К характерным особенностям социального познания в России относятся следующие:
Ø в течение длительного времени проблемы обществоведения освещались в России преимущественно с помощью художественных средств (поэзии, прозы, публицистики и т.д.);
Ø возникновение социологии в России как вполне самостоятельной области научных знаний предшествовал подготовительный этап, совпавший с развитием двух мировоззренческих ориентаций: западнической и славянофильской;
Ø почти одновременное зарождение в середине XIX в. двух широких течений, складывающихся на основе идей Запада - позитивизма и марксизма.
Развитие социологии в России в конце XIX в. стимулировалось следующими причинами:
· все возрастающим интересом интеллигенции к социальному устройству и социальным проблемам общества;
· бурным развитием капиталистических отношений, усложнением социальной структуры общества и ростом социальной мобильности населения;
· развитие теорий гуманистической направленности, цель которых - помощь угнетенным.
|
|
Периодизация отечественной социологии:
1. С середины XIX в. - 1918 г.
Краткая характеристика:
· институционализация социологии в России;
· наиболее ярко развивается критико-методологическое направление (идет процесс критического пересмотра гипотез и научных школ, выявляется взаимодействия между творческой эволюцией ученых и их научными идеями);
· этико-субъективная социология (учение об обществе в целом, выявление закономерностей и направлений развития общества). П.Л.Лавров, Н.Н.Михайловский;
· развитие религиозной социальной философии (лейтмотивом учения является объяснение творческого начала в человеке). Вл.Соловьев, Н.А.Бердяев;
· экономическое направление русской социологии (наличие социальной дифференциации общества, четкая взаимосвязь экономического и социального развития). П.Б.Струве.
2. С начала 20-х гг. до конца 50-х гг.
Период институционального запрета социологии
Современный этап
Краткая характеристика:
· восстанавливается статус социологии как социального института;
· возвращается самостоятельность существования социологии как науки.