Народное образование и культурная жизнь в Республике Казахстан

С развитием капиталистических отношений в Казахстане требовалось большое количество образованных людей. Для русского населения, в значительной части проживавшего в городах, открывались школы. В них учились и казахские дети. Русско-казахские школы, открытые еще в первой половине XIX в. приспосабливались к требованиям колониальной политики царизма. В новых условиях царизм не был заинтересован в развитии просвещения угнетавшихся им народов. В инструкциях, изданных Министерством просвещения, указывалось, что "народное образование на окраинах русской державы есть своего рода миссионерство, миссионерство есть своего рода духовная война..." Ильминский в 1885 г. писал: "Для нас вот что подходящее было бы, чтобы инородец в русском разговоре путался и краснел, писал бы по-русски с порядочным количеством ошибок, трусил бы не только губернаторов, но и всякого столоначальника".

Не менее показателен и другой документ, письмо одного высокопоставленного чиновника Оренбургскому военному губернатору графу Сухателину: "Я не завлекаюсь гиперболическими желаниями филантропов устроить киргизов (казахов), просветить их и возвысить их на степень, занимаемую европейскими народами. Я от всей души желаю, чтобы никогда не сеяли хлеб и не знали не только науки, но и даже ремесла". Организацию народного образования в Казахстане возглавили русские миссионеры, такие как Н. Ильминский, А. Алекторов и другие. Н. Ильминский разработал свою систему просвещения нерусских народов России. Конечной целью образования он считал: "Обрусение инородцев и совершенное их слияние с русским народом по вере и языку". Для этой цели он предлагал открывать для казахских детей повсеместно элементарные школы на родном языке. В таких школах должен был усиленно изучаться русский язык. По Ильминскому, учителями должны быть подготовленные люди из числа казахов. Он придерживался принципа обучения русскому языку путем сравнения казахского с русским, предлагал заменить арабский алфавит русским для того, чтобы ученик казахской школы имел возможность без труда читать русские книги, но не мог читать религиозную литературу. В школьную программу он включал православное вероучение. Несмотря на реакционные цели, система Ильминского способствовала распространению русского образования среди казахских детей. Именно выпускники таких школ составляли ядро молодой казахской интеллигенции. Основная часть их впоследствии открыто выступила против внедрения миссионерской системы.

С момента обретения независимости основными приоритетами деятельности государства в культурной сфере были объявлены:

- сохранение и развитие национальной культуры и культур народов и этносов, населяющих Республику Казахстан;

- сохранение историко-культурного наследия;

- проведение широкомасштабных культурных акций, направленных на пропаганду лучших достижений и образцов культурно-духовного развития Казахстана;

- расширение и углубление международного культурного сотрудничества как со странами ближнего, так и дальнего зарубежья;

- формирование отечественного рынка культурной продукции и Услуг.

В этих целях были разработаны Государственная программа поддержки культуры на 1998—2000 гг., Концепция развития и поддержки театральной деятельности в Республике Казахстан, Программа развития культурной инфраструктуры города Алматы до 2005 года.

Годы самостоятельного существования ознаменовались как безусловными достижениями в области культуры, так и проблемами, связанными с резким сокращением государственного финансирования этой области жизни.

Презентации казахстанской культуры на мировой арене способствовали Международные фестивали традиционной музыки, театрального искусства, балета “Приз традиций”, классического искусства Евразийских стран, народного творчества “Наурыз”, юных талантов. Проведен Международный конкурс песни им. Ш. Калдаякова в г. Таразе и II Международный фестиваль юных талантов в г, Павлодаре.

Возродилась традиция проведения Дней культуры. Казахстанцам запомнились яркие выступления творческих коллективов из Индии и России. Прошли ответные выступления казахстанских коллективов в Индии.

В рамках интеграции казахстанской культуры в мировое культурное пространство в Алматы было подготовлено и проведено IX заседание министерств культуры тюркоязычных стран — ТЮРКСОЙ, на котором рассмотрены и подписаны важные документы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: