Русская культура второй половины XIX в. развивалась в условиях, когда в стране утверждались новые, капиталистические отношения, проводились различные реформы. Но в то же время сохранялись пережитки крепостничества, рождалось рабочее движение, ширился общий социальный протест против самодержавия, происходили серьезные изменения в социальной структуре. Все это оказало воздействие на культурное развитие России.
Развитие промышленности и техники требовало грамотных работников. Усиливается внимание правящих кругов к народному образованию. Были открыты реальные училища для детей всех сословий. Было открыто более 10 тысяч земских школ (начальных). Продолжался рост высших учебных заведений. В 60-х годах было 7 университетов, после реформы открыто еще 2. Увеличилось количество технических вузов. Открылись консерватории в Петербурге и Москве. Было положено начало высшему женскому образованию.
В литературе этого периода нашли отображение социальные проблемы пореформенной России, общественно-политические течения, народная жизнь. Ведущим направлением в литературе был критический реализм, характерными принципами которого было изображение реальной жизни, обличение ее пороков, особенно социальной несправедливости, поворот к жизни простого человека. В изобразительном искусстве второй половины ХIХ века господствующим направлением был критический реализм. Идеологом и организатором художников этого направления являлся И. П. Крамской. Для архитектуры и скульптуры этого периода характерно смешение стилей; модерна, определяемого достижениями научно-технического прогресса, и стилизации под старину.
|
|