Южный фронт (И. В. Тюленев)

Основой германского плана была молниеносная война — блицкриг. Согласно этому плану к зиме 1941 г. предполагалось выйти на линию Архангельск— Волга — Астрахань. Ход Великой Отечественной войны можно условно подразделить на 4 основных этапа:

1) первый этап — начало войны, ноябрь 1941 г. — характеризуется отступлением Красной армии. Стратегическая инициатива находилась в руках немецкого командования (немцы заняли Прибалтику, Молдавию, Украину, Белоруссию, блокировали Ленинград и подступили к Москве);

2) второй этап (декабрь 1941 — ноябрь 1942 г.) — неустойчивое равновесие сил. В мае 1942 г. германские войска перешли в контрнаступление и согласно новому стратегическому плану летом 1942 г. вышли к Кавказу и Сталинграду. Сталинградская битва (17 июля — 18 ноября) завершилась окружением свыше 330 тыс. войск противника;

Третий период Великой Отечественной войны (19 декабря 1942 — 31 декабря 1943 г.) — переход стратегической инициативы к Советскому Союзу.

В ходе сражения на Курской дуге (июль—август 1943 г.) вермахт потерял свыше 500 тыс. человек, 3 тыс. орудий, 1,5 тыс. танков, свыше 3,7 тыс. самолетов, что означало крах германской наступательной стратегии. После победы под Курском началось мощное наступление Красной армии на фронте протяженностью до 2 тыс. км;

Четвертый период (1944 г. — 9 мая 1945 г.) — в январе 1944 г. была полностью снята блокада Ленинграда. В ходе начавшейся 23 июня операции «Багратион» освобождена большая часть Белоруссии. Успешные действия в Польше позволили советским войскам уже к 29 января 1945 г. вступить на территорию Германии.

Завершающей операцией Великой Отечественной войны стало взятие Берлина. 8 мая 1945 г. был подписан акт о безоговорочной капитуляции вооруженных сил фашистской Германии. 9 мая освободили Прагу.

Наука и культура в 1917–1945 гг.

В декабре 1919 г. был издан Декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР». Были образованы следующие учебные заведения: начальная 4-летняя школа, 9-летняя городская школа, ШКМ, ФЗУ.

В 1922 г. по инициативе В. И. Ленина из страны были выдворены 160 крупнейших ученых и философов (Н. А. Бердяев, С. Л. Франк, П. А. Сорокин и др.). Многие русские писатели и поэты оказались за границей, понимая, что свобода творчества и идеологический диктат несовместимы (И. А. Бунин, А. И. Куприн, К. Д. Бальмонт, 3. Н. Гиппиус, Д. С. Мережковский и др.). Оставшаяся в стране литературная группа «Серапионовы братья» (К. А. Федин, В. В. Иванов, М. М. Зощенко, В. А. Каверин и др.) выступала за поиск новой художественной формы. Широкое распространение получают произведения символистского и формалистического направлений (А. А. Белый, Е. И. Замятин, А. М. Ремизов).В 1929 г. создается Всесоюзная академия сельскохозяйственных наук им. В. И. Ленина (ВАСХНИЛ), президентом которой стал В. И. Вавилов. Исследование атомного ядра ведут Л. Д. Мысовский, Д. Д. Иваненко, Д. В. Скобельцин, Б. В. Курчатов и И. В. Курчатов и др. Развивается химическая наука. Так, в 1928 г. С. В. Лебедевым был открыт метод получения синтетического каучука из этилового спирта. В 1928 г. при Совнаркоме СССР был образован Комитет по химизации народного хозяйства. Благодаря исследованиям К. Э. Циолковского в СССР начинается разработка теоретических проблем освоения космоса. В 1930 г. создается первый в мировой практике реактивный двигатель (конструктор Ф. А. Цандер). В 1930-е гг. продолжают работу физиолог И. П. Павлов, селекционер И. В. Мичурин. Развивается генетика, создается Институт генетики АН СССР и Всесоюзный институт растениеводства (ВИР). В 1930-е гг. в СССР работали композиторы мирового уровня — С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович, А. И. Хачатурян, Т. Н. Хренников, Д. Б. Кабалевский, И. О. Дунаевский, Р. М. Глиэр. Важным для государственной идеологии видом искусства в эти годы становится кинематограф (в конце 1920—1930-х гг. творили такие выдающиеся режиссеры, как Г. Васильев, С. Васильев, С. Эйзенштейн, В. Пудовкин, А. Довженко, И. Экк, С. Герасимов, Г. Александров и др.). Тоталитаризм наложил отпечаток и на развитие культуры советского общества. Ее становление началось под знаменем так называемой культурной революции. Культурная революция преследовала две цели. С одной стороны, она была направлена на борьбу с неграмотностью и малограмотностью, развитие профессионального обучения, средней и высшей школы, подъем науки, литературы, искусства. С другой — проповедовалась борьба с буржуазным влиянием и буржуазными кадрами во всех сферах культурной жизни. В тех отраслях знания, где это было возможно, насаждались принципы коммунистической идеологии. В 1922 г. интеллигенцию, находящуюся в оппозиции к советскому режиму, выслали за границу на так называемом философском пароходе.

Успехи культурной революции действительно были впечатляющими. К 1939 г., по данным Всесоюзной переписи населения, грамотность достигла 81,2% (1897 г. — 24%, 1926 г. — 51,1%). 3670 школ было построено в 1933—1937 гг. в городах и рабочих поселках, более 15 тыс. в деревнях. 700 вузов (больше, чем в Германии, Англии и Франции вместе взятых) готовили специалистов разных профилей. В отличие от дореволюционного периода, к образованию получили доступ широкие народные массы. Активно развивалась Академия наук. Были созданы академические институты по различным направлениям науки. Такая организация позволяла эффективно решать самые сложные научные задачи. Вместе с тем по мере укрепления тоталитарной системы усиливалось идеологическое давление на культуру. В 1932 г. ЦК ВКП(б) принимает решение о создании единого Союза советских писателей. В 1934 г. был образован Союз писателей СССР. Затем создаются другие творческие союзы, объединившие композиторов и художников. Все они служили инструментами идеологического и организационного управления творческой интеллигенцией. Для управления самим творческим процессом было введено понятие «социалистический реализм», предусматривавшее создание произведений на основе коммунистической идеологии. В середине 1930-х гг. в СССР утверждается так называемый большой стиль. Он вообще характерен для тоталитарных режимов (Германия, Италия) и характеризуется тяготением к эпическим, псевдореалистическим формам. Все формалистические, новаторские поиски в искусстве оказались под запретом. Величественный квазиклассический стиль утвердился в архитектуре. Пересмотру подвергается история страны. Возвеличиваются фигуры Петра Великого, Ивана Грозного, в книгах и кинофильмах воспеваются победы русского оружия. Особое внимание уделялось кинематографу как самому массовому из искусств. Несмотря на идеологический пресс, создавались талантливые картины, в которых идеологическая составляющая не мешала высокохудожественному началу («Цирк», «Волга-Волга», «Свинарка и пастух», «Путевка в жизнь» и др.).

Создавались и подлинные шедевры, составившие золотой фонд русской литературы. «Тихий Дон» М. А. Шолохова, «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова, произведения А. Н. Толстого, А.А. Ахматовой, Б.Л. Пастернака, И.Э. Бабеля, М. М. Зощенко и сегодня являются национальной гордостью России.

Таким образом, хотя развитие советской культуры носило противоречивый характер, в целом был обеспечен подъем культуры и образованности масс, развитие науки и отчасти литературы и искусства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: