Карта наблюдения Стотта

Карта наблюдения Стотта предназначена для изучения особенностей учеников, дезадаптированных к условиям шко­лы. К дезадаптированным относятся два типа учеников:

1 -которые сами испытывают трудности и создают множество трудностей для окружающих (техперсонала, педагогов и дру­гих детей) — так называемые «трудные»,

2 — которым самим в школе трудно, но окружающим они не доставляют особых неприятностей.

Карта наблюдения (КН) Стотта состоит из 16 комплексов симптомов — образцов поведения, симптомокомплексов (СК). СК отпечатаны в виде перечней и пронумерованы I-XVI. В каж­дом СК образцы поведения имеют свою нумерацию. При за­полнении КН наличие каждого из указанных в ней образцов поведения у обследуемого отмечается знаком «+», а отсутствие «-». Эти данные заносятся в специальную форму (таблица 1).

Заполняющий КН, сделав заключение о наличии или от­сутствии очередного образца поведения, вписывает в столбец соответствующего СК номер образца поведения и справа от номера ставит знак «+» или «-». Образец поведения обладает неодинаковым информативным удельным весом. Поэтому перевод первичных эмпирических показателей (+, -) в сы­рые оценки, за одни образцы поведения дает 1 балл, за дру­гие —2 балла. Для этого пользуются таблицей перевода пер­вичных эмпирических показателей в сырые оценки (табл. 2). В каждом СК баллы за образцы поведения суммируются. Затем суммы сырых оценок по каждому СК переводятся в процентные показатели. Процентные показатели указыва­ют на выраженность каждого из СК у обследуемого от макси­мально возможной выраженности. Пересчет сырых оценок в процентные показан в табл.3.

Согласно утверждению Стотта, числовые показатели СК имеют ориентировочное значение. Поэтому при интерпрета­ции обращаться с ними нужно осторожно. Методика не стан­дартизирована. Предназначена для практических целей.

С помощью квантилей числовые шкалы (от 0 до 100%) для каждого СК разбили на 5 интервалов. Интервал от 0 до 20% говорит о настолько слабой выраженности качества, что велика вероятность того, что фактически мы имеем дело с качеством, отличным от присущего данному СК. Так, очень слабо выраженный СК V-HB может говорить о попытках ребенка установить хорошие отношения с взрослым, но не­приятным для взрослого действия.

Интервал от 80 до 100% подобным образом говорит, что здесь качество СК переросло себя, и здесь мы имеем дело с дру­гим качеством. Для правильной интерпретации крайних интер­валов особенно важно привлечение дополнительных сведений. Интервалы 20-40%, 40-60% и 60-80% соответственно го­ворят о заметной выраженности, сильной выраженности и очень сильной выраженности качества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: