Тенденции и перспективы развития медиа США

Для того, чтобы говорить о современных тенденциях развития СМИ в США, следует рассмотреть изменения, коснувшиеся сферы медиа на протяжении последних нескольких десятилетий, а также рассмотреть текущую ситуацию на рынке СМИ.

Американские исследователи, изучающие журналистику, достаточно противоречиво отзываются об информационном обществе США 21 века. С одной стороны, это достаточно радикальное общество, в котором все застойное искореняется, в котором преобладают технологии и меркантилизм, и общество, которое открыто для глобализации, а с другой – это деполитизированное общество с лишь формально существующей демократией, в котором осознанные решения принимают единицы. И важную роль в формировании подобного общества играет именно система коммерциализированных СМИ.

Сейчас, когда деятельность медиа в цифровом пространстве обретает все большие обороты, следует говорить о революционных изменениях с системе средств массовой информации. Доступность информации в интернете – это возможность определенной свободы выбора, контроля для каждого челна общества. Но тем не менее, последние тенденции говорят о том, что цифровая революция – это процесс, который наоборот сужает власть индивидуума над информацией. То есть, все большее развитие цифровых СМИ приведет к полной их коммерциализации. информационное пространство наоборот станет еще более подконтрольным крупным корпорациям.

В 90-ые годы медиа-система США имела три характерные черты развития: концентрация, конгломерация и гипер-коммерциализм. Эти тенденции, начавшие набирать силу именно в 90-ые годы, по сути продолжаются и по сей день, когда на дворе – век цифровых технологий. И поэтому сейчас наблюдается высокая степень концентрированности корпоративного контроля над СМИ. Например, в сфере телевидения, где постоянно растет количество кабельных и спутниковых каналов, контролируемых крупными корпорациями. Так как эти каналы доступны в интернете, их слияние с цифровым пространством как бы открывает шлюз для медиа-гигантов.

Но вернемся опять же к тенденциям прошлых десятилетий, для того, чтобы понять, почему подобная тенденция имеет место быть. Большую часть 20 века на рынке медиа США наблюдалась олигополия. То есть на рынке господствовало небольшое количество крупных компаний. В 40-ые годы, например, рынок тв - и радиовещания, газетный и журнальный рынки, звукозаписывающая сфера и сфера кинопроизводства были олигопольными. Каждая индустрия была представлена всего несколькими (не более десятка) влиятельными фирмами, за некоторыми исключениями.

Таким образом уже тогда появилась угроза того, что подобные концентрированные рынки станут препятствием для свободного развития СМИ, для проникновения в них идей и установок, необходимых для полноценного существования демократического общества. Но эта проблема не выносилась на публичное обсуждение, хотя попытки ее устранить наблюдались в момент расцвета профессиональной журналистики (начало 20-ого века)– тогда процесс редактирования медиа-продукта пытались обособить от явного надзора и влияния рекламодателей и владельцев СМИ, надеясь таким образом сделать контент более независимым.

И на тот момент действительно коммерческое господство над СМИ стало ощущаться гораздо меньше.

Но в конце 20 века начался процесс объединения (конгломерации) СМИ. Посредством конгломерации, у одной медиа-компании могло быть несколько ответвлений в различных медиа-секторах, например, одновременно в книгоиздании и в звукозаписывающем, то есть образовывались медиа-холдинги. Изначально, в какой-то степени это было вызвано чисто экономическими соображениями, а именно - желанием выстроить прибыльную вертикальную диверсификацию и не только производить контент, но и иметь собственные каналы его распространения.

Сейчас классическим примером вертикальной диверсификации является объединение тв- и кино-производства с кабельным телевидением, кинотеатрами и радиовещанием. Например:

· NBC – телевизионная сеть и радиовещательная сеть

· Cartoon Network – телевизионный канал и радиостанция)

· Fox – телевизионная сеть и сеть кинотеатров

Однако затем, начиная с 1980-ых и особенно в 1990-ые эта тенденция стала перерастать в горизонтальную диверсификацию. Образовывая конгломераты, владельцы СМИ увеличивали свое влияние на медиа –рынке, становясь настоящими медиа-гигантами.

При создании «мультимедийных групп», под рукой одного владельца (индивидуального или коллективного) объединяются различные СМИ: газеты, журналы, радио, телевидение... И общая прибыль в таком случае может быть гораздо большей, чем прибыль каждой из частей медиа-концерна в отдельности. Этот процесс называют «синергией», «синергией конгломерата».

Еще одна связанная с этим тенденция - слияние и поглощение компаний «по географическому принципу», т.е. в каком-либо регионе одна монополия захватывает все, скажем, печатные издания.

За последние 20 лет темпы рыночной концентрации и конгломерации постоянно увеличиваются. Так, в 80-ые годы в США было всего 50 фирм, которые доминировали на рынке масс-медиа. Посредством слияний и поглощений, к 1997 году их количество сократилось до 10 (и еще 10 компаний находились как бы вне этой «системы»)!

Крупнейшие в США (и на мировом уровне) компании, такие как, Time Warner, Disney, Viacom, и Rupert Murdoch's News Corporation увеличились в два, а то и в три раза. Это произошло в связи с поглощением других компаний и ростом существующих активов.

По прогнозам некоторых специалистов, в конечном счете будет установлена глобальная медиа-олигополия, в которой будут господствовать шесть компаний: Time Warner, Disney, Viacom, News Corporation, Sony, и Seagram.

То есть сейчас в США невыгодно иметь маленькую или среднюю медиа-компанию: для успешного ведения медиа-бизнеса нужно либо расширяться за счет слияний, либо фирму поглотит более агрессивный конкурент.

В газетной отрасли наблюдается такое явление как «кластеризация» - когда столичный монополист какого-либо крупного издания покупает или объединяется со всеми небольшими газетами в пригороде и в окружающем регионе.

В сфере кабельного телевидения есть 7 крупных компаний (HBO, Cinemax, Showtime, Starz, Disney Channel, ABC Family, "Turner Broadcasting System"), которые контролируют почти три четверти кабельных каналов и программ Американский медиамагнат, один из владельцев подобной кабельной компании Тед Тернер прокомментировал данную ситуацию следующим образом: «У нас есть всего несколько человек, которые управляют всеми кабельными компаниями в этой стране».

В связи с этим следует также отметить, что переход СМИ в интернет-пространство является не «палкой в колеса» гигантских медиа -корпораций, не шагом к развитию независимого информационного пространства, а как раз наоборот катализатором к увеличению влияния медиа-гигантов. Так им будет проще работать в нескольких секторах масс-медиа сразу (интернет-телевидение, электронные газеты, интернет-радио).

То есть постепенно медиа-рынок становится неконкурентоспособным. В дополнение к олигополистической структуре медиа-рынка, крупные компании-игроки сотрудничают между собой, участвуя во взаимовыгодных медиа-проектах. Каждая из восьми крупнейших американских медиа-компаний сотрудничает с пятью другими медиа-гигантами.

Объединяясь с потенциальными противниками, снижается угроза конкуренции, и «пирог СМИ» делится между представителями «горстки сильнейших». По всем известным теориям функционирования рынков, подобная степень сотрудничества может иметь только негативные последствия для потребителей.

Другая тенденция на современном медиа-рынке США – активная борьба национальных и транснациональных корпораций за право владения средствами массовой информации. Так, General Electric осуществляет контроль над 13 телестанциями, охватывающими 28% американских жилищ (сеть NBC и ее дочерние предприятия); Westinghouse – 14 телестанций и около 200 филиалов по всей стране (сеть SBC);Viacom– Paramount Television, MTV и т.д.; Disney – ABC, Disney Channel и пр.

Приобретение различных средств массовой информации промышленно-финансовыми корпорациями позволяет большому бизнесу лоббировать свои интересы при подготовке важных государственных решений и формировать общественное мнение в нужном направлении. Кроме того, это позволяет добиваться финансовой устойчивости всей корпорации и несколько снижает степень зависимости СМИ от рекламодателей. Показательным примером в этом плане является пресса промышленных ассоциаций, которые в некоторых случаях сращиваются с государственными структурами и создают профильные журналистские ассоциации, играющие активную роль в саморегулировании прессы.

Еще одной тенденцией в развитии медиа США является брендинг. Медиа-компании стремятся добиться для своей продукции так называемой brend-identity – бренда, построенного на идентификации с потребителем. Брендинг позволяет обратить на себя внимание аудитории и привлечь новых потребителей.

Кабельные каналы и даже сети вещания пытаются каждый преподносить себя как некий бренд, интересный для определенной аудитории, которая была бы, в свою очередь интересна, рекламодателям. Таким образом мы сталкиваемся с еще одним понятием – коммодификацией аудитории – когда ЦА формируется под рекламодателя. И брендинг играет большую роль в привлечении необходимой аудитории.

Так, например, компания Viacom, которой принадлежит кабельный канал Nickolodeon, в борьбе со своими главными конкурентами News Corp.'s Fox Kids Network и the Disney Channel, стала использовать бренд Nickolodeon в прочей своей продукции – в фильмах, телевизионной, и печатной.

Брендинг в сфере масс-медиа также открывает для компаний большие возможности по продаже различных товаров под именем своего бренда. Известный пример – компания Disney, которая в настоящее время имеет 590 магазинов по продаже брендовой продукции. Компания Time Warner имеет 160 магазинов. Viacom тоже постепенно осваивает рынок розничной торговли, эта тенденция постепенно наблюдается и среди прочих американских медиа-гигантов.

Другой, достаточно распространенной тенденцией является продажа сенсационных новостей. Истории из жизни знаменитостей, ДТП, преступления по-прежнему привлекают аудиторию, и соответственно, рекламодателей. В связи с этим наблюдается спад профессионально журналистики, призванной служить на благо общества, и способствующей его интеллектуальному и духовному развитию. Следует упомянуть новостной канал NBC, который считается одним из наиболее прибыльных новостных информационных каналов в истории телевидения с годовым доходом от рекламы, превосходящим 100 миллионов долларов. И NBC славится скорее не качеством своих новостей, а манерой их подачи и умением сделать из них супер-продаваемый продукт. И они делают это осознанно, потому что у NBC есть специальная статистическая служба, которая изучает реакцию телезрителей на те или иные репортажи.

Несмотря на то, что многие специалисты уже открыто назвали главными тенденциями современных СМИ США корпоративную концентрацию, конгломерацию, и гипер-коммерциализацию, данная ситуация воспринимается как нечто само собой разумеющееся, потому что американское сообщество давно устоялось как бизнес-сообщество, как капиталистическое общество. И информация, все более откровенно превращающаяся в товар, становится нормой и своего рода данью времени и развивающимся технологиям.

Использованные источники:

1) McChesney, R. W.: Communication revolution: critical junctures and the future of media - http://www.thirdworldtraveler.com/Project%20Censored/CommunicationRevol_PC.html

2) http://en.wikipedia.org/wiki/Media_of_the_United_States#Radio

3) http://en.wikipedia.org/wiki/Cable_television_in_the_United_States#Basic_cable

4) http://evartist.narod.ru/text6/084.htm


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: