Часть третья. Есть ли у Праздника трезвости перспективы?

Первая часть ответа очевидна. Есть! Надо только перевести в сравнительную степень прилагательные и наречия. А именно:

Больше привлеченных средств!

Выше квалификацию нанятых специалистов по организации и проведению праздников!

Шире круг участников!

Занимательнее сценарии!

Дороже призы!

Привлекательнее символику!

Полнее отражение Праздника трезвости в печатных и электронных СМИ!

Тщательнее анализ проведенных Праздников трезвости!

Планомернее подготовку Праздников трезвости в среднесрочной перспективе! И т.п.

Вряд ли кто из организаторов Праздника трезвости будет спорить с такой сравнительной степенью.

Другая проблема посложнее. Пока Праздник трезвости лишен еще некоторых элементов, которые представляются участникам любого праздника самоочевидными, исполняются автоматически, подсознательно, без какого-то внешнего напоминания, без организационной работы. Отсутствие двух элементов сразу бросается в глаза, хотя ими неполнота Праздников трезвости не исчерпывается.

Ко многим праздникам приберегается какая-то лучшая одежда или даже обновка. Для других праздников может быть подобрана одежда худшая, чтобы было легко сменить социальную роль и раскрепоститься. Особая одежда подбирается под карнавал. Хорошо известна символика цвета одежды под праздник (например, в Новый год – только цвета тигра!) Извлекаются праздничные аксессуары: дамы достают дорогие украшения, ветераны войны – ордена и медали. И т.д., и т.п.

У Праздника трезвости пока такой символики одежды нет. Хотя феноменальный успех разноцветных ленточек «Праздник трезвости» весной 2009г. свидетельствует о запросе на символику одежды.

Любой праздник включает в себя символику еды. В праздник еда отличается от будней по качеству (редкие блюда) и по количеству (больше выбор блюд и сами порции). Празднику могут быть присущи какие-то свои блюда (салат «Оливье» в Новый год или яблоки в Яблочный Спас). К Празднику достается лучшая посуда, порой устанавливаются ритуальные формы приема пищи (с каждым ударом часов в Новый год съесть по виноградине). И т.д., и т.п.

Есть ли у Праздника трезвости самоочевидная символика еды? Нет и в помине.

Т.е., пока Праздник трезвости еще не прошел до конца путь от инновации к традиции, его поддержание требует больших и осознанных усилий, преодоления предубеждений и пассивного сопротивления сторонников алкогольных обычаев.

Самая сложная проблема заключается в гармоничном сочетании расширения круга участников Праздника с удержанием его смыслов. Каждый новый партнер – это радость, но будет ли проведенное на его площадке мероприятие Праздником трезвости? Это не факт.

Гармонию между массовостью и идейной четкостью найти нелегко.

Праздник трезвости – не для секты унылых субъектов, зацикленных на алкогольных бедах. Но он не может быть и сведен к «профилактическому» зубоскальству над извечным русским пьянством.

Успешное сочетание на Празднике трезвости широты охвата и глубины трезвеннических идей может быть найдено каждый раз конкретно, на практике.

Будут ли развиваться Праздники трезвости? Будут. Одно из доказательств перед тобой, читатель. Оно заключается в том, что брошюру о Празднике трезвости ты дочитал до конца.

приложение № 1

Подготовка и проведение в Казани 2-го Всероссийского праздника Трезвости 8-9 апреля 1914 года [24]

Николай Второй в известном рескрипте от 30 января 1914 года на имя управляющего министерством финансов повелел принять меры к сокращению злоупотребления спиртными напитками и способствовать должностным лицам и учреждениям в их борьбе с пьянством.

Весьма энергично за дело взялось казанское духовенство. Так, уже 19 февраля 1914г. Казанская Духовная консистория обратилась к председателю Казанского Общества Трезвости (далее-КОТ) Соловьеву А.Т. с просьбой принять участие в работе комиссии по разработке программы проведения праздника трезвости 8-9 апреля в Казанской Епархии. Программа должна была быть представлена не позднее 1 марта. Не мешкая, 25 февраля комиссия предложила свой план проведения праздника трезвости. Итак, по плану предполагалось: 8 апреля во всех храмах Казанской Епархии должны быть отслужены всенощные, по окончании которых священники должны разъяснить прихожанам значение праздника и распространить брошюры, предварительно отпечатанные и разосланные Казанским Обществом Трезвости в количестве 8000 экземпляров. На следующий день, 9-го апреля, чтения о вреде пьянства должны проводиться не только при храмах, но и в местных школах. Предполагался «кружечный» сбор для борьбы с пьянством. Деньги от сбора предназначались на организацию Епархиального Общества борьбы с пьянством в Казани, по примеру существующих в Москве, Твери, Петрограде и др.

Казалось бы, всенощная, чтения, просветительская деятельность, как сказали бы сегодня, «пропаганда здорового образа жизни», и что тут особенного? Но если учитывать,что праздник трезвости осознанно назначен именно на 2-3 день Пасхи, то есть в дни масштабного, повального пьянства после «строгого» Великого поста, можно представить сложность обстановки для всех трезвеннических сил в эти дни (и почувствовать глубину замысла устроителей праздника).

Что касается проведения праздника в Казани, то по плану, 8 апреля, предполагались всенощные бдения во всех храмах, распространение брошюр, беседы, «кружечный сбор». 9-го апреля, утром после литургий крестные ходы из всех (!) церквей и монастырей г.Казани к 11 часам должны были собраться на Ивановской площади, где предполагались молебен, речь, раздача брошюр. По сути планировалась -масштабная духовная акция: молебен особый-молебен об избавлении русского народа от пьянства. Вечером девятого апреля студенты Духовной Академии и председатель КОТ - Соловьев А.Т. во всех аудиториях КОТ и Попечительства о народной трезвости должны были устроить чтения с «туманными картинами» и распространить литературу.

В ходе разработки плана проведения Праздника трезвости Комиссия постановила:

- Просить губернатора о распоряжении закрыть во время крестных ходов (то есть утром 9-го апреля) все питейные заведения города

- Просить попечителя Казанских учреждений Округа распорядиться о чтении лекций в этот день во всех учебных заведениях г.Казани, а также участии как учащихся, так и преподавателей в крестных ходах.

- Просить командующего войсками распорядиться о «чтениях» во всех военных частях и возможности участия в празднике.

Казанский губернатор Петр Михайлович Боярский отнесся к организации праздника «с душой», однако он не ограничился только чувствами и пожелал, чтобы праздник «был устроен как следует». Собрав заседание Губернского Комитета попечительства о народной трезвости, губернатор предложил в дополнение к крестным ходам и чтениям следующее: обратиться к командующему войсками о присутствии на Ивановской площади воинских частей и военного оркестра; городским властям обеспечить иллюминацию городских зданий и украсить флагами, а также откупить кинематограф в Пассаже для бесплатного показа картин о вреде пьянства; выделить из бюджета Попечительства на проведение праздника 500 рублей.

Было также предложено посвятить номер одной из казанских газет вопросу о пьянстве (вместо этого издан листок «К празднику трезвости»).

Результаты «губернаторских» были следующие:

- Командующий разрешил провести в воинских частях чтения по случаю праздника трезвости, распорядился о присутствии частей и военного оркестра на Ивановской площади.

- Городская управа уведомила, что «все городские здания будут иллюминированы и украшены флагами; населению будут розданы брошюры, издания Общества трезвости в том количестве какое, будет прислано Обществом трезвости; с 1 часа дня до 11 часов вечера в кинематографе Городского Пассажа будут показаны бесплатно (курсив-С.К.) картины о вреде пьянства». Что касается литературы, то к празднику было издано 50000 экземпляров печатной продукции. Причем Казанский учебный округ запросил 3000 экз, Городская управа - 3000экз., тюремный комитет не забыл о своих подопечных и заказал 2000экз., в воинские части ушло 4000экз., Архиепископу и Духовной Консистории - 8000экз., Ремесленная управа предложила ремесленникам принять участие в крестных ходах и запросила 1000 экземпляров брошюр для распространения, во время крестных ходов и на площади распространено до 10000экз.

Интересный факт: завод Алафузовых (крупные предприниматели – С.К.) заказал 2000экз. печатной продукции к празднику. Отрадное, прямо скажем, внимание со стороны заводчиков по отношению к рабочим своих предприятий.

Далее предлагаю вашему вниманию выдержки из 16-го номера «Казанской Газеты» о празднике трезвости в Казани 8 и 9 апреля: «... 8-го апреля... во всех соборах, церквях и монастырях г. Казани были отслужены всенощные бдения, а священниками храмов объяснялось народу великое значение праздника и раздавались книжки против пьянства... Перед богослужениями в церквях все трактиры, пивные и казенные винные лавки были закрыты (выделено - С.К.). На другой день, 9-го апреля, к 11 часам все крестные ходы пришли на указанную площадь (Ивановскую - С.К.) и разместились на особо устроенном деревянном помосте...началось молебствие. Благодаря тихой и ясной погоде площадь была усеяна молящимися, немало было и магометан, явившихся посмотреть на редкую и торжественную церковную церемонию. По окончании молебствия на Ивановской площади крестные ходы пошли обратно к своим приходским церквям, а с ними стал расходиться и народ. В это время заиграла военная духовая музыка «Коль славен наш Господь на Сионе», звонко загудели колокола на церквях; хор трезвенников, сопровождаемый большой толпою народа, направился по улицам: Воскресенской, Черноозерской, Покровской и Грузинской, причем на театральной площади им было исполнено также «коль славен». Весьма сочувственно отнеслось к празднику трезвости и акцизное ведомство. По распоряжению управляющего акцизными сборами Казанской губернии, с 5 часов вечера 8 апреля и во весь день 9-го числа повсеместно в губернии была прекращена торговля крепкими напитками во всех питейных заведениях; выносная торговля была также запрещена, а за точным исполнением этого распоряжения были на этот раз назначены особые надзиратели …» (выделено. С.К. как особо волнующий исторический факт). Власть действительно отнеслась «сочувственно» к проведению праздника в масштабах губернии, если учитывать, что и не все губернаторы дали разрешение на проведение праздника в своих губерниях, казне убыток, да и комиссия по устройству праздника скромно просила «закрыть питейные заведения города во время крестных ходов». Однако вернемся к событиям 9-е апреля 1914г. В течение дня и вечером «чтения» о вреде пьянства проводились во всех учебных заведениях Казани, воинских частях, в ночлежном приюте и чайно-столовой Казанского общества трезвости, в Суконной слободе в школе Софронова. Заводчики Алафузовы предложили свой театр для устройства чтений, и «слушателей было так много, что не все желающие могли поместиться. Театр был полон, читал председатель (казанского общества трезвости) А.Т. Соловьев, студент Духовной академии Бакалдин и священник Н.М. Троицкий». Попечительством о народной трезвости были устроены чтения в Гоголевском театре, после которых был показан спектакль, после чтений в Некрасовской читальне был устроен концерт. Не был обойден вниманием и казенный винный склад - и там состоялись встречи и беседы. Но о чем нужно было сказать и как сказать, чтобы удерживать внимание не одного десятка человек в театре, в ночлежном приюте, в воинской части, в винном складе наконец?! По-моему, этот вопрос заслуживает отдельного исследования и имеет значение практическое. К тому же мне пока не удалось обнаружить тексты брошюр и листков из того многотысячного тиража 1914г., равно как атрибутики праздника в виде значков, «картин», плакатов, знамен трезвости, а они были, если судить по материалам Казанского общества трезвости.

Итак, инициатива организации праздника трезвости в апреле 1914г. хотя и исходила из духовного ведомства, была подхвачена и развернута в конкретный план мероприятий при активном участии негосударственной и некоммерческой организации -Казанского общества трезвости. Праздник выходил за рамки церковного, предполагал охват населения всей Казанской губернии мероприятиями пропагандистского, просветительского и культурного характера и состоялся благодаря поддержке и конкретным действиям губернских властей всех уровней.

Светлана Коваль, зав.отделом методической работы Центра «Выбор», г. Казань

Список


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: