Понятие и субъекты правотворчества. Виды правотворчества

Правотворчество — деятельность субъектов, наделенных нормотворческой компетенцией, по созданию юридических норм.

Правотворчество охватывает собой деятельность уполномоченных на то государственных органов по выработке, принятию, изменению, дополнению или отмене нормативно-правовых актов.

В узком смысле правотворчество - это процесс непосредственного создания, изменения или отмены правовых норм компетентными органами (например, принятие Государственной Думой закона, утверждение министром положения или инструкции) либо непосредственно населением (путем референдума).

Субъекты правотворчества - это органы и лица, уполномоченные на изменение, создание, отмену, приостановление, лишение юридической силы правовых норм.

Субъектами правотворчества в РФ являются:

· Государство

· государственные органы

· должностные лица, суды (Конституционный суд)

· органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления (если центральная и местная власти отделены)

· общественные организации

· органы управления юридических лиц

· население (народ) посредством референдума

· трудовые коллективы.

Субъекты правотворчества обладают определёнными полномочиями:

a) Разработка проекта нормативно-правового акта и вынесение его на рассмотрение компетентных лиц.

b) Рассмотрение представленного проекта.

c) Отклонение проекта или принятие на его основе нормативно-правового акта.

d) Введение в действие.

Субъектный состав правотворчества зависит:

1. От юридической силы разрабатываемого или принимаемого нормативно-правового акта.

2. Режима правотворческого процесса:

    • режим единоначалия - один субъект
    • режим коллегиальности - несколько субъектов

В зависимости от субъектов правотворчество подразделяется на такие виды, как:

§ непосредственное правотворчество народа в процессе проведения референдума (всенародного голосования по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни);

§ правотворчество государственных органов (например, Государственной Думы, Правительства РФ);

§ правотворчество отдельных должностных лиц (например, Президента, министра);

§ правотворчество органов местного самоуправления;

§ локальное правотворчество (например, на предприятии, в учреждении и организации);

§ правотворчество общественных организации (например, профсоюзов).

В зависимости от значимости правотворчество делится на:

§ законотворчество

§ делегированное правотворчество

§ подзаконное правотворчестве


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: