате семьи. Рост бедности, увеличение количества неполных семей, алкоголизм, снижение духовных ценностей ведут к тому, что многие родители не хотят воспитывать детей в соответствии с правовыми и моральными нормами. Однако концентрирование внимания прежде всего на проблемах, которые существуют в этой области, не означает, что в государстве не созданы необходимые правовые, социальные, материальные условия для защиты прав детей.

Один из позитивных аспектов государственной политики — стремление государственных институтов (президент, парламент, правительство, суды, правоохранительные органы) обеспечить всестороннюю гарантированную защиту детства, семьи, материнства. Конституция в целом, законодательство, практика их применения должны быть направлены на поддержание физического и нравственного здоровья ребёнка. Заботясь о детях, общество думает о своём будущем.

Конституционные нормы не исключают, а наоборот, предполагают, как справедливо отмечается в литературе, следующую концепцию необходимой системы: ребёнок, семья, общество, государство.

Уровень развития социального государства зависит от экономического развития. Согласно ст. 2 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, каждое участвующее в настоящем Пакте государство обязуется в индивидуальном порядке и в порядке международной помощи и сотрудничества, в частности в экономической и технической областях, принять в максимальных пределах имеющихся ресурсов меры к тому, чтобы постепенно полностью осуществить всеми надлежащими способами, включая принятие законодательных мер, признаваемые в настоящем Пакте права. Таким образом, государство может распоряжаться только имеющимися ресурсами. Их размер зависит от многих факторов, например от собираемости налогов, системы налогообложения, насколько она эффективна и в какой степени стимулирует рост производства, совершенствование экономических отношений.

Опыт свидетельствует, что социальное государство и рынок (рыночные отношения) — явления совместимые. Более того, государства, основанные на рыночной экономике, добились больших успехов в социальной защите своих граждан, чем государства, в которых доминировала плановая экономика с главенствующей государственной собственностью. На определённом этапе перехода к рыночным отношениям их развитие иногда воспринималось как отрешённость государства от забот людей, безразличие к их нуждам. Это привело к ослаблению функций государства по социальной защите граждан.

Однако государственное регулирование не должно сводиться к сужению сферы предпринимательства, частной инициативы, ограничению права частной собственности. Наоборот, для социального государства характерен баланс интересов человека, общества и государства, в том числе возможность их обеспечения не только нормами права, но и другими социальными регуляторами.

Хотелось бы остановиться на некоторых аспектах развития правового государства. Эффективность права в обеспечении развития личности зависит от многих факторов. Актуальными являются следующие: адекватность правового регулирования потребностям общественного развития, предсказуемость развития права, равенство всех перед законом и судом, гарантированность правосудия (право на объективный, беспристрастный и независимый суд), право на квалифицированную юридическую помощь, на презумпцию невиновности и др.

Наиболее существенными, на наш взгляд, представляются три момента:

1) использование во внутреннем праве международных стандартов;

2) использование судебных прецедентов в качестве источника права;

3) проблема обеспечения конституционного права на судебную защиту.

Важной и необходимой предпосылкой для установления благоприятных для развития личности условий является использование во внутреннем (национальном) праве сформированных международных стандартов. По уровню их реализации можно судить о том, насколько государство приблизилось к идеалу правового, демократического, социального государства.

Наличие конституционной нормы о приоритете общепризнанных принципов свидетельствует о стремлении законодателя строить независимое государство на правовых, демократических началах. В этом случае имеется несколько немаловажных аспектов. Признание приоритета общепризнанных принципов международного права означает не что иное, как определение вектора развития всей правовой системы. В этом смысле общепризнанные принципы находятся как бы над конституцией, они предопределяют понимание конституционных норм. Норма, запрещающая заключать международные договоры, противоречащие конституции, является гарантией государственного суверенитета Республики Беларусь, которая самостоятельна в проведении своей внутренней и внешней политики.

Представляется, что осуществить на практике это правовое предписание не просто, но необходимо в силу того, что на международном уровне вырабатываются стандарты взаимоотношений государства и человека, статуса человека и гражданина, и к ним необходимо приближать национальное законодательство, правовую систему новых государств. Если практика будет формироваться с учётом исполнения этой нормы, то выиграют от этого и государство и граждане.

Договоры должны иметь прямое, непосредственное действие. Мы считаем, что давно назрела необходимость в подготовке комментария к двум важнейшим Международным пактам — о гражданских и политических правах и об экономических, социальных и культурных правах. Это будет реальным вкладом учёных и специалистов в становление правового государства, в утверждение прав и свобод каждого человека и гражданина, отвечающих международным стандартам.

Анализ практики применения ратифицированных международных договоров на пленумах высших судебных инстанций также видится позитивной мерой. Пока эта проблема остаётся вне их постоянного внимания.

В процессе решения задач конституционного строительства необходимо уяснить значение и объём каждого права. Содержание прав и свобод становится нередко предметом ожесточённых дискуссий, отличающихся высокой степенью конфронтации, а нередко и спекуляций, полярностью мнений. Этому иногда способствует деятельность государственных органов (парламент, суды), непосредственно их интерпретирующих. С нашей точки зрения, содержащиеся в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод нормы могут уже сейчас стать ориентиром для правоприменительной практики. Важным шагом на пути утверждения института конституционного контроля, свободного от политических пристрастий и служащего только интересам правосудия, может быть использование решений Европейского Суда по правам человека (его правовых позиций) для подготовки заключений Конституционного Суда по вопросам, являющимся предметом его рассмотрения.

Каждая система имеет свои особенности, присущие ей источники права. Принято рассматривать в качестве источников права лишь нормативные акты, но не судебные прецеденты и обычаи. Представляется, что эти взгляды следует изменить. Судебный прецедент и в нашей правовой системе может и должен рассматриваться в качестве источников права.

Право на правосудие иногда понимается слишком упрощённо — как недопустимость ограничений на обращение в суд. Конституционный Суд Республики Беларусь много сделал для обеспечения конституционного права на судебную защиту. Оно не исключает предварительного порядка рассмотрения споров (например, в КТС), альтернативного порядка (обращение в вышестоящий или иной орган, что не должно лишать права на обращение в суд). В то же время правосудие предполагает независимость, беспристрастность и компетентность суда. Конституционное право — это фундаментальная отрасль права. в силу своей природы оно более всего подвержено политическому влиянию. В то же время научные исследования в области конституционного права позволяют находить оптимальное решение как в правотворческой сфере, так и в практике исполнения законодательства. Так, согласно ст. 104 Конституции Беларуси закон не имеет обратной силы, за исключением случаев, когда он смягчает или отменяет ответственность граждан. Этот конституционный принцип, как нам кажется, необходимо распространять и на действие всех подконституционных нормативных актов, а не только законов. Аналогичный подход должен быть не только при решении вопроса о возложении юридической ответственности, но и в случае такого изменения законодательства, в результате которого ухудшается положение граждан, юридических лиц, в том числе осуществляющих хозяйственную деятельность. Например, недопустимо придавать обратную силу актам, предусматривающим дополнительные налоговые нагрузки на субъекты хозяйствования. С этой проблемой непосредственно связано своевременное опубликование нормативных актов, затрагивающих права и свободы гражданина. Если законы, декреты, указы, постановления правительства обычно публикуются и таким образом доводятся до сведения населения, то этого нельзя сказать о нормативных актах министерств и ведомств, местных Советов, исполнительных и распорядительных органов.

Также целесообразно остановиться на проблемах, связанных с практическим применением конституционных норм. Это — толкование конституции и закона, нарушение конституции, адекватность текущего законодательства конституционным нормам. На практике возникают вопросы соотношения нормативного и казуального толкования конституции и других актов. Согласно Основному закону Республики Беларусь правом официального нормативного толкования конституции обладает парламент на основе соответствующего предложения президента. К сожалению, Конституционный Суд непосредственно таким правом не обладает, однако он может проверить конституционность такого закона, по всей форма являющегося конституционным, и принять соответствующее решение. Таким образом, акт Конституционного Суда обладает большей юридической силой, чем акт парламента о толковании конституции.

Что же касается аутентичного нормативного толкования, даваемого судами (общими, хозяйственными), то подход к определению их соотношения должен быть иной: аутентичное нормативное толкование обладает верховенством.

Проблема соотношения конституции и закона иногда возникает в связи с необходимостью расширения конституционных полномочий государственных органов. Наряду с правами и обязанностями государственного органа, которые закреплены в конституции, в ней прямо указано: компетенция Конституционного Суда определяется законом. Думается, что конституционные положения могут быть дополнены (но не ограничены) законом.

Говоря об институте конституционной ответственности, необходимо сказать, что он должен получить дальнейшее развитие. Его нельзя сводить только к ответственности президента, парламента, правительства, некоторых должностных лиц. Нужны подробная регламентация случаев нарушения конституции и ответственность в каждом случае. В рамках этого института следовало бы, в частности, различать:

явное нарушение конституции;

умышленное её нарушение;

случаи принятия неконституционных актов в силу недостатков самого конституционного текста (например, неудачной, нечёткой редакции).

Следует устранить дисбаланс, который порой существует в текущем законодательстве, неадекватно выражающем сущность конституционных норм. Например, в ст. 61 Конституции Республики Беларусь говорится о возможности взыскания гражданином морального вреда в соответствии с законом. На практике получается следующее: если нарушены права потребителей, то этот вред взыскать можно, если же человек незаконно уволен с работы или против него совершено преступление, которое не повлекло повреждения его физического здоровья, то возможности взыскания морального вреда отсутствуют.

Необходимо активизировать процесс принятия законов, ссылки на которые есть в конституции (например, об альтернативной воинской службе), осуществить пересмотр действующей системы прописки. Даже теперь, в период существования рыночных отношений, в регионах республики действуют акты местных органов власти, ограничивающие право гражданина встать на учёт для получения жилья. Недавно Конституционный Суд Республики Беларусь признал неконституционной норму Кодекса об административной ответственности, предусматривавшую ответственность за приём на работу граждан Республики Беларусь без прописки.

Право является важнейшим социальным регулятором общественных отношений. В этой связи очень важно определить объём правового регулирования с тем, чтобы оно (правовое регулирование) было оптимальным, не сдерживало общественное развитие, не было его тормозом, а, наоборот, содействовало прогрессу.

…17…

Конституция Республики Беларусь о социальном государстве В Конституции Республики Беларусь констати-руется, что «Республика Беларусь — это унитар-ное демократическое социальное правовое государ-ство». В научный оборот понятие «социальное государ-ство» ввел в середине XIX в. немецкий юрист Лоренц фон Штейн. По его мнению, «государство должно обе-спечивать прогресс всех его членов, так как развитие одного является условием и следствием развития дру-гого, и в этом смысле мы говорим об общественном или социальном государстве». Задача социального государства — обеспечить до-стойные условия жизни своих граждан, удовлетворе-ние их материальных и духовных потребностей, до-стижение социальной справедливости и социальной защищенности. Эти цели реализуются посредством перераспределения национального дохода в пользу малообеспеченных слоев, проведения политики за-нятости, охраны труда, развития общедоступного здравоохранения и образования, создания условий, которые делают доступным для каждого приобщение к ценностям культуры. Задача социального государ-ства — сгладить реально существующее социальное неравенство между богатыми и бедными, которое за-ведомо ставит бедных в неодинаковое положение не только в сфере потребления материальных благ, но и в получении образования, охране собственного здо-ровья. Становление социальных государств происходит после второй мировой войны. Государства начинают выступать в качестве основных субъектов социаль-ной политики наряду с общественными объединени-ями граждан, негосударственными экономическими субъектами и другими институтами гражданского общества. Социальная политика — это совокупность меро-приятий, направленных на создание благоприятных условий жизни людей, условий их труда и быта, здоровья и досуга населения и т. д. Важнейшим на-правлением социальной политики является создание всеобъемлющей системы социальной защиты, систе-мы социальных гарантий, без которых невозможна реализация прав и свобод человека. Социалъные га-рантии — это материальные и правовые средства, которые обеспечивают реализацию экономических, социальных, культурных, политических прав. Экономические, политические, культурные, со-циальные права взаимосвязаны, так как социально-трудовая сфера представляет единый комплекс ком-понентов: • отрасли социальной сферы (образование, здра-воохранение, культура, спорт, туризм, жилищ-но-коммунальный сектор); • рынок труда, служба занятости, переподготов-ки кадров (в том числе и безработных); • сфера мотивации производительного труда (ор-ганизация оплаты, стабилизация уровня жиз-ни населения); • система социальной защиты населения; систе-ма социального страхования; • пенсионная система; • охрана труда. В Конституции Республики Беларусь закрепля-ется социальная направленность деятельности бело-русского государства. Человек, его права, свободы и гарантии их реализации провозглашаются высшей ценностью и целью общества и государства. Конституционно в Республике Беларусь закрепле-ны основные социально-экономические и социально-культурные права и свободы человека и гражданина: право на труд без какой-либо дискриминации; право на охрану здоровья и медицинскую помощь; право на благоприятную окружающую среду и возмещение ущерба, причиненного гражданину экологическим правонарушением; право на жилище; право на об-разование; право на социальное обеспечение по воз-расту, в случае болезни, инвалидности, потери кор-мильца, для воспитания детей; право на достойный уровень жизни, включая достаточное питание, одеж-ду, жилье и постоянное улучшение необходимых для этого условий. Граждане имеют право на защиту своих эконо-мических и социалъных интересов, включая право на объединение в профессиональные союзы, заключе-ние коллективных договоров (соглашений) и право на забастовку. Лицам, работающим по найму, гарантируется справедливая доля вознаграждения за труд в со-ответствии с его количеством, качеством и обще-ственным значением, но не ниже уровня, обеспе-чивающего им и их семьям свободное и достойное существование. В Конституции отмечается, что женщины и мужчины, взрослые и несовершеннолетние имеют право наравное вознаграждение за труд рав-ной ценности. Конституционно гражданам Беларуси гарантиро-вано право на отдых. Для работающих по найму это право обеспечивается установлением рабочей недели, не превышающей 40 часов, сокращенной продолжи-тельностью работы в ночное время, предоставлением ежегодных оплачиваемых отпусков, дней еженедель-ного отдыха. Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на охрану здоровъя, включая бесплатное лече-ние в государственных учреждениях здравоохране-ния. Государство берет на себя обязательство создать условия доступного для всех граждан медицинско-го обслуживания. Право граждан на охрану здоро-вья обеспечивается также развитием физической культуры и спорта, мерами по оздоровлению окру-жающей среды, возможностью пользоваться оздо-ровительными учреждениями, совершенствованием охраны труда. В «Основных направлениях социаль-но-экономического развития Республики Беларусь на 2001—2005 гг.» государство поставило задачу дове-сти объем финансирования здравоохранения до 7,5 % ВВП. Такой показатель является средним по странам Европейского Союза. Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на социалъное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, по-тери кормильца и в других случаях, предусмотрен-ных законом. Особую заботу государство проявляет о ветеранах труда, а также о лицах, утративших здоровье при защите государственных и общественных интересов. В Конституции Республики Беларусь закрепляет-ся право на жилище. Это право обеспечивается разви-тием государственного и частного жилищного фонда, содействием гражданам в приобретении жилья. Кон-ституционно провозглашается, что никто не может быть произвольно лишен жилья. В Конституции говорится о том, что каждый име-ет право на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права. Данное право относится к так называемым кол-лективным правам или правам солидарности, которые получили свое обоснование во второй половине XX в. Важнейшим социально-культурным правом явля-ется право на образование. Конституция Республики Беларусь гарантирует доступность и бесплатность общего среднего и профессионально-технического образования. Что касается среднего специального и высшего образования, то оно доступно в соответствии со способностями человека. Каждый может на кон-курсной основе бесплатно получить соответствующее образование в государственных учебных заведениях. Белорусское государство, гарантируя реализацию гражданами права на образование, ставит цель — соз-дать национальную систему образования, которая бы отвечала потребностям развития экономики и новым общественным отношениям. В этой связи важно со-хранить систему бесплатного образования, а также развивать систему платного образования, делая его более доступным. В Конституции Республики Беларусь закрепля-ется право на участие в культурной жизни. Это право обеспечивается общедоступностью ценностей отечественной и мировой культуры, находящихся в государственных и общественных фондах, развитием сети культурно-просветительных учреждений. Кон-ституционно гарантируется свобода художественно-го, научного, технического творчества и преподава-ния. Интеллектуальная собственность охраняется законом. Белорусское государство гарантирует охрану ма-тперинства, отцовства и детпства. Молодежи гаран-тируется право на ее духовное, нравственное и физи-ческое развитие. Главнейшей практической проблемой является реализация конституционно провозглашенных соци-альных прав, которая зависит от состояния экономи-ки, уровня ее развития, состояния государственного бюджета, от инициативы и способности к самоорга-низации всего населения. Приоритетными направлениями социальной по-литики Республики Беларусь являются охрана здо-ровья, жилъе, продоволъспгвие. Важными задачами белорусского государства являются также улучшение демографической ситуации, защита детей и укрепле-ние института семьи. Немаловажным направлением социальной поли-тики белорусского государства является повышение доходов населения. Социальные пособия и льготы, носят адресный характер и предоставляются отдель-ным категориям граждан. По-прежнему актуальным остается решение жи-лищной проблемы. Чтобы жилье стало более доступ-ным, предполагается снижать стоимость квадратного метра жилья, развивать систему кредитования. Развитие пенсионной системы связано с повыше-нием пенсий соответственно росту средней заработ-ной платы. Важным направлением социальной политики бело-русского государства является развипгие физической кулътуры, спорта и туризма, формирование осознан-ной потребности населения в здоровом образе жизни. Социальное государство ориентировано на пре-доставление преимуществ нетрудоспособным и со-циально уязвимым слоям населения в пользовании общественными фондами потребления. С 1990 г. в Республике Беларусь целенаправленно формируется специальная социальная служба. Для социальной службы в вузах республики готовят профессиональ-ных социальных работников.

…18…


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: