Когда мы говорим, что человеческая душа сотворена по образу Божьему, мы только начинаем обсуждение вопроса. Следует еще многое обсудить.
Понятно, что душа способна расти и меняться. Так же понятно, что хотя она и является образом Бога, но это несовершенный образ. Души Билли Грехема[58], Билли Кида[59], и вашего соседа Билла отличаются значительно одна от другой и все вместе от Бога. Каждый человек должен стремиться расти над собой и совершенствоваться, а также добиваться этого же и от других.
Это еще одна возможность для верующих отнестись к программе заморозки как к возможности, а не угрозе. С увеличением продолжительности жизни душа получает шанс подойти ближе к совершенству. Обычной человеческой жизни не хватает для достижения значительных результатов; слишком многие дела остаются несделанными, слишком многие долги невыплаченными, слишком многие мечты нереализованными.
Во времена раннего христианства апостолы ожидали, что Иисус вернется еще при их жизни; позднее, Судный День ожидался в конце первого тысячелетия. Некоторые секты сейчас проповедуют близость второго пришествия, но большинство христиан готовы согласиться, что большая часть земной человеческой истории пока еще в будущем. Аналогично, во времена Иисуса средняя продолжительность жизни составляла около сорока лет; в Америке сегодня, благодаря развитию медицины, включая заморозку, средний человек может жить тысячи лет.
В случае с душой, не покинувшей тело, было бы весьма благочестивым приветствовать возможность сохранить жизнь человека, чтобы сохранить дополнительную возможность спасти его. Позволить ему гнить в могиле означает обречь его душу на адские муки, тогда как заморозить его будет означать дать еще один шанс миссионерам будущего (или тем же миссионерам после их оживления). Я убежден, что честные христиане должны серьезно отнестись к этом аргументу.
Здесь уместно привести слова доктора Эдвина Т. Дальберга, бывшего президента Национального Совета Церквей, который писал: «... современные религиозные лидеры начинают понимать, что наука для них не опасный враг, а союзник, которого следует принять, как одну из сил спасения в жизни человечества». (16)
Мы должны еще раз подчеркнуть, что религиозные проблемы, связанные с долголетием, неизбежно появятся, независимо от того, станут ли верующие участвовать в программе заморозки. Рано или поздно медицина достигнет серьезных успехов в продлении жизни. И это уже признано христианскими авторами.
Доктор Джен Лунд, профессор религии в Колледже Конкордия, — один из них. «Кто знает, вдруг через десяток-другой лет средний человек будет комфортабельно жить минимум сто лет». (63) Он продолжает: «Но наука не может и никогда не сможет полностью исключить смерть».
Другими словами, христиане ожидают и готовы принять возможность увеличенной продолжительности жизни, и никак не могут ограничить ее. Но в то же время окончательная смерть рано или поздно наступит, сколько ее не откладывай. Наука может дать нам неограниченную жизнь, но не буквальное бессмертие, не математическую вечность. Поэтому программа заморозки, если смотреть на вещи глобально, не так уж и радикальна, а всего лишь еще один эпизод в космической драме. Программа заморозки — это лишь медицинский метод, который позволит ныне живущим разделить долголетие с нашими потомками, которые в любом случае его получат.