Правовое государство: понятие и признаки

Первые представления о государстве как организации, деятельность которой основана на верховенстве закона, начали формироваться на ранних этапах развития человеческой цивилизации. С идеей правового государства связывались поиски более совершенных и справедливых форм общественной жизни в рассуждениях мыслителей — философов, историков, юристов и писателей Древней Греции, Рима, Китая и других стран. Мыслители античности (Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Плибий, Цицерон) считали, что разумное, справедливое и гармоничное развитие общества возможно лишь в такой политической форме общежития людей, при которой закон общеобязателен для всех граждан и для самого государства. Древнегреческий философ Платон подчеркивал, «где закон — владыка над правителями, а они — его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги». Его ученик — Аристотель — вторил учителю: «Там, где отсутствует власть закона, нет места и (какой-либо) форме государственного строя. Закон должен властвовать над всеми». Цицерон говорил о государстве как о правовом общении и «общем правопорядке». Государственно-правовые идеи и институты Древней Греции и Рима оказали заметное влияние на становление и развитие более поздних прогрессивных гуманистических взглядов и заложивших основы учений о правовом государстве.

В период разложения феодализма и ранних буржуазных революций идею правовой государственности разрабатывали прогрессивные мыслители того времени Н. Макиавелли, Ж. Боден, Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Д. Локк, Ш. Монтескье, Д-Дидро, П. Гольдбах, Т. Джефферсон, М. Вольтер, Гельвеций, Ж.-Ж. Руссо, Т. Пейн и другие видные философы и мыслители.

И. Кант обосновал и детально разработал философскую основу теории правого государства, центральное место в которой занимает человек, личность. По Гегелю, государство — это наиболее совершенная организация общественной жизни, в которой все строится на правовой основе, представляющей царство реализованной свободы. Но Гегель возводил государство в абсолют, стоящий над личностью и обществом. В этом утверждении К. Маркс видел главный порок гегелевской концепции государства. Маркс исходил из открытой им классовой теории общественного развития, согласно которой юридический закон есть продукт и отражение материальных производственных отношений классового общества. Идею правового государства Маркс выразил следующими примечательными словами: «Свобода состоит в том, чтобы превратить государство из органа, стоящего над обществом, в орган, всецело этому обществу подчиненный».

Прогрессивная политико-правовая мысль Западной Европы в лице Р. Иеринга, Г. Еллинека, Л Дюги, Ориу, Р. Паунда, Ч. Спенсера и других сходилась во мнении, что правовым можно считать лишь такое государство, где законодатель так же подзаконен, как и гражданин.

Идеи правового государства нашли широкое отражение и в русской политико-правовой мысли. Они излагались в трудах Д.Н. Писарева, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского, Н.М. Муравьева, А.М. Радищева и в работах видных правоведов и философов дооктябрьского периода: Н.М. Коркунова, П.И. Новгородцева, С.А. Муромцева, Г.Ф. Шершеневича, Н.А. Бердяева и др.

Во многих современных научных исследованиях основными чертами и признаками правового государства считаются:

Верховенство закона во всех сферах общественной жизни. Этот принцип означает высокий авторитет закона в обществе, всеобщее уважение к нему. Авторитет закона выражается в строгом соответствии ему всех подчиненных (т.е. подзаконных) правовых актов в том, что решения государственных органов и должностных лиц (например, о приеме в вуз, увольнении, предоставлении жилья и т.д.) вносятся на основании закона с соблюдением всех его требований.

Все граждане, должностные лица, органы государства и организации должны неуклонно исполнять и соблюдать законы государства. Основной Закон государства — Конституция, в которой сформулированы принципы государственной и общественной жизни, прочный режим правовой законности, стабильность правового порядка в обществе.

Связанность государства правом. Законы издаются государством, но государство не вправе считать их своей «собственностью». Ведь в основе закона лежит воля народов России, их мудрость. Вот почему, разрабатывая законы, государство выносит законопроекты на всенародное голосование или обсуждение. Принятый закон обязателен для государства, его органов и должностных лиц так же, как и для каждого человека.

Реальное обеспечение прав и свобод граждан, необходимых для функционирования правового гражданского общества. Свобода человека в обществе выступает как его право. Право становится всеобщим масштабом и равной мерой свободы. Реальное проявление права свободы воплощается в формуле «Все, что не запрещено индивиду законом, ему дозволено».

Взаимная ответственность государства и личности в рамках действующего законодательства. Государство берет на себя обязательство обеспечивать справедливость и равенство в отношениях с каждым гражданином. Подчиняясь праву, государственные органы не могут нарушать его предписания и несут ответственность за нарушения или невыполнение этих обязанностей. На таких же правовых началах строится ответственность личности перед государством. Соблюдение правовых требований — юридическая обязанность всех — государства, личности, организаций. В правовом государстве нет и не может быть такого органа или должностного лица, которое было бы изолировано от ответственности, к которому нельзя было бы предъявить иск. Перед конституцией и законом все равны.

Разделение властей является основным принципом организации и деятельности правового государства. Разграничение единой государственной власти на три относительно самостоятельные и независимые отрасли предотвращают возможные злоупотребления властью и возникновение тоталитарного управления государством, не допускает сосредоточения власти в одних руках или группы лиц. Деление власти на законодательную, исполнительную и судебную поддерживается особой системой «сдержек и противовесов», направленной на обеспечение не только взаимодействия, но и взаимоограничения полномочий в установленных законом пределах.

В настоящее время в Российской Федерации наблюдается чрезвычайно гипертрофированная бюрократизация исполнительной власти и ее аппарата, стремящегося узурпировать законодательные полномочия под завесой демократической риторики о разделении властей.

В заключение можно дать следующее определение правового государства.

Правовое государство — это такое демократическое государство, в котором обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека, а в основу организации власти положен принцип разделения (обособления) властей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: