Нормативно-правовые акты классифицируются по различным основаниям:
По сфере действия:
- в зависимости от особенностей правового положения субъектов правотворчества
- в зависимости от срока действия
- по предмету правового регулирования
- в зависимости от юридической силы
1. В зависимости от юридической силы нормативно-правовые акты Российской Федерации подразделяются на:
- законы;
- подзаконные нормативные акты.
Законы, в свою очередь, классифицируются (в порядке убывания юридической силы) на Основной (Конституцию), Федеральные Конституционные и Федеральные.
Подзаконные нормативно-правовые акты включают в себя нормативные постановления Государственной Думы, Указы Президента, постановления Правительства, акты Федеральных органов исполнительной власти (министерств и ведомств), нормативные акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации (включая и законы Субъектов РФ), нормативные акты органов местного самоуправления, локальные нормативно-правовые акты (например, правила внутреннего трудового распорядка какого-либо предприятия или учреждения).
Следует, правда, оговориться, что особенности российского законодательства относительно предмета исключительного ведения субъектов РФ предполагают верховенство актов субъекта Российской Федерации над законодательством Федерального центра. Однако это скорее исключение из общего правила.
Юридическая сила нормативно-правовых актов является наиболее существенным признаком их классификации. Она определяет их место и значимость в общей системе государственного нормативного регулирования.
В соответствии с теорией и практикой правотворчества акты вышестоящих правотворческих органов обладают более высокой юридической силой, чем акты нижестоящих правотворческих органов. Последние издаются на основе и во исполнение нормативных актов, издаваемых вышестоящими правотворческими органами.
2. В зависимости от особенностей правового положения субъектов правотворчества нормативно-правовые акты подразделяются на:
- акты принятые в результате референдума;
- акты изданные государственными органами;
- акты органов местного самоуправления;
- акты локального действия организаций, учреждений.
3. В зависимости от срока действия различаются постоянные и временные акты.
- постоянные – не ограничены в своем действии временным промежутком, действуют до отмены (Конституция)
- временные (срочные) – ограничены конкретными сроками (календарной датой (годовой бюджет), либо конкретным обстоятельством (вводом и отменой чрезвычайного положения).
4. По сфере действия нормативно-правовые акты можно подразделить на:
- общегосударственные, действующие на всей территории страны.
- региональные, действующие на территории одной или нескольких административно-территориальных единиц.
- локальные, действующие в рамках одного предприятия, учреждения, организации.
5. По предмету правового регулирования (по содержанию):
- акты, регламентирующие отношения в государственно-правовой сфере;
- акты, регламентирующие отношения в уголовно-правовой сфере;
- акты, регламентирующие отношения в гражданско-правовой сфере и т.д.
Такое деление в известной мере условно. Условность эта объективно объясняется тем, что не во всех нормативно-правовых актах содержатся нормы однородного содержания. Имеются акты, содержащие нормы только одной отрасли права (например, трудовое, семейное, уголовное законодательство). Но наряду с отраслевыми нормативными актами действуют и акты, имеющие комплексный характер. Они включают нормы различных отраслей права, обслуживающих определенную сферу общественной жизни. Хозяйственное, торговое, военное, морское законодательство – примеры комплексных нормативно-правовых актов.
Существует несколько определений закона, как разновидности нормативно-правового акта.
Закон – это принятый в особом порядке акт законодательного органа, обладающий высшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений.
Закон – это нормативный акт, принятый высшим законодательным органом или путем референдума, обладающий высшей юридической силой.
Закон – это нормативно-правовой акт, принимаемый высшим представительным органом государства в особом законодательном порядке, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения с точки зрения интересов и потребностей населения страны.
Это главный и преимущественный нормативно-правовой акт современного государства. Он содержит правовые нормы, которые регламентируют наиболее важные стороны общественной и государственной жизни.
Признаки закона:
- нормативный акт, содержащий нормы права, основной источник права;
- принимаются только высшими представительными органами государства или непосредственно народом в результате (в порядке) референдума;
- обладает высшей юридической силой. Это означает, что другие органы не могут изменять законы, что все прочие нормативные акты, называемые подзаконными, должны издаваться в соответствии с законами, не нарушать их. Правоприменительные, индивидуальные акты также должны выноситься на основе законов. Если при решении конкретного дела возникает ситуация, когда подзаконный акт (например, указ Президента или постановление Правительства РФ) противоречит закону, то правоприменитель должен отдать предпочтение закону;
- принимаются по основным, наиболее существенным вопросам общественной жизни, которые требуют оптимального удовлетворения интересов личности;
- принимаются и вводятся в действие в особом процессуальном порядке, что не присуще подзаконным нормативно-правовым актам. Принятие закона включает в себя четыре обязательные стадии: внесение законопроекта в законодательный орган; обсуждение законопроекта; принятие закона; его опубликование (обнародование). Принятие закона в результате референдума также осуществляется в законодательном порядке, предусмотренном Законом о референдуме;
- не подлежат контролю или утверждению со стороны какого-либо другого органа государства. Они могут быть отменены или изменены только законодательной властью. Конституционный или другой аналогичный суд может признать закон, принятый парламентом, неконституционным, однако отменить его может только законодательный орган;
- представляют собой ядро всей правовой системы государства, они обусловливают структуру всей совокупности нормативно-правовых актов, юридическую силу каждого из них, субординацию нормативно-правовых актов по отношению друг к другу.
Законы подразделяются на конституционные и обыкновенные (Хропанюк).
Конституционные законы определяют основные начала государственного и общественного строя, правовое положение личности и организаций. На основе конституционных законов строится и детализируется вся система нормативно-правовых актов. Конституция по отношению к другим нормативно-правовым актам, в том числе и законам, обладает высшей юридической силой.
Обыкновенные законы принимаются и действуют в строгом соответствии с конституционными актами, регламентируют определенные и ограниченные сферы общественной жизни.
Законы Российской Федерации можно подразделять:
- по субъектам, их принимающим,
- по юридической силе,
- по отраслям права.
По субъектам принятия законы делятся на:
- принятые на референдуме;
- принятые Федеральным Собранием РФ;
- законы субъектов федерации.
По юридической силе законы делятся на: федеральные законы и законы субъектов федерации.
Путем референдума могут быть приняты как федеральные законы, так и законы субъектов федерации.
Федеральные законы подразделяются на федеральные конституционные законы и просто на федеральные (текущие) законы.
Конституционные федеральные законы принимаются по вопросам, прямо указанным Конституцией РФ. К их числу относятся законы об изменении Конституции, кроме гл. 1 и 2 (ст. 136 Конституции РФ), о введении чрезвычайного положения (ст. 56), военного положения (ст. 87), о принятии и образовании новых субъектов федерации и об изменении их статуса (ст. 65, 66), о Государственном флаге, гербе, гимне (ст. 70), о правительстве, о судебной системе и высших судебных инстанциях (ст. 118, 128). Законы, прямо не отнесенные к числу конституционных, таковыми не являются, несмотря на их важность и необходимость.
Законы субъектов федерации принимаются в пределах полномочий этих субъектов, определенных Конституцией РФ, федеральными договорами и специальными договорами, заключенными Российской Федерацией с отдельными субъектами.
Подзаконные нормативно-правовые акты – это правотворческие акты компетентных органов, которые основаны на законе и не противоречат ему. Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, они базируются на юридической силе законов и не могут противостоять им. Эффективное регулирование общественных отношений имеет место тогда, когда общие интересы согласуются с индивидуальными интересами. Подзаконные акты как раз и призваны конкретизировать основные, принципиальные положения законов применительно к своеобразию различных индивидуальных интересов.
По своему содержанию подзаконные акты, как правило, являются актами различных органов исполнительной власти.
Их юридическая сила определяется местом органа, их принявшего, в иерархической лестнице государственного аппарата.
По субъектам издания и сфере распространения они подразделяются на общие, местные, ведомственные и внутриорганизационные акты.
1. Общие подзаконные акты. Это нормативно-правовые акты общей компетенции, действие которых распространяется на всех лиц в пределах территории страны. По своей юридической силе и значению в системе правового регулирования общие подзаконные акты следуют за законами. Посредством подзаконных актов осуществляется государственное управление обществом, координируются экономические, социальные и другие вопросы общественной жизни.
К общим подзаконным актам относятся нормотворческие предписания высших (центральных) органов исполнительной власти. Они исходят от президента страны или главы правительства.
В зависимости от формы государственного правления (президентской или парламентской республики) нормативно-правовые акты высшей исполнительной власти находят внешнее выражение в двух разновидностях подзаконных актов.
Нормативные указы президента (Акты Президента).
Президент РФ издает указы и распоряжения. Указы Президента РФ могут быть как нормативными, так и индивидуальными правоприменительными (например, Указы о награждениях, назначениях на государственные должности и др.). Нормативные указы Президента занимают второе место после законов. Они не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам, обязательны для исполнения на всей территории РФ (см. ст. 90 Конституции РФ). Указы Президента принимаются по широкому кругу вопросов, входящих в компетенцию Президента. Распоряжения принимаются обычно по конкретным вопросам.
В системе подзаконных актов они обладают высшей юридической силой и издаются на основе и в развитие законов. Полномочия президента в правотворческой деятельности определяются конституцией страны или специальными конституционными законами. Они регламентируют самые разнообразные стороны общественной жизни, связанные с государственным управлением.
Постановления правительства (Акты Правительства РФ).
Это подзаконные нормативные акты, принимаемые в контексте с указами президента и призванные в необходимых случаях урегулировать более дробные вопросы государственного управления экономикой, социальным строительством, здравоохранением, народным образованием, строительством вооруженных сил и т. д.
Постановления и распоряжения Правительства могут быть как нормативными, так и индивидуальными, правоприменительными. Распоряжения принимаются обычно по конкретным вопросам. Нормативные постановления Правительства принимаются по широкому кругу вопросов в пределах его компетенции, во исполнение законов и указов Президента РФ. Акты Правительства РФ могут быть отменены Президентом РФ.
Кроме этого к категории общих подзаконных актов можно причислить акты субъектов федерации.
Акты субъектов федерации по своей системе во многом совпадают с системой федеральных актов. В их числе следует назвать, прежде всего, законы, принимаемые законодательными органами субъектов федерации, высшими из которых являются конституции республик и уставы краев, областей, автономных округов. Законы, принимаемые субъектами федерации, по вопросам их исключительного ведения имеют преимущества перед федеральными актами. Ниже законов по юридической силе стоят указы и распоряжения президентов республик, губернаторов краев, областей, округов, далее – постановления и распоряжения правительств. Управления, департаменты, отделы, как правило, актов общего характера не принимают.
2. Местные подзаконные акты (нормативные акты органов местного самоуправления). Это нормативно-правовые акты органов представительной и исполнительной власти на местах. Их издают местные органы представительной власти и органы местного самоуправления. Действие этих актов ограничено подвластной им территорией. Нормативные предписания местных органов государственной власти и управления обязательны для всех лиц, проживающих на данной территории. Это могут быть нормативные решения или постановления совета, муниципалитета, мэрии, префекта по самым различным вопросам местного характера.
Органы местного самоуправления действуют на территории районов, городов (кроме Москвы и Ленинграда, являющихся субъектами федерации), сел, поселков, микрорайонов и т. п.
К числу этих актов относятся акты представительных органов городов, районов, сел, поселков, акты, принимаемые на сельских, поселковых сходах (обычно там, где не создаются представительные органы), акты глав администрации местного самоуправления, а также акты, принимаемые путем референдума населением соответствующей самоуправляющейся территории (референдумы районные, городские, сельские и т. п.).
Эти акты принимаются в пределах компетенции указанных органов, определяемой федеральными законами и законами субъектов федерации по вопросам управления муниципальной собственностью (городов, районов и т. п.), местным налогам, сборам, вопросам местного жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства территорий, бытовому, торговому обслуживанию населения, охране общественного порядка, окружающей среды и т. п. Среди этих актов особо следует выделить уставы местных сообществ (городов, районов и т.п.), принимаемые местным референдумом или представительным органом местного сообщества.
Акты органов местного самоуправления, принятые в пределах их компетенции, не могут быть отменены общегосударственными органами или органами субъектов федерации, они могут быть только обжалованы в судебном порядке.
3. Ведомственные нормативно-правовые акты (акты федеральных органов исполнительной власти) могут носить разное название: инструкции, постановления, приказы, правила, положения, разъяснения и т. п.
В ряде стран определенные структурные подразделения правительственных органов (министерства, ведомства) также наделяются правотворческими функциями, которые делегируются законодательной властью, президентом или правительством. Это нормативно-правовые акты общего действия, однако они распространяются лишь на ограниченную сферу общественных отношений (таможенные, банковские, транспортные, государственно-кредитные и другие).
В РФ эти акты принимаются министерствами, государственными комитетами, комитетами, государственными службами. Приказы и постановления могут быть как нормативными, так и ненормативными. Указанные нормативные акты издаются в соответствии с компетенцией соответствующих органов по специальному кругу вопросов, им подведомственных, на основании и во исполнение законов РФ, указов Президента и постановлений Правительства РФ.
Эти акты могут быть чисто внутриведомственного значения, распространяться на органы и работников только данного ведомства. Но многие из них имеют общее действие, выходят за рамки данного ведомства, распространяются на широкий круг субъектов, не входящих в данное ведомство, например инструкции Министерства финансов, Государственного банка, министерств охраны окружающей среды и природных ресурсов, связи, путей сообщения. Государственного таможенного комитета. Комитета санитарно-эпидемиологического надзора. Комитета по патентам и товарным знакам, Федеральной службы лесного хозяйства и др.
В ряде случаев могут издаваться совместные акты, например министерств внутренних дел и юстиции РФ и др.
Согласно Указу Президента РФ № 763 от 23 мая 1996 г. нормативные акты министерств и ведомств, затрагивающие права, свободы и обязанности граждан и имеющие межведомственное значение, подлежат обязательной регистрации в Министерстве юстиции РФ и обязательному официальному опубликованию в «Российской газете» не позднее 10 дней после регистрации. Незарегистрированные и неопубликованные акты не имеют юридической силы и не могут применяться к гражданам. Это сделано в целях недопущения ограничения прав и свобод граждан, возложения на них обязанностей, противоречащих законам.
4. Внутриорганизационные подзаконные акты (локальные нормативные акты). Это такие нормативно-правовые акты, которые издаются различными организациями для регламентации своих внутренних вопросов и распространяются на членов этих организаций, это акты, регулирующие внутреннюю жизнь предприятий, учреждений, объединений, ассоциаций, союзов и других организаций. Основными актами подобного рода являются прежде всего уставы этих организаций, которые (за некоторым исключением) подлежат обязательной регистрации в государственных органах, правила внутреннего трудового распорядка, коллективные договоры между администрацией предприятия, учреждения и органом профсоюза (трудовым коллективом), различного рода другие акты (по технике безопасности, должностные инструкции и т. п.).
В рамках, определенных актами высшей юридической силы, внутриорганизационные нормативные акты регулируют самые разнообразные отношения, возникающие в конкретной деятельности государственных учреждений, предприятий, воинских частей и других организаций.
Система нормативно-правовых актов современных государств неоднородна. Это объясняется особенностями форм государственного правления, многовековыми традициями отдельных стран, национальными и другими факторами. Тем не менее, подавляющее большинство нормативно-правовых систем строится по признаку степени юридической силы акта. Нижестоящие акты в интересах стабильности общественной жизни и ее оптимальной организованности должны соответствовать предписаниям актов вышестоящих органов. Все коллизии, противоречия между подзаконными актами в цивилизованном государстве решает закон, обладающий высшей юридической силой.
Степень юридической силы нормативно-правовых актов может быть различна, но степень обязательности содержащихся в них норм абсолютно одинакова дня всех тех, к кому относятся их предписания. Это принципиальное положение составляет основу функционирования правового государства.
В нормативном регулировании общественных отношений главное и определяющее место занимает закон. Подзаконные же акты играют лишь вспомогательную и детализирующую роль. В правовом государстве закон охватывает своим действием все основные стороны общественной жизни, он является главным гарантом коренных интересов, прав и свобод личности.
Общеобязательность нормативных актов, их действие не беспредельны, а ограничены пространством, временем и кругом лиц.
Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.
Действие нормативно-правового акта во времени рассматривается как юридическое понятие, включающее в себя:
а) момент вступления акта в законную силу;
б) момент прекращения его действия;
в) условия применения установленных нормативным актом юридических норм к отношениям, возникающим до его вступления в законную силу («обратная сила закона»).
В России нормативно-правовые акты вступают в силу:
- в результате указания в нормативно-правовом акте даты, с которой юридический документ вступает в силу;
- в результате указания на иные обстоятельства, с которыми связывается вступление в законную силу документа («с момента подписания», «с момента опубликования»);
- в результате приложения общих установленных государством правил и сроков.
Согласно Закону Российской Федерации от 25 мая 1994 г. «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» законы РФ вступают в силу через 10 дней после их опубликования.
Законы о поправках к Конституции вступают в силу со дня их опубликования (Закон от 6 июня 1998 г.).
Согласно указу Президента РФ № 763 от 23 мая 1996 г. «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» нормативные акты Президента РФ вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 7 дней после их первого официального опубликования
Иные акты Президента РФ, в том числе акты, содержащие государственную тайну или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания.
Акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу через 7 дней после их опубликования.
Иные акты Правительства, в том числе акты, содержащие государственную тайну или конфиденциальные сведения, вступают в силу со дня их подписания.
Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти (министерств, комитетов, служб и т. д.) межведомственного характера, а также затрагивающие права и обязанности граждан после регистрации в Министерстве юстиции РФ должны быть опубликованы и вступают в силу через 10 дней после их опубликования на всей территории РФ одновременно.
Контроль за правильностью и своевременностью опубликования нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти осуществляет Министерство юстиции РФ.
Особый порядок вступления в силу предусмотрен для налогового законодательства. Федеральное законодательство о налогах вступает в силу по истечении месяца со дня его официального опубликования. Федеральные законы, вносящие изменения в Налоговый кодекс РФ, вступают в силу не ранее 1 января, следующего за годом их принятия (ст. 5 НК РФ).
Нормативные акты Таможенного комитета РФ вступают в силу по истечении 30 дней после их опубликования. Акты, устанавливающие более льготные правила, могут вступать в силу и в более короткие сроки (ст. 11 ТК РФ).
Порядок вступления в силу актов субъектов федерации определяется самими субъектами в их уставах и в других нормативных актах. Например, законы Свердловской области вступают в силу через 7 дней, а Иркутской — через 10 дней после их опубликования, если иной порядок не установлен законом.
Акты, не подлежащие опубликованию, рассылаемые на места, вступают в силу с момента их получения адресатом.
Прекращение действия нормативно-правовых актов во времени происходит в результате:
- истечения срока, на который был принят юридический документ (безусловная отмена);
- объявления об утрате им юридической силы (безусловная отмена);
- принятия компетентным органом нового юридического документа равной или большей юридической силы, регулирующий тот же круг общественных отношений (условная отмена);
- устаревания юридических документов в связи с исчезновением обстоятельств, на регулирование которых был направлен нормативно-правовой акт (условная отмена);
- признание акта не конституционным и вследствие этого - юридически ничтожным по решению Конституционного суда (безусловно подразумевается и учитывается правоприменителями).
Обратная сила закона – это сумма принципов, определяющих возможность применения вновь принятого закона к отношениям, имевшим место в период, предшествовавший его принятию.
С действием нормативных актов во времени связаны вопросы их обратной силы и переживания.
Правило «закон обратной силы не имеет» относится к числу юридических принципов, сложившихся в ходе исторического развития права, признанных всеми развитыми правовыми системами и воспроизведенных в большинстве своем международными декларациями и пактами о правах человека. Так, всеобщая декларация прав человека и гражданина ООН 1948 года устанавливает, что «не может налагаться наказание более тяжелое, нежели то, которое могло быть причинено в то время, когда преступление было совершено».
Конституция РФ предусматривает, что закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. В частности, ст. 54 гласит: «Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения, не признавалось правонарушением». Это означает, что закон не распространяется на факты, которые имели место до вступления его в силу.
Из этого правила имеются исключения: обратную силу имеют законы, смягчающие и отменяющие юридическую ответственность, а также законы, в которых прямо об этом сказано. Так, в Конституции России говориться о том, что «если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон» (ст. 54 ч. 2).
Обратную силу могут иметь законы, отменяющие налоги или снижающие размеры ставок налогов (сборов), если это прямо предусмотрено в законе (ст. 5 НК РФ).
Переживание закона – это применение отмененного, уже не действующего в момент применения закона к фактам, которые были в момент его действия. Например, к преступлениям применяется, как правило, закон времени совершения преступления, если новый закон не смягчает ответственность.
Действие нормативных актов в пространстве распространяется либо на всю территорию государства, либо на определенную часть территории государства.
Это зависит от органа, их принявшего. Федеральные нормативные акты действуют на всем пространстве, на которое распространяется суверенитет РФ, акты субъектов федерации действуют в пределах их территорий и т. д.
Пространственные пределы действия нормативно-правовых актов определяются, главным образом, территорией, ограниченной Государственной границей (фактическая территория).
Пространство, на которое распространяется суверенитет (власть) государства, включает в себя сушу, внутренние воды, двенадцатимильные прибрежные морские воды в пределах границ государства, воздушный столб в пределах границ, доступный обычным летательным аппаратам (самолетам), территории посольств, военные корабли в любом месте, гражданские суда в открытом море, воздушные суда в воздухе.
Однако режимы фактической территории не единственны, нормативно-правовой акт действует и на иных территориях, юридически подчиняющихся праву данного государства (юрисдикционная территория).
К юрисдикционной территории относятся территории дипломатических и консульских представительств за рубежом, территории военных, морских и воздушных судов в открытом море.
Кроме того, юрисдикция государства распространяется на иностранные дипломатические и консульские представительства, а также иностранные военные и воздушные суда, находящиеся на территории данного государства.
Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц.
Действие законов в пространстве означает, что законы распространяются на всех субъектов, находящихся в соответствующем пространстве.
Однако в ряде случаев, хотя закон и действует на всей территории, он распространяется лишь на определенный круг лиц. Ряд законов распространяется только на граждан РФ, но не распространяется на иностранцев и лиц без гражданства (законы о воинской обязанности, избирательные законы и др.). Территории посольств иностранных государств экстерриториальны, там законы РФ не действуют.
Дипломатические представители обладают дипломатическим иммунитетом, на них не распространяются уголовные и иные законы, предусматривающие меры принуждения за правонарушения. Многие законы хотя и действуют по всей территории, но действуют избирательно, распространяются только на определенный круг лиц: работников определенной отрасли, военнослужащих, государственных служащих, судей, депутатов, ветеранов войны, многодетных матерей и т. д.
Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц в зависимости от понятийно-правовой связи с государством распространяется на: граждан государства, иностранных граждан, лиц без гражданства (апатриды), лиц с двойным гражданством (бипатриды), беженцы, граждан ближнего зарубежья, почетных граждан, лиц, обладающих дипломатическим иммунитетом и привилегиями.
Вопросы для самоконтроля:
1. Что понимается под источником права в материальном смысле?
2. Что понимается под источником права в формальном смысле?
3. Что такое нормативно-правовой акт и каковы его признаки?
4. В чем выражается специфика закона как нормативного акта, обладающего высшей юридической силой?
5. Чем обусловливается системный характер нормативно-правовых актов конкретного государства?
6. Что понимается под юридической силой нормативно-правового акта?
7. Какова роль Конституции в системе законодательства государства?
8. Какие органы государства наделены правом издавать нормативно-правовые акты? Какие органы законодательной и исполнительной власти Российской Федерации уполномочены издавать акты нормативного характера и какого вида (законы, указы, постановления и т.п.) нормативно-правовые акты они издают?
9. Что понимается под обратной силой закона?
10. Каков порядок опубликования и вступления в силу нормативно-правовых актов?
11. Каковы конституционные принципы порядка опубликования и вступления в силу нормативно-правовых актов, касающихся прав, свобод и обязанностей граждан?
Дополнительная литература
Белкин А.А. Обычаи и обыкновения в государственном праве // Правоведение. – 1998. – № 1.
Богдановская И.Ю. Закон в английском праве. – М., 1987.
Богдановская И.Ю. Прецедентное право. – М.: Наука, 1993.
Гаврилов О.А. Стратегия правотворчества и социальное прогнозирование. – М, 1993.
Гук П.А. Судебный прецедент в России: Теория и практика // Правоведение. – 2001. – № 4.
Демин А.В. Нормативный договор как источник административного права // Государство и право. – 1998. – № 2. – С. 15 - 21.
Елисеев Б.П. Договоры и соглашения между РФ и субъектами РФ: решение или порождение проблем? // Государство и право. – 1999. – № 4. – С. 5 - 13.
Жевакин С.Н. Государственная регистрация ведомственных нормативных актов: краткий комментарий и обзор практики применения // Государство и право. – 1995. – № 5. – С. 30 - 38.
Жевакин С.Н. Ведомственные нормативные акты Российской Федерации: краткий аналитический обзор // Государство и право. – 1996. – № 11. – С. 98 - 104.
Законотворческая техника современной России: состояние, проблемы, совершенствование. Сб. статей: В 2-х томах. – Н.Новгород, 2001.
Законодательный процесс в России: граждане и власть. – М., 1996.
Зивс Л.С. Источники права. – М.: Наука, 1981.
Зыкин И.С. Обычай в советской правовой доктрине // Советское государство и право. – 1982. – № 3.
Источники права. – М., 1985.
Калинин А.Ю., Комаров С.А. Форма (источник) права как категория в теории государства и права // Правоведение. – 2000. – № 6. – С. 3 - 10.
Керимов Д.А. Законодательная техника. – М.: Изд. группа НОРМА-ИНФРА*М, 1998.
Конституция. Закон. Подзаконные акты. – М., 1994.
Крестояников Е.В. Процедурные особенности рассмотрения Советом Федерации федеральных законов, подлежащих и не подлежащих его обязательному рассмотрению // Государство и право. – 1997. – № 9. – С. 12 - 21.
Кросс Р. Прецедент в английском праве. – М., 1985.
Лопатина С.Н. Правовой акт органа или должностного лица местного самоуправления как источник права: общетеоретический аспект // Правоведение. – 2000. – № 2. – С. 41 - 51.
Мицкевич А.В. Источники (формы выражения) российского права (Историко-теоретический очерк). // Закон: создание и толкование. – М.: Спарк, 1998. – С. 6 -39.
Муромцев Г.Н. Источники права // Правоведение. – 1992. – № 2.
Мэн Г.С. Древний закон и обычай. – М., 1984.
Порядок опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов: Сборник нормативных правовых актов. – М., 1996.
Правовые акты: Учебно-практическое и справочное пособие / Ю.А. Тихомиров, И.В. Котелевская. – М., 1999.
Проблемы правотворчества субъектов Российской Федерации: Научно-методическое пособие / Отв. ред. А.С. Пиголкин. – М.: Изд-во НОРМА, 1998.
Свечникова Л.Г. Понятие обычая в современной науке: подходы, традиции, проблемы (на материалах юридической и этнологической наук). // Государство и право. – 1998. – № 9. – С. 98 - 102.
Сергеева Т.В. Обычай как источник права // Правоведение. – 1997. – № 2.
Судебная практика как источник права. – М., 1997.
Троицкий В.С., Морозова Л.А. Делегированное законотворчество // Государство и право. – 1997. – № 4.
Чернобель Г.Т. Закон и подзаконный акт // Закон: создание и толкование. – М.: Изд-во Спарк, 1998. – С. 40 - 55.
Шохин А. Взаимодействие властей в законодательном процессе. – М., 1997.
Шупленков В.П. Законотворчество: Фундаментальный курс. – М., 1993.