Цивилизационный подход к социальному развитию

Концепция модернизации, как и многие другие общественные теории (например, марксизм), исходят из того, что существуют общие закономерности социального развития всего человечества.

Иной точки зрения придерживаются сторонники цивилизационного подхода к социальному развитию. Они полагают, что человечество делится на отдельные цивилизации, каждая из которых развивается достаточно изолированно на основе своих внутренних закономерностей.

И действительно, уже давно мыслители обратили внимание на различие, скажем, между западной и восточными цивилизациями.

Одним из первых разрабатывал цивилизационную проблематику русский мыслитель Николай Яковлевич Данилевский в книге «Россия и Европа». Н.Я. Данилевский полагал, что народы играют различную роль в истории. Одни являются лишь пассивным, «этнографическим» материалом, не имея творческого начала. Другие воплощают негативные, деструктивные функции, выступая в качестве «бича божия» (гунны, монголы). Наконец, существуют 12 культурно-исторических типов, которые относятся к числу созидательных элементов истории. Причем их творческая сущность проявляется только в одной сфере: для греков — это красота, для евреев — религия, для Рима — закон и администрация, для индийцев — мистика, для романо-германской цивилизации — наука и технология.

Н.Я. Данилевский полагал, что в будущем предстоит расцвет русско-славянской цивилизации, которая сумеет проявить себя в различных сферах жизни.

Немецкий философ Освальд Шпенглер в своей знаменитой работе «Закат Европы» выделил 8 основных культурно-исторических типов, каждый из которых имел свою доминантную тему, или «первичный символ. Вместе с тем, все культурно-исторические типы подчинены жесткому биологическому ритму и проходят основные стадии развития: рождение, детство, юность, зрелость и закат.

О. Шпенглер полагал, что на ранних стадиях развития культурно-исторического типа преобладает культура, а на поздних — цивилизация, которая является этапом упадка и разложения культурно-исторического типа. Культура делает акцент на душе, творчестве, личности (такова была, например, древнегреческая культура), цивилизация — на рассудке, деньгах, толпе (цивилизация Древнего Рима). Европейская цивилизация, по мнению О. Шпенглера, вступила в эпоху своего заката.

Английский историк Арнольд Джозеф Тойнби в своем многотомном труде «Постижение истории» выделил 21 цивилизацию, среди которых есть первичные, вторичные, третичные (например, православная, которая порождена византийской, возникшей, в свою очередь, на основе греко-римской), застывшие и неразвившиеся.

Источник развития цивилизации — вызовы, исходящие от человека (вызов истории) и вызовы, исходящие от окружающей среды (вызов природы). Главную роль в поисках ответов на эти вызовы играет т. н. «творческое меньшинство», а основная масса населения (т. н. «внутренний пролетариат») только подражает ему.

Пока даются адекватные ответы на вопросы истории и природы, цивилизация развивается. Однако со временем творчество иссякаем, ответы становятся неудовлетворительными и цивилизация распадается.

Оригинальную концепцию развития цивилизаций (этносов) предложил Лев Николаевич Гумилев в работе «Этногенез и биосфера земли». В развитии этносов он выделял ряд стадий (фаз).

1. Пассионарный подъем — появляется много личностей, которые отличаются энергией, стремлением к успеху (пассионариев). Создается государство, расширяется его территория, наблюдается рост экономики, подъем культуры.

2. Акматическая фаза. Энергия индивидов направляется на междуусобицы. Каждый стремится реализовать собственные интересы, в результате возникает внутреннее соперничество и резня.

3. 3. Фаза надлома. Начинаются гражданские войны, происходит взаимное истребление людей. Затем пассионарность падает, в обществе устанавливается видимое равновесие.

4. 4. Инерционная фаза. Этнос начинает жить по инерции благодаря
приобретенным ценностям. Вновь идет подчинение людей друг другу, происходит образование больших государств, создание и накопление материальных благ.

5. 5. Фаза обскурации. Энергия в социоэтнической системе убывает, начинается ее распад. Субпассионарии, люди с пониженной энергией, начинают пропивать и проедать все ценное и уничтожать беспокойных пассионариев.

6. 6. Мемориальная фаза. Этнос живет лишь памятью о своем прошлом, затем исчезает и память. Приходит время равновесия с природой (гомеостаз). Людей привлекает обывательский покой, удовлетворение самых примитивных потребностей. Этнос исчезает.

Питирим Александрович Сорокин в своей работе «Социальная и культурная динамика» выделил три типа социокультурных суперсистем.

1. Умозрительная культура — система, при которой потребности людей направлены на удовлетворение духовных, моральных, религиозных потребностей людей. Считается, что мир вечен, неизменен, духовен.

2. Чувственная культура — система, при которой считается, что мир материален, познаваем и изменяем. Деятельность людей направлена на удовлетворение материальных потребностей и интересов (еда, питье, жилище, секс, удовольствие).

3. Идеалистическая культура представляет собой сбалансированное сочетание умозрительных и чувственных элементов.

Так, например, указывал П. Сорокин, для Европы IV–VI вв. было характерно преобладание идеалистической культуры, в VII–XIII вв. господствовала умозрительная культура, а с XIV века и по настоящее время — чувственная.

Как видим, цивилизационный подход к социальному развитию достаточно обоснован теоретически и имеет довольно много адептов.

Понятно, что осуществление вышеуказанных целей предполагает коренное изменение содержания и роли государственного бюджета, отказ от поддержки «нерентабельных предприятий», принципиально иную схему инвестиционной деятельности, обеспечения сырьевыми ресурсами. Новую роль получают банки, биржи, ценные бумаги и т. п.

В настоящее время в Беларуси и других восточноевропейских государствах идет активный процесс становления гражданского общества. Темп и характер изменений политической и экономической системы, социальной структуры и массовой психологии во многом зависит от структурно-экономических, этнокультурных, политических и иных конкретно-исторических условий, специфичных для каждой отдельно взятой страны.

3.2.10 Республика Беларусь в мировой политике

Приоритеты внешней политики Республики Беларусь Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко определил в докладе на II Всебелорусском собрании 18 мая 2001 года «За сильную и процветающую Беларусь»:

· обеспечение благоприятных международных условий для укрепления молодой национальной государственности, суверенитета и территориальной целостности страны;

· развитие взаимовыгодного сотрудничества с государствами и народами, способствующего осуществлению преобразований в социально-экономической, политической и духовной сферах общества;

· непосредственное участие в решении общечеловеческих проблем, формирование нового, более гуманного мирового порядка.

Реализуя указанные стратегические цели, Беларусь заявила мировому сообществу, что ее территория свободна от ядерного орудия, а государство будет последовательно проводить политику нейтралитета.

Отличительная особенность внешней политики государство — многовекторность и стремление к созданию вокруг себя «пояса добрососедства».

1) Выполнение обязательств по международным договорам в области разоружения и контроля над вооружениями.

Проходя многосторонние переговоры представителей страны в рамках консультативных органов по договорам об обычных вооруженных силах в Европе, о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ), о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСНД), об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО). В ноябре 1996 года осуществлен досрочный вывод стратегических ядерных вооружений с территории Беларуси. Страна считает неизменным своим приоритетом укрепление ООН и системы ее специальных учреждений, сохранение и укрепление международной безопасности, основанной на принципах международного права.

2) Развитие контактов с общеевропейскими структурами, европейскими странами.

Беларусь ведет активный диалог с Европейским союзом, НАТО, Советом Европы. Объем торговли с Европой в 1999 году составил свыше 70% общего товарооборота с дальним зарубежьем. Страна стремится войти в Совет Европы стать его полноправным членом. Она выступает за равноправие и взаимовыгодные отношения с Западом, свободные от диктата и вмешательства во внутренние дела Беларуси.

В феврале 1992 года суверенная Беларусь присоединилась к деятельности Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Она приняла на себя обязательства следовать идеям и принципам, закрепленным в Хельсинском заключительном акте, Парижской Хартии для новой Европы и других документах ОБСЕ. Беларусь выступила с рядом инициатив, направленных на укрепление роли и авторитета ОБСЕ в сфере предотвращения кризисов, урегулирование конфликтов, создание в Европе зон, свободных от ядерного оружия.

Отношения со странами Европейского союза по-прежнему остаются напряженными. Однако благодаря усилиям властных структур страны в 2003 году разрешен конфликт относительно участия Национального Собрания Республики Беларусь в Парламентской ассамблее ОБСЕ, отменены визовые ограничения, введенные с европейскими странами для высших руководителей государства. Принимаются меры по восстановлению статуса «специального приглашенного» в Парламентской Ассамблее Совета Европы, нормализации и развитию сотрудничества с Евросоюзом.

3) Обеспечение территориальной безопасности государства, защита его от потенциальных и реальных угроз.

С этой целью утверждена в 1998 году Концепция совместной оборонной политики Беларуси и России. Действуют соглашения с Россией о военном сотрудничестве, коллективной безопасности. Создается соответствующая нормативно-правовая база, регулирующая вопросы формирования общего оборонного пространства с Россией, охрану государственных границ Союзного государства. Одновременно осуществляются мероприятия по модернизации (материально-техническому оснащению, повышению мобильности) Вооруженных Сил Республики Беларусь. Важнейший приоритет для Беларуси активное участие в международных и региональных системах безопасности.

4) Интеграция и развитие сотрудничества с Россией. 26 января 2000 года вступил в силу Договор о создании Союзного государства Беларуси и России. Однако реализуется этот договор не динамично. Выявлены и постепенно преодолеваются разногласия по вопросу о форме Союзного государства, принципах его построения, правилах экономической жизни, правовых механизмах функционирования, характере и полномочиях союзных структур (парламента, судебных органов). Руководством Беларуси и России продолжается поиск взаимоприемлемой модели межгосударственной интеграции на основе суверенного равенства. Развиваются отношения двух стран в сферах экономической, валютно-финансовой, науки, образования, культуры, информационно социального обеспечения, выполнения действующих государственных программ, направленных на сохранение и укрепление промышленного потенциала, выпуск конкурентоспособной продукции.

В целом потенциал внешней политики молодого суверенного государства реализуется неадекватно национальным интересам. Стране предстоит пройти трудный путь демократических преобразований, что позволит ей завоевать авторитет в мировом сообществе, занять достойное место в международных отношениях.

Слабо используются возможности сотрудничества с европейскими странами, США, государствами Азии, Африки и Латинской Америки. Сказываются и причины политического характера, и недостаточный экспортный потенциал Беларуси, и слабая адаптация внешнеторгового режима страны к правам Всемирной торговой организации (она регулирует сегодня 90% всей мировой торговли).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: