Живопись, скульптура и архитектура данного периода находились под влиянием европейского классицизма. Архитектурные шедевры А.Н. Воронихина, К.И. Росси, О.И. Бове; скульптуры И.П. Мартоса, П.И. Клодта; живописные полотна К.И. Брюллова, Ф.А. Бруни не были его бессмысленной копией. Их пронизывала патриотическая идея, пафос прославления величия Российской империи. Работы архитектора К.А. Тона представляют новое (пришедшее с Запада) архитектурное течение – эклектика, вместе с тем развиваются традиции древнерусской архитектуры, русского деревянного зодчества. В творчестве А.Г. Венецианова, В.А. Тропинина сентиментализм обернулся ранее невообразимым вниманием к жизни и быту простого народа, в частности крепостных крестьян.
Театр и музыка
Сочетание традиций немецкой и итальянской оперы с народной музыкой России представлено в знаменитых операх М.И. Глинки и А.С. Даргомыжского. Народные мотивы пронизывают также романсы А.А. Алябьева, А.Е. Варламова и др.
ПРЕДПОСЫЛКИ КРЕСТЬЯНСКОЙ РЕФОРМЫ 1861 г., ОТМЕНА КРЕПОСТНОГО ПРАВА
|
|
Крестьянский вопрос в середине XIX в. стал первостепенной социально-политической проблемой в стране:
1) крепостное право тормозило процесс промышленного развития России;
2) крепостное право препятствовало преодолению военно-технической отсталости страны;
3) мешал складыванию рынка свободной рабочей силы;
4) не способствовал повышению покупательной способности населения и развитию торговли.
После поражения России в Крымской войне, которое показало значительное отставание страны от уровня развития передовых европейских государств, стала еще очевиднее необходимость реформ для приведения экономической и социально-политической системы в соответствие с потребностями времени.
О необходимости отмены крепостного права заявляла передовая российская общественность (Н.И. Новиков, А.Н. Радищев, декабристы, славянофилы и западники и др.). Всю первую половину XIX в. этот вопрос обсуждался и в правительственных кругах. Но даже попытки лишь смягчить крепостное право вызывали сопротивление помещиков.
После 1856 г. критика самодержавно-крепостнической системы усилилась.
В данных обстоятельствах новый император Александр II (1855–1881) вынужден был начать процесс реформирования земельных отношений.