Развитие средневековой культуры: города, архитектура и торговля

34. Распространение ислама на территории Казахстана На территорию Средней Азии и Казахстана ислам начинает проникать во второй половине VII в., в период правления первого омеядского халифа Муавии Ибн-Суфьяна, начавшего завоевание Мавераннахра, где находились города Самарканд, Бухара, Шаш, Насаф, Кеш, Хорезм, Мерв, Ходжент, Баласагун, Узгент и Виса. Сам процесс установления ислама в Казахстане был длительным и сложным. В IX в. в результате саманидских завоеваний были исламизированы карлуки, прежде исповедовавшие несторианство. В 893 г. на месте разрушенной несторианской церкви в Таразе возвели мечеть. С этого времени карлукская знать, а вслед за ней и все население принимают ислам.Укрепление позиций ислама происходит при Караханидах (Х-ХII вв.). Историки отмечают, что после 960 г. разгорается длительная "борьба за веру" Караханидов против своих "неверных" соседей на севере и востоке, отраженная в героических сказаниях о сражениях гази с язычниками. Однако первоначально ислам утверждается, главным образом, в городах, среди оседлого населения.Особая роль в распространении ислама среди кочевников Средней Азии и Казахстана принадлежит Ходжи Ахмеду Яссауи (Хазрет-Султан-ал-Арифин) (1103-1166/67), который среди тюркских мусульман считается вторым святым после Мухаммеда, а город Туркестан, где он проповедовал, - малой Меккой.Исторические источники говорят о том, что учителями Ахмеда Яссауи были шейхи-суфии. Его считают одним из первых последователей Абу Якуба Юсуф-ал-Бузенджирди ал-Хамада-ни (Юсуф Хамаданский) [ум. в 1140 г. и похоронен в окрестностях бывшего Мерва, ныне г. Мары]. Некоторое время Ахмед Яссауи был главой бухарской общины суфиев, но, в основном, его проповедническая деятельность проходила в городе Ясы (Туркестан). Перу Яссауи принадлежит знаменитое сочинение "Хикмет" ("Премудрость"), написанное на тюркском (чагатайском) языке. В 1996 г. издан перевод "Хикмета" на казахском языке.Ясауи был основателем и руководителем дервишского ордена, принявшего его имя. Иначе орден назывался Ходжагом и Джахрия-и-Султанийя. Этот орден сыграл большую роль в распространении ислама среди тюркских племен. Учение Ясауи послужило основой для появления таких крупных суфий-ских орденов, как Бекташийа и Накшбандиа. О высоком духовном авторитете Хазрет-Султана свидетельствует и величественный архитектурный комплекс, построенный на его могиле по приказу Тимура. Укреплению позиций ислама способствовало принятие мусульманства Золотой Ордой. Этот процесс начался при хане Берке (1255-1266). В 1283 г. ислам принимает хан Тудеменгу, а за ним хан Узбек. Еще более усиливаются позиции ислама в XIV в. при Тимуре.В дальнейшем укрепление позиций ислама на территории Казахстана происходило благодаря деятельности миссионеров из арабских государств.

35. Монгольское завоевание.К. в составе Монгольской империи. В конце ХП-начале XIII вв. на территории Монголии образовалось крупное кочевое государство под властью одного из представителей родовой верхушки - Темучина. В 1203 г. им были разгромлены Кереитское, затем и соседнее Найманское ханство, в 1207-1211 гг. были покорены народы Сибири и Восточного Туркестана. В 1215г. был взят Пекин, а к 1217 г. монголы завоевали все земли к северу от реки Хуанхэ. В 1206 г. Темучин был провозглашен всемонгольским каганом и получил титул Чингисхана.Вслед за Китаем Чингисхан готовился к походу в Казахстан и Среднюю Азию.Завоевание Хорезма. Хорезм в начале XIII в. был на вершине своего могущества, он объединял земли собственно Хорезма, Мавераннахра, Ирана, Хорасана, Южного Казахстана.Встревоженный вестью о победах монголов хорезмшах Мухаммед отправил своих послов в Монголию. Вслед за этим в Хорезм прибыло ответное посольство с предложениями о мире. Следовавший за посольством торговый караван, остановился в Отраре, Кайыр хан Алып-Дерек, будучи наместником города, заподозрил купцов в шпионаже и приказал казнить их. Более того, Мухаммед приказал казнить послов, чего монголы простить не могли. Хорезмшах разделил свою армию на несколько частей и гарнизонов, чем фактически обрек ее на поражение. Война в сентябре 1219г. началась с осады Отрара. Осада Отрара продолжалась почти пять месяцев.Таким образом, в результате военных действий 1219-1241гг. территории Дешт-и-Кипчака и Мавераннахра вошли в состав империи Чингисхана и были поделены между его сыновьями. Старшему сыну Жоши он отдал земли Сарыарки и дальше на запад, к югу - до Каспийского и Аральского морей. Второму сыну Чингисхана - Шагатаю достались Мавераннахр, Жетысу. Третьему сыну Угедею Чингис хан выделил Западную Монголию и Тарбагатай. Тули наследовал отцовский улус - собст-венно Монголию.

36. Причины и последствия распада Монгольской империи. Со второй половины XIV века Золотую орду начали ослаблять центробежные силы. С 1357 года по 1380 на престоле сменилось два с половиной десятков ханов. В 1380 году ханом становится Мамай, который был разбит на Куликовом поле русскими войсками под предводительством Дмитрия Донского. Тохтамыш воспользовавшись поражением Мамая, захватил власть в Золотой Орде. Пытаясь, укрепится на троне сжигает Москву. В свою очередь, эмир Тимур предпринял несколько опустошительных набегов на Золотую Орду, нанес ей удар от которого она не смогла оправится. К середине XV века Золотая Орда перестала существовать. В результате распада Золотой Орды на территории Казахстана появились такие государства как: Ак-Орда, Кок-Орда, Ногайская Орда, Золотая Орда.

37.Казахстан в составе Золотой Орды. Преемником Джучи стал его сын Бату. Им были предприняты завоевательные походы на территорию Западного Дешт-и Кипчака, а затем волжских булгаров и далее на запад. Были разгромлены крупнейшие русские княжества. В итоге семилетних походов Батыя оказались земли к западу от Волги до низовий Дуная, включая Крым, Северный Кавказ. Вернувшись в низовья Волги он основал новое монгольское государство под названием Золотая Орда. В неё вошли территории улуса Джучи – Восточный Дешт-и Кипчак,часть территории Хорезма а так же многие русские князья попали в вассальную зависимость к Золотой Орде. Князья получили из рук хана ярлыки на княжество, с условием выплаты дани, но сохраняли относительную самостоятельность. Основанное Бату государство, называлось в восточных источниках Улусом Джучи. В русских летописях применялся термин Орда. Столицей был город Сарай-бату около Астрахани, позднее Сарай-берке. Золотая Орда была многонациональным государством. Она включала в себя множество племён и народностей, различавшихся между собой по уровню общественно-экономическому развитию, обладавшие своеобразной культурой и обычаями. Основную массу населения составляли тюрки. К рубежу XIII – XIV века монголы фактически тюркизировались, население Золотой Орды стало называться этнонимом «татары». Первоначально Золотая Орда находилась в подчинении великого монгольского хана. Но к 1260 году Монгольская империя распалась на фактически независимые улусы. При хане Берке (1256 – 1266), брате Бату стала самостоятельным государством. Его преемник чеканил собственную монету. История Золотой Орды заполнена как усобицами, так и беспрерывными войнами с русскими князьями. Наибольшего могущества Золотая Орда достигла в первой половине шестнадцатого века особенно при Узбек хане. При нём Золотая Орда приняла ислам.

38. Политический строй и этнический состав Золотой Орды. Государственное устройство Золотой Орды следовало образцу, введенному Чингисханом. Государство являлось собственностью ханского рода Джучидов. Для решения важных государственных дел созывался курултай – общее собрание знати во главе членами правящей династии. Армией, дипломатическими отношениями с другими странами ведал беклербек. Во главе дивана, центрального органа исполнительной власти, ведавшего финансами, налогами и внутренними делами государства – визирь. В города и подчиненные улусы назначались даруги и баскаки, они собирали налоги. Наиболее важные должности занимали родственники хана: беки, эмиры, военачальники. В Золотой Орде сложилась улусная система управления и владения завоеванными землями и народами. Ко времени Бату относится деление Улуса Джучи на две части – правое и левое крыло, фактически на две государственные единицы. Во главе правого крыла стоял сам Бату или его приемник. Во главе левого его старший сын Орда-Ичен. В левое крыло входила большая часть территории Казахстана. Будучи лишь номинальными вассалами потомков Бату, потомки Орды свели эту зависимость к минимуму. Улусы Бату и Орды делились в свою очередь на улусы, других сыновей. Все они были полузависимыми правителями. Право на уделы имели от рождения все члены правящей династии. Прочие представители монгольской аристократии получали уделы от хана по милости. Постепенно знать приобретала всё больше иммунитетных прав. С другой стороны, в Золотой Орде сохранялась родоплеменная организация кочевников. Развитие улусной системы постепенно вызывало смуты и усобицы.

39. Государства на территории Казахстана: Ак Орда, Кок Орда, Ногайская Орда. Послемонгольский период характеризуется этнической консолидацией кочевого, полукочевого, и оседло-земледельческого населения. Развитие исторического процесса по пути формирования единственной народности и её государственности протекало в трудных условиях. Начальный этап этого сложного периода в истории Казахстана характеризуется распадом монгольских улусов, и образованием казахского государства – Казахского ханства. Казахское ханство разделилось на: Ак-Орду, Могулистан, Ханство Абулхаира, Ногайская Орда.Территория Ак-Орды сформировалась по мере ослабления Золотой Орды. Ставка по свидетельству Марко Поло была на реке Иртыш, но со временем политический центр переместился в центр Казахстана и столицей стал город Сыгнак.Орда владела практически всей территорией Казахстана. И с конца XIV – века Орда стала называться узбекским улусом.Ак-Орда возникла и оформилась как самостоятельное государство в послемонгольский период. Она была населена тюркоязычными племенами, издавна обитавшие на территорий Казахстана, а так же переместившиеся сюда в период нашествия Чингисхана. Здесь обитали кипчаки, карлуки, найманы, конгары.В Ак-Орде определились формы землевладения и собственности в оседлых районах. Зафиксированы некоторые случаи эксплуатации. Жители платили хану зякет, тагар, купчук. Во главе государства стоял хан из рода Орда-Еджена.Одним из крупных государственных объединений, возникшее в годы распада Золотой Орды, была Ногайская Орда. Она занимала часть территории Западного Казахстана. Границы Ногайской Орды, как и других кочевых государств, менялись в зависимости от внешнеполитической обстановки. Этнический состав Ногайской Орды был близок к составу Ак-Орды. В составе Орды были тюркоязычные племена: кыпчаки, канглы, найманы, карлуки, тама.В Ногайской Орде сложилась устойчивая улусная система политической организации власти и управления. Князь в Орде имел наследственную власть, военную, политическую, административную, мог распоряжаться пастбищами. Во главе улуса стояли мурзы. Улусные рядовые обязаны были кочевать со своими мурзами, вносить подать. Орда могла выставить до 300 тыс. воинов. После присоединения Казахского и Астраханского ханства к России Ногайская Орда распалась на несколько самостоятельных орд. Часть её населения вошло в Младший жуз. Северо-восточная часть отошла под власть сибирских владетелей.

40. Образование Могулистана. Ханство Абулхаира. В середине 14 века Улус переживал тяжелый политический кризис, приведший к распаду этого государства, и образованию на его развалинах целого ряда независимых государств на различной этнической основе. В это же время на территории Жетису образовалось государство Могулистан. Образование Могулистана связано с распадом Чагатаидского государства. Восточная окраина Могулистана примыкала к землям калмаков, на севере границы проходила по Балхашу, на западе границе с Ташкентом. Могулистан в исторических сочинениях представлен объединением местных тюркских и тюркизированных монгольских племен, смешавшихся в этнополитическую общность «могулы». Первый могульский хан Толлгук—Тимур. В1428 году к власти в Ак орде пришел Абулхаир, который правил 40 лет в ханстве, котороеон назвал в честь себя. Территория проходила от Яика на западе до Балхаша на востоке, от низовьев Сырдарьи и Аральского моря на юге до среднего течения Тобола и Иртыша на севере. Столицей был город Сыгнак.

41. Завоевательные походы Тимура в Ак Орду и Могулистан. Политическая история Ак-Орда характеризуется на первом этапе длительной борьбой за освобождение территории Дешт-и Кипчаков из под власти Золотой Орды, а на заключительном этапе борьба против эмира Тимура и Тимуридов. Окончательное освобождение от власти Золотой Орды удалось только при хане Ерзену и Мубарак-ходже (1320 – 1344). Эмир Тимур родом из тюркизированнго монгольского племени барлас. В 1370 году он захватил власть в Средней Азии единолично в течении 35 лет. Эти годы заполнены захватническими, грабительскими походами на территории Семиречья, Дешт-и Кипчаков. На севере и западе его завоевательным планам мешала Золотая Орда. Но прежде чем сломить её Тимур обрушил меч на соседей Ак-Орду, Мавераннахр. Они оказались первым объектом агрессии за пределами Средней Азии. Стремясь помешать укреплению хозяйственной и политической независимости Ак-Орды и Могулистана, Тимур предпринял в 70 - 80 годах около десятков набегов на территорию этих государств. Агрессивная политика Тимура в отношении этих государств. В Ак-Орде захватил власть ставленник Тимура Тохтамыш. Опираясь на материальные ресурсы Ак-Орды Тохтамыш в 1380 году захватил западную часть улуса Джучи и попытался освободиться от опеки Тимура. Но в результате трёх больших походов в 1389, 1391, 1395 годах Золотая Орда была разгромлена. К концу жизни Тимура созданная им путем бесконечных войн держава включала, Туркестан, Хорезм, Иран, Ирак, Афганистан, Закавказье и Индию. Зимой 1404 - 1405 года Тимур вновь направляется в сторону Могулистана, но в феврале 1405 года умер в Отраре. В результате войн Тимура и внутренних усобиц в конце XIV – начале XV – века Ак-Орда значительно ослабла. На некоторое время власть перешла к Бараку, но вскоре он погиб и власть перешла к Шайбани Абулхаиру.

42. Основные этапы формирования казахской народности. Основными аспектами изучения происхождения казахского народа являются лингвистический и антрополитческий. С этих позиций древнюю историю можно разделить на индоевропейский и тюркский периоды. В III-I тысячелетиях до нашей эры население Казахстана по своим хозяйственным, культурным традициям, в лингвистическом отношении входили в древнеиранскую ветвь индоевропейской семьи. Результаты исследований по археологии, этнографии, топонимике, палеоантропологии свидетельствуют, что в эпоху бронзы и раннего железа на основе хозяйственных, культурных традиций, этнического развития лингвистической близости возникла предковая база процесса формирования культурно-исторической общности последующих племен и племенных союзов Казахстана, включая и Казахскую народность. Начало I тысячелетия н.э. для большей части Евразии, в том числе для Казахстана, Средней Азии ознаменовалось новым этапом в этногенетическом развитии, вследствие чего образовались Кочевые объединения с тюрко-язычными наречиями. В XV-XVI веках в основном завершался многовековой процесс формирования казахской народности и ее этнической территории. Свойственный современным казахам фенооблик окончательно сформировался не позднее 14-15 вв. на основе сложного взаимодействия двух больших рас – автохтонной европеоидной и привнесенной монголоидной. Все это составляет единый монолитный сплав антропологического состава казахского народа.

43. Об этнониме «казах».Происхождение этнонима «казах» до сих пор является дискуссией, оно носило отражение в многочисленных легендах. Есть мнение, согласно которому наименование «казак» восходит в периоду Восточного и Западного тюркских каганатов, когда во время правления Куль-тегина и Билые кагана восточные тюрки стали называться «кок тюрки» («голубые тюрки»), тогда как этноним «казак» якобы связан со словом «кас», что в тюркском языке обозначает «настоящий» и «ак» – «запад». В итоге «кас-ак» – «настоящий выходец из запада». Так как, имеются много разных толкований, в том числе и связанных с белым гусем «казак» и глаголами «кас» - рыть, «кез» - скитаться, «каг» - бежать, спасаться. Но все же наиболее аргументированным является утверждение о том, что слово «казах» возникло в регионе обитания кипчаков не ранее XI в. и означает «свободный скиталец», в него вкладывался социальный смысл и означал людей, отделившихся то своего народа.

44. Полит ситуац и усл для образование Казахского ханства. Возникновение ханства явилось закономерным итогом этнополитических процессов, объединения всех земель региона в одной политической структуре, объединение всех казахских родов и племен, завершения длительного процесса сложения народности. Это было стремление этно-социальной общности к созданию собственной социально-территориальной государственной организации. Ход образования Казахского ханства связан с внутриполитическим состоянием ханства Абулхаира и Моголистана, которые во второй половине XV века пришли в упадок. Ситуация обострилась после того, как в 1457 г. Абулхаир потерпел поражение от ойратов. Неспособность Абулхаира сплотить общество послужила причиной не повиновения Абулхаиру и откочевки Жанибека и Керея в Моголистан, во владения Монгольского хана Есен-Буги (в 1459-1460 гг.). В 1462 г. Есен-Буга умер, и это укрепило положение Жанибека и Керея в Семиречье. Согласно Датировке Мухам Лида Хайдара Дулати, время образования Казахского ханства 1465-1466 гг. После смерти Абулхаира 1468 г. политический кризис в его ханстве обострился. В борьбе за власть Жанибек и Керей вмешавший убивают Наследника Абулхаира Шайх Хайдара, а внуки бежали. Жанибек и Керей утвердились на огромной территории Узбекского улуса, появилось политическое образование, население которого носило название «казахи».

45. Образование жузов, жузы как отражение спецефическихособенностей казахов. Жуз - это хозяйственный и географически относительно обособленный район, населенный группой общин, который до образования казахского этноса являлся территорией племенного союза. Само слово «Жуз» означает «Часть», «Сторона». В основе образования жузов лежало объединение отдельных родов и племен в племенные союзы.С древних времен Жетысу являлось одним из главных центров этногенеза складывавшейся казахской народности. Казахские роды, кочевавшие здесь, получили название Улы жуза, то есть Старшего (или Большого) жуза. Старший жуз населяли усуни, канглы, дулаты, албан, суан, жалаиры, сиргели, ошакты и др. объединения. В русских источниках Старший жуз назывался иногда Уйсуньской Ордой и Большой Уйсуньской Ордой.Другой обособленный район кочевания находился к северу от Жетысу. Здесь основные зимовки располагались в районах Сыр-дарьи, Каратау и Моюнкум, а летовки - по притокам рек Тобыла, Есиля, Нуры, Сары-Су, в районах Центрального Казахстана.На этих обширных землях обитали основные объединения Среднего жуза: кыпчаки, аргыны, найманы, кереиты, конраты, уаки. В образовании казахского народа наиболее важна роль кыпчаков, имя которых носили многие века племена, кочевавшие на территории от Ертисадо Тена (Дешт-и-Кыпчак). Однако синонимом Среднего жуза стало наименование союза Аргын. Уже в XVII в., как и сейчас, аргыны составляли значительное число жителей Среднего ж В Западном Казахстане также был свой, относительно замкнутый район зимовок и летовок.Здесь сложился Киши Жуз, т.е. Младший жуз. Кочевое население Младшего жуза было связано с оседлыми районами Едиля и Жаика. Большинство населения Младшего жуза составляли общины, входившие ранее в состав Ногайского государства, как, например, алшин. Не случайно поэтому Младший жуз сначала назывался Алшын.Младший жуз сложился из различных общин и отделений. В него входили три основных объединения: жетi ру (семь родов) -табын, тама, жагалбайлы, кердери, кереит, телеу, рамадан, алимулы-каракесек, шомекей, кете, тоткара, карасакал, шекти, байулы-адай, жаппас, алчин, алаша, байбакты, бериш, маскар, таз, есентемир, ысык, кызылкурт, шеркеш.Язык населения всех трех жузов являлся общим, прослеживаются некоторые различия в говоре. Были также некоторые отличия в бытовом укладе в одежде, утвари, фольклоре.Таким образом, обособленность отдельных районов Казахстана, проявившаяся в образовании жузов, основывалась на особенностях экономических и географических условий этих районов, на связи кочевого скотоводческого хозяйства различных районов Казахстана с определенными оседло-земледельческими центрами, что, в свою очередь, приводило к объединению кочевавших общин.

46. Казахское ханство при Касым хане. Наибольшего могущества Казахское ханство достигло в первой четверти 16 века при Касым хане. Касым официально стал править в 1511 году, после того как Бурундук-хан ушел в Маверанахр. Он подался к одной из своих дочерей, где и умер. Касым-хан (1511-1521), воспользовавшись разгромом и гибелью Шайбани под мервом в битве с шахом Ирана Исмаилом, укрепил свою власть в Южном Каз-не. В 1513 году он взял под контроль самый южный присырдарьинский город Сайрам и предпринял поход на Ташкент. Постепенно Казахское ханство налаживало международные отношения. Одним из первых с ним вступило в связь Московское гос-во во главе с князем Василеем3. Он вошел в историю как собиратель земель.

47. Казахское ханство при Хакк-Назаре. Основными направлениями политической активности ханов казахов второй трети 16 в. были юго-восток, где в союзе с киргизами они воевали с могулами и ойратами, а также запад и север, где казахи вступили в сложные взаимоотношения с ногайцими, башкирами, татарами. Успешными в начале были действия в этих направлениях видного казахского хана Хакк-Назара (1538-1580). Он боролся против ойратов и могульского хана Абд ар-Рашида, отстояв на время казахские земли на востоке и юге Семиречья. Для противостояния враждебным действиям сибирского хана Кучума Хакк-Назар установил союзные отношения с узбекским ханом Абдаллахом. Хакк-Назар пытался восстановить право казахов на земли, составлявшие огромную территорию казахского ханства при его отце Касыме. Но в условиях тяжелой внешнеполитической обстановки задача эта в целом стала невыполнимой. В его время к границам казахских степей приблизилось русское государство после завоевания Казанского, Астраханского, затем Сибирского ханств. В казахские степи хлынули ногайцы, башкиры, сибирские татары, на Сырдарье появились каракалпаки. В Семиречье земли занимали, тесня казахов Старшего жуза, ойраты (джунгары). Границы ханства менялись не только в зависимости от военных и дипломатических способностей, побед или поражений ханов, а, в основном, от внешнеполитических обстоятельств. В то же время часть казхов оставалась в местах своего обитания и попадала в подчинение соседних государств и правителей. Под власть Хакк-Нараза на Эмбу, к Аральскому морю, на Сырдарью переходило часть ногайцев, растворившихся затем в казахском Младшем жузе. Хакк-Назару удалось взять под свой контроль земли от Сырдарье, Приаралья до Эмбы и по левобережье Яика, приняв под свою власть часть ногайских улусов. В южном Казахстане Хакк-Назар попытался раздвинуть круг своих владений, не имевших выхода к торгово-ремесленным и земледельческим центрам. Но вскоре Хакк-Назар вместе с сыновьями был убит.

48. Казахское ханство при Тауке-хане. Укрепление Казахского ханства в период правления хана Тауке (1680-1718), союз казахов с киргизами и каракалпаками ослабили на время натиска джунгар на казахские земли. Тяжелая экономическая и политическая ситуация в Казахстане была обусловлена непрекращающимися усобицами, нестабильными отношениями с правителями средней Азии. Но Тауке хану удалось несколько нормализовать политическую ситуацию в распадавшемся ханстве. Он предпринял ряд мер для поднятия авторитета ханской власти, преодоление сепоратизма знати, консолидации народа. При нем был составлен свод норм обычного права (Жеты жаргы), определивший основные принципы правопорядка и гос. Устройства. Он искал пути союза и мирных отношений с соседними государствами Но относительное спокойствие продолжалось недолго. Набеги джунгар на казахские земли происходили в 1710, 1711, 1715, 1718 годах. В 1724, 25 гг. джунгары разгромили города Туркестан и Ташкент, а 1723 г – «год великого бедствия» разметал часть казахов далеко за пределы их этнической территории. Все большему давлению, экономическому и политическому подвергались племена и роды среднего жуза со стороны русских властей, утвердившихся в юж. Сибири, на территории прииртышья, на землях Алтая. Массовые потери скота и пастбищ привели к значительному обострению хозяйственного кризиса в старшем и среднем жузах. Сокращение подвластной территории и числа подданных ослабляли позиции хана, усиливалась вражда и раздоры. В трудной полит и эконом. Обстановке встал вопрос о принятии российского подданства. Дальнейшие этапы полит, эконом и этнокультурной истории казахов связаны с временем колонизации Россией казахских земель

49. Казахское ханство при Есиме и Жангир хане. Время правления Есим хана (1598-1628) было очень сложным. На юге шла постоянная борьба с бухарским ханом за обладание Ташкентом, на востоке усиливались ойратские племена, в самом казахском ханстве происходили сепаратистские выступления султанов. 40 каракалпакских родов восстали и захватили Ташкент. Есим хан начал войну против каракалпаков и 1613 году вынудил их покинуть среднее течение Сырдарьи. Осенью 1603 года бухарцы выступили из Самарканда в Ташкент. Объединенное казахско-кыргызское войско в местности Айгыр-Жар полностью разгромило Бухарцев и осадило Самарканд, осада результата не дала. 1607 году бухарцы захватили Ташкент, но были выбиты Есим ханом. В 1612 бухарский Иманкулы хан напал на казахов и дошел до Каратау, разграбив по пути несколько городов и сел. В захваченном Ташкенте посадил наместником своего сына. Как только бухарское войско покинуло город, Ташкентцы подняли восстание и убили наместника. В 1613 году казахи совершили ответный поход и разгромили объединенную армию Бухары и Балха. В 1613 году правитель Ташкента Турсун-султан провозгласил себя ханом, заключил союз с Бухарой и захватил Туркестан, Сауран, Андижан и Шахрухия. После захвата власти Турсыном ойраты совершили новый поход и сумели подчинить Старший жуз, Есим хан вынужден был бежать в Восточный Туркестан. В 1621 году казахи дважды одержали победу над бухарцами, но закрепить успех не успели. В это время в Казахстан вернулся Есим хан, разгромивший в 1620 году ойратов. В 1624 году Есим отобрал у Турсына Туркестан, но свергнуть узурпатора не смог. В 1627 году Есим во главе казахских войск отправился в поход против ойратов. Турсын в это время напал на Туркестан, захватил в плен семью Есим хана. Турсын устроил ему засаду, но его войска были разгромлены, а он убит своими приближенными. Есим не надолго пережил своего соперника и умер осенью 1628 года. После смерти есим хана, ханом был провозглашен его сын Жангир (1628-1652). Вся история его правления связана с борьбой с джунгарской агрессией. 1 сражение было в 1635 году, но оказалось неудачным для казахов.Жангир хан попал в плен, освободился через год, на всю жизнь оставшись непримеримым противником джунгар, для борьбы с ними он заключил союз с киргизами. В 1643 году 50-тысячное войско вторглось в казахские кочевья. Джангир хан не успел собрать войско и выступил с небольшой дружиной (меньше 1000). Оба войска встретились в местности Кызыл-Кия. Джангир приказал вырыть ров и насыпать вал, чтобы не пропустить врагов через ущелье. Здесь казахи впервые применили, причем массово, огнестрельное оружие. Несмолтря на все это, казахско-киргизский отряд был обречен, но в самый разгар боя в тыл ударила подоспевшая на помощь самаркандская армия во главе с Жалантас батыром. Джунгары были разбиты и в беспорядке отступили. В 1652 году джунгары, закупив оружие у России, выступили против казахов. В одной из битв погиб Джангир хан. Казахи потерпели поражение и покинули Алатау.

50. Система гос управления в казахском ханстве и ее особенности (16-18 век). Казахское общество представляло собой иерархически строго организованную социальную структуру сословных групп и прослоек. Высшее сословие общества состояло из прямых потомков Чингиз хана по мужской линии – ак суек (белая кость), они входили в систему жузов. Чингизиды или торе по праву рождения приобретали титул – султан, и только они имели право занимать ханский престол. Решающим фактором являлось не имущественное положение, а социальный статус. Султаны были избавлены от телесных наказаний и не подлежали суду биев. Наказать их мог только хан или старший из султанов. Высшая власть была сосредоточена в руках хана. Его избирали из султанов, право на ханское звание имел старший в роде. Хан был верховным главнокомандующим войск, верховным судьей, обладал правом на введение переговоролв, объявления войны или мира, на издание законов и распоряжение всей территорией ханства. для не царствовавших потомков Чингиз хана по мужской линии употреблялся термин оглан или торе. К высшей категории относились представители ак суек или кожа, считавшиеся потомками первых проповедников ислама и пользовавшихся большим авторитетом среди народа, но их права, по сравнению султанами были ограничены. Наиболее многочисленным было сословие кара суек (черная кость). Для обозначения различных категорий простолюдинов широко использовались такие термины, как карачу, каракише, шаруа, букара. Среди черной кости выделялись несколько групп по характеру профессиональной и административной деятельности: Бии и батыры. Бии исполняли административные, судебные и военные функции. Ими могли быть люди, хорошо знающие обычное право и пользующиеся авторитетом среди народа.

51. Политико-адм устр-тво и соц стр-ра каз общ-ва (17-18 вв.).По политико-административному устройству казахское ханство 16-18 веке имело структуру, где общество делилось на пять ступеней. Первой и самой низшей ступенью был аул, где правил бай. Минимальный аул состоял из 40 человек, 10 юрт по человека, в каждой юрте должно было быть по одному верблюду, всего в ауле 1000 овец=2 отары по 500 голов, лошадей не меньше 130. Второй ступенью был ата-аймак, третьей – Страта или Ру (Род), которая включала в себя 10-12 ата-аймак. Ру возглавлял Рубасы. Четвертая ступень – Арыс – несколько родственных родов (племенное объединение). Арыс возглавлял би (судья, военачальник). Пятая ступень – улус – несколько племенных объединений, которое возглавлял султан (оглан, торе). Шестая ступень – жуз – несколько улусов, которым управляет султан, с 18 века – хан. Седьмая и самая верхняя ступень – три жуза, которыми правил великий хан (Чингизид). Хана выбирают, затем происходит разделение имущества выбранного хана (хан жалапай).

52. Хозяйство казахов. В XV-XVII веках у казахов степных районов в качестве преобладающей сохранялось исторически сложившаяся, соответствовавшая природно-климатическим условиям зоны сухих степей и полупустынь отрасль хозяйства – кочевое и полукочевое скотоводство. Основными видами скота были овца, лошади, верблюды. Крупный рогатый скот разводился в небольшом количестве, главным образом в местах оседлости. Скот был частно-семейной собственностью, а пастбища находились в общинном пользовании. Территория выпасов делилась на четыре типа сезонных пастбищ: кыстау, коктеу, жайляу, кузеу. У казахов сохранилось свое значение охоты. Существовало несколько ее видов: с ловчими птицами – ястребами, беркутами, охота с борзыми собаками; охота загоном и др. Казахи занимались и земледелием. Традиционными местами его распространения были Южный Казахстан, Семиречье, Чу, Талас. В основном выращивались пшеница, ячмень, просо. Значительное место в хозяйстве казахов занимали ремесла и домашние промыслы, из них кузнечное, ювелирное, слесарное, горное, кожевенное, портняжное, сапожное, они занимались традиционной выделкой кожи, войлока, окрашивали их, владели техникой тиснения, аппликации, узорного шитья. Многое можно сказать еще, о традиционных обрядов и военных традиций и оружия.

53. Касым ханнын каска жолы (Светлый путь Касыма), Есім ханнын ескі жолы, Законы Тауке хана “Жетіжаргы”. В истории казахского права ханского периода известен законодательный памятник – “Жеті Жаргы”, который был составлен Тауке ханом. Он собрал для совета трех биев Толе-би, из старшего жуза, Казыбек-би, из среднего жуза и Айтеке би, из младшего жуза, и, обсудив с ними случавшиеся между казахами частые ссоры, составил и утвердил некоторые законоположения. В “законах” хана Тауке нашли свое юридическое выражение те жизненные условия и конфликты казахского общества того времени, те социальные и правовые нормы посредством которых каждый индивид общества включался в общественную структуру ханства:1)за кровь мстить кровью, за увечье таким же увечьем; 2)за воровство, грабеж, насилие, прелюбодеяние – смерть; 3)родственники убитого имеют право лишать жизни убийцу, убийца возвращает себе жизнь, платя кун за мужчину 1000, а за женщину 500 баранов; 4)за убийство султана или хаджи – кун за семь человек; 5)если жена убьет мужа – смерть, или жизнь но позор; 6)родители за убийство своих детей ничем не наказываются; 7)изнасилование равняется убийству – наказание смерть; 8)богохульника, изобличенного семью свидетелями должно убивать каменьями; 9)сына, осмелившегося злословить или бить отца или мать свою, сажают на черную корову, лицом к хвосту, с навязанным на шею старым войлоком: корову сию водят по аулам и сидящего на ней бьют плетью; 10)чтобы сам хан, равно как и все султаны, старейшины и правители родов, собирались осенью в одно место, в середине степи, для рассуждения о делах народных; 11)каждый должен являться на собрание с оружием, безоружный не имеет голоса и младшие могли не уступать ему место.

Есім ханнын ескі жолы. Суть этой реформы заключалась в том, что главенство закрытой элиты – Торе заменялось на главенство элиты открытого типа – биев и старшин. Произошла своего рода байская революция, ограничившая политические права сословия чингизидов и установившая широкие права для общин и их руководителей. Юридически эти изменения были закреплены в своеобразной конституции - Есім ханның ескі жолы (древний путь Есим-хана), принятой как дополнение к кодексу Касым-хана. В этом правовом акте определялись полномочия хана, биев и батыров, а также их взаимные права и обязанности.При Касым-хане был разработан кодекс законов “Касым ханның қасқа жолы ” - “Светлый путь Касым хана” – ставший в последствии источником обычного права казахов.

54. Правовые нормы Адат и роль биев в Каз-ом ханстве. Бии - предводители родов и племен. Их влияние определялось многочисленностью, силой, древностью происхождения возглавляемых ими родов. В подвластных родах биям принадлежала судебная, административная и военная власть. Они выполняли политическую роль на ряду с султанами, как предводители родов участвовали в решении общегосударственных дел. Наиболее влиятельные из них входили в совет биев при хане.

55. Ханская власть. Особенности государственности казахов. 1)Термином «государство» обозначен особый тип социальных явлений, характеризующийся следующими основными чертами: 1) отношением власти и подчинения; 2) наличием юридического порядка; 3) использованием насилия политической элитой; 4) относительным постоянством; 5) наличием постоянных институтов власти. Составными элементами государства являются территория, население и власть.

2. Основной особенностью государственности казахов было деление ханства на жузы. Жузы также делились на Великий (Улы жуз), Средний (Орта жуз) и Младший (Киши жуз). При этом самое «младшее» объединение Великого жуза считалось «старше» самого «старшего» в Среднем жузе и т. д. Положение общины в иерархии учитывалось в случаях:1. Определение места в боевом порядке; 2. При разделе боевой добычи;3. Вхождения в дом и размещения по местам;4. При открытии торжества;5. При представлении качества предлагаемого на празднестве кушанья.

3. Высшим представителем административной, судебной, политической и военной власти в казахском государстве был хан. Хан избирался на курултае и только из числа чингизидов, представителей «ак – суйек» - «белой кости», причем хан должен быть чингизидом и по линии отца, и по линии матери. Хан управлял («Великий хан») тремя жузами, но при этом в каждом жузе был свой хан. У хана была ставка (столица), но чаще всего их было несколько (зимняя и летняя).

56. Казахские жузы, их территория и племенной состав. Особенностью Казахстана является то, что на его территории возникли жузы – племенные объединения, принадлежавшие к казахской народности и населявшие общеказахскую территорию. К 15-16 вв. жузы уже сложились, их формирование происходило в предшествующие столетия вместе с длительным процессом сложения народности. Старший жуз занимал территорию от Сырдарьи до Семиречья включительно. В его состав входили роды: уйсуны, канглы, дулаты, албаны, суаны, шапрашты, жалаиры. Средний жуз, образованный в результате объединениия племен: кыпчаков, аргынов, уаков,найманов, коныратов, кереитов и др., располагался в центральной части северо-восточного Казахстана. Младший жуз, занимавший низовья Сырдарьи, берега Аральского моря, северную часть Прикаспийской низменности, имел в своем составе племенное объединение байулы, включающее роды: адай, жалпас, алаш, бериш, есентемир, серкеш и другие, всего12 родов; племенное объединение Жетыру: табын,тама, жагалбайлы, рамадан и другие, всего семь родов; племенное объединение алимулы: карасакал, каракесек, торткара, шекты и другие, всего 6 родов.

57. Казахско-русские отношения в 16-18 вв. Присоединению Казахстана к России предшествовали значительные политические связи между ними. Русское государство проявляло заинтересованность в расширении своих государственных границ на востоке. Завоевание Иваном IV Казанского (1552), Астраханского (1556) ханств, Юго-Западной Сибири, установление Камского торгового пути облегчали непосредственные контакты и с Казахским ханством. Интерес Русского государства к Казахстану особенно возрос со второй половины 15-16 вв., после установления торговых и дипломатических отношений России со среднеазиатскими государствами. Большую роль в установлении непосредственной связи с казахскими ханами играли посольские связи. В 1573 году казахскую степь было направлено русское посольство во главе с Третьяком Чебуковым. Посольство имело задачу налаживания торговли с казахами. Однако дипломатическая миссия см Чебуковым не дошла до предела Казахстана, т.к. была истреблена племянником Сибирского хана Кучума Маметкула. 1594 году в Москву прибыло первое Казахское посольство. Посланник хана Тауекеля Кул-Мухамед имел поручение освободить племянника его Ураз-Мухаммеда, находившегося в Москве «Аманатом» (заложником) и заключить дружественное соглашение с русским правительством. Кроме того, он должен был добиться от Бориса Годунова «огненного бою» для борьбы с соседними враждующими государствами. В ответной грамоте русского царя Тауекелю была обещана посылка «многой рати с огненным боем» и «поберегание» казахов от всех их противников. Образование Джунгарского ханства несло существенные перемены в Центральной Азии. Напряженное положение на северо-восточных границах вынудило казахских ханов и султанов вступить в переговоры с правительством Петра1-го и через Сибирские пограничные власти заявить о своих намерениях воевать с джунгарией в союзе с Россией. В 1717 г. отдельные предводители казахов султаны Абулхаир и Каип, учитывая сложность внешнеполитического положения Казахских родов и реальную угрозу со стороны внешних противников, обратились к Петру1-ому с просьбой о подданстве. Последний, будучи занят войной со Швецией и имея сведения о внутренних неурядицах и междоусобных распрях казахских родов, не решился на вмешательство «в казахские дела». Сложность внешнеполитического положения казахов побуждало искать пути выхода из создавшегося положения. Еще в 1726 г. хан младшего жуза Абулхаир, старшины Сугур, Едикбай, Хаджибай, Кулынбай и др. отправили в Россию посла Койбагара «просить покровительство для казахов младшего жуза». Это посольство осталось безуспешным, но Абулхаир не оставлял свои намерения и в сентябре 1730 г. вновь отправил посольство через Уфу в Петербург с письмом к русской императрице Анне Иоанновне и устной просьбе о подданстве и покровительстве. 19 февраля 1731 г. императрица Анна Иоанновна подписала жалованную грамоту хану Абулхаиру о принятии в российское подданство. Для принятия соответствующей присяги в Казахстан с грамотой к хану Абулхаиру были направлены послы во главе с переводчиком Комиссии иностранных дел А. И. Тевкелевым. В 1733- 1734 гг. изъявили желание принять российское подданство некоторые Бии и влиятельные султаны Южного Казахстана. Указ императрицы Анны Иоанновны от 10.06.1734 г. свидетельствовало о согласии правительства принять Старший жуз в состав России. Однако его удаленность от России, а также напряженные отношения с Джунгарией, убийство хана Жолбарыса в 1740 г., державшегося пророссийской ориентации, надолго отодвинули осуществление этого плана. Присяга группы султанов и старшин Мл. и Ср. жуза в 1740 г. обусловило присоединения к России лишь части Ср. жуза, основные же регионы северо-восточного и центрального Казахстана вошли в состав империи лишь в 20 – 40-х гг. 19 в. вследствие военно-политического влияния царизма.

58. Толе би, Казыбек би,Айтеки би, их роль в истории каз. народа. Толе би.Толе би Алибекулы – выдающийся общественный деятель, бий Старшего жуза, один из авторов свода законов Жетi Жаргы, оратор. Толе би родился в 1663 году в урочище Жайсак близ Чу (в Жамбыльской области). После смерти хана Старшего жуза Жолбарыса он правил Ташкентом в течении шести лет.(1743-49). В историю вошло выражение Толе би: «У благой мысли есть источник, у ёё автора – духовный отец Майин». Имеется в виду, что он впитал в себя дух Майин би. С написанием и претворением в жизнь «Семи заповедей» Тауке-хана имя Толе би прочно вошло в сознание народа. «Актабан шубурунды» повысился авторитет Толе би, в связи с его призывом к народу взяться за земледелие, перейти от кочевья к осёдлости, сочетая разведение скота с устоями городской жизни, учиться хорошему у соседних народов, дабы позаботиться о грядущих поколениях. Умер Толе би в 1756 году в Анбуржан-орде (сейчас Шымкентская область).//Казыбек би.Казыбек Кеддибекулы (1667-1764) родился на берегах Сырдарьи, принадлежал к Среднему Жузу, к роду каракесек племени Аргын. Благодаря семейным традициям, Казыбек уже в детские годы проявлял красноречие и острый ум, став с годами прославленным бием. О роли Казыбек би в судьбеказахского народа можно сказать следующее: он один из инициаторов образования и укрепления единого централизованного казахского государства, отстаивавших его независимость территориальную целостность. Казыбек би умер в декабре 1764 года у подножия горы Семизбура у источника Теректи.//Айтеке би.Айтеке би (подлинное имя Айтык) Байбекулы. Сведения о уго биографии скудные, предполагают, что он родился где-то возле Бухары, даты рождения и смерти приблизительно 1666-1722 годы. Но известно его решающее участие в совещании по поводу объединения трёх жузов. В двадцать лет Айтеке был уже известным бием, в тридцать лет стал старшим бием Младшего жуза. Он был в числе главных авторов «Жетi Жаргы». Он – помощник исоветник Тауке-хана, сам батыр, учавствовал вместе с Тауке-ханом в отражении нашествия на Сайрам. Ему принадлежит выражение, что бий должен быть на высоком представительном уровне, дабы оставить в душах современников и потомков яркий след. Айтеке би вместе и наряду с Казыбек би и Толе би вошёл в историю казахского народа как инициатор объединения трёх жузов, один из авторов свода законов принятых при Тауке-хане.

59. Материальная и духовная культура казахов 16-18 вв. Материальная культура казахов отражала особенности хозяйственной жизни народа, основывалась на традициях культуры предшествующих поколений степных скотоводов. Хозяйственно-экономический уклад, пища, одежда были наиболее приспособлены к тем природным условиям, в которых они жили. Казахские народные обычаи раскрываются в свадебном ритуале «кудалык салт». Отношение родителей невесты к жениху были свободны от многих обрядов, предписываемых исламом. После сговора и первого взноса калыма жених имел права тайно посетить невесту, и его первое посещение (урын келу) обычно происходило в доме брата и родственника невесты. Второе посещение жениха было открытым и носило название «калындык ойнау». Праздновались такие события как: рождения ребенка, свадьба, избрание хана, победа над врагом, религиозные праздники. Казахи пользовались традиционным календарем. Годы объединялись в 12-летние циклы, как у многих народов Азии, они имели названия определенных животных. Были люди, занимавшиеся счетом времени и предсказанием погоды - есепши. Казахи имели сведения о небесных светилах, звездах, созвездиях, планетах. Они выделяли Полярную звезду, Созвездия Большой, Малой Медведицы, Венеру, Марс, Млечный путь; Созвездие Большой Медведицы называлось Жетыген - семерка, Жеты карт – семь старцев. Это созвездие служило астрономическими часами, по нему менялись сторожа стад. У казахов было развито прикладное искусство в оформлении убранства юрты, одежды, оружия, посуды, в оформлении войлока, ковров – текемет, тускииз, сырмак и др. Орнаменты и узоры, в основном, были айшик гуль – лунный цветок, жулдыз гуль – звездный цветок, шиккан кун – восход солнца, цветы, плоды, геометрические фигуры и др.

60. Казахско-джунгарсие войны (16-17вв). Отношения с калмаками, продвинувшимися еще в конце 16 в. значительно на запад, стали занимать в 17 в. важное место во внешней политике казахских владетелей. Отсутствие естественных границ между их владениями и постоянное соперничество из-за обладания кочевьями служили причиной частых столкновений и воин. С первых 10-летий 17 в. Соотношение сил казахского ханства раздираемого междоусобными распрями, и ойратской группировкой, объединенной в единый союз, изменилась и стала неблагоприятным для казахов. В 1634 г. к власти пришел Батур-хунтайши, а 1635 г. (признан в науке) образованием Джунгарского ханства.По данным русских архивных документов в августе 1604 года «все калмакские тайши и улусные люди пошли воевать с казацкой ордой». однако военные действия калмаков против казахов были не совсем удачны: они встретили мощный отпор объединенных сил казахов и ногаев. Новый поход калмаков на «Казацкую орду», где «промеж себя люди секутся», был удачен, казахи, раздираемые междоусобной распрей оказались легкой добычей, более того в 1616 г. «казачья большая орда» оказалась в подчинении у калмакских предводителей. В 1620 г. тайши отправили послов к казахскому хану Ишиму для переговоров о мире. Однако Ишим, разгневанный нападением некоторых калмакских тайши на казахов, убил послов и, двинув большое войско, перебил много калмаков, в том числе двух тайши. В 1627 г. по сообщению Махмуда ибн Вали, состоялся поход казахов под главенством хана Ишима на кочевья калмаков. Ойратские тайши потерпели поражение от казахов и в 1628 г. Первое сражение с джунгарами имело место в 1635 г., предводитель казхов Джангир попал в плен, но чудом бежал, навсегда став врагом джунгар. Батур-хунтайши, желая усмерить беспокойного соседа, собрал 50-тысячное войско и вторгся в 1643 г. в кочевья казахов. Удачный вначале поход окончился поражением и отступлением калмаков с большим уроном. Новый поход калмаков состоялся в 1652 г., 17-летний Галдан убил Джангира. В 1653 г. умер батур-хунтайши и с 1653 по 1670 гг. (правил Сенге) было затишье. Но при хунтайши Галдан-Бошокту (1670-1697) ойратские тайши начали новые завоевания Южного Казахстана. В 1681 г. ойраты проникли за р. Чу и осадили Сайрам. В 1684 г. Сайрам был взят. В 1697- 1727 гг. к власти пришел Цеван-Рабдан и отношения вновь обострились. В годы правления Ц-Р. войны следовали одна за другой: в 1711, 1712, 1714, 1717, 1723, 1725.

61. Политический кризис Казахского ханства и джунгарское нашествие и т.д. С образованием в 1635г. Джунгарского ханства возросла опасность захвата ойратами казахских земель в Прииртышье и Семиречье. Джунгарские погромы были одной из существенных причин постепенного угасания жизни городов на юге Казахстана. Набеги джунгар перерезали важные торговые пути, наносили большой ущерб хозяйству населения. Набеги джунгар на казахские земли происходили в 1710-1711гг., в 1713г. и 1718г.. в 1724-1725 джунгары разгромили города Туркестан, Ташкент. А в 1723г. – год «Великого бедствия» разметал казахов далеко за пределы их этнической территории. Годы правления Цеван-Рабдана и его преемника Голдан-Церена были временами наибольшего могущества Джунгарского ханства. В 1723г. в казахско-джунгарских отношениях ситуация резко изменилась: умер китайский император Конси, был заключен джунгаро-китайский договор, российское правительство с созданием Иртышской укрепленной линии не проявляло каких-либо реальных притязаний. Воспользовавшись раздробленностью казахских ханств и основательно подготовившись к предстоящей войне, джунгары в 1723г. двинули свои войска в пределы Казахстана, в 1723г. первыми приняли удар казахи Жетысу и Прииртышья. Временем нападения джунгаров была выбрана весна 1723г., когда после зимовки ослабевшие казахские аулы готовились к откочевке на жайлау. В этом году был сильный джут. Джунгары осуществляли нападения войском в 70 тыс. человек, двигаясь семью крупными клиньями. Сам Цеван-Рабдан продвигался по югу Жетысу. Общее командование вторжением осуществлял брат Цеван-Рабдана – Шона-Даба. Переправившись через Сырдарью, казахи Старшего и части Среднего жуза откочевали к Ходженту, большинство родов Среднего жуза отошло к Самарканду, а Младшего – в пределы Хивы и Бухары. В том же 1723г. джунгарские феодалы отрезали казахские ханства от городских ремесленных центров и рынков, как Ташкент, Туркестан, Сайран. От этих времен есть великая песня «Елимай».

62. Освободительная борьба каз народа против джунгар. Анракайская битва. Борьбу против захватчиков возглавили батыры, военачальники, такие, как Богенбай, Кабанбай, Малайсары, Жанибек и другие, важную роль сыграли несгибаемая воля Аблая. Одно из крупнейших сражений произошло в 1726г. на берегу реки Буланты, в местности Кара-Сыйыр. Казахские войны нанесли здесь джунгарским полчищам чувствительное поражение. Место битвы получило название «Калмак-кырылган» (место гибели калмаков). В 1729г. произошло кровопролитное сражение казахских сарбазов с джунгарами на юго-востоке от озера Балхаш, в местности Аныракай, где объединенные силы трех жузов одержали блестящую победу. Войско джунгаров начали отступать по реке Или на восток. Но в это время предводители казахского ополчения в связи со смертью хана Болата рассорились из-за власти, что облегчило действия ойратов и свело на нет многочисленные жертвы и усилия народа в борьбе с джунгарами.

63. Каз-ан во внешней политике России. Исторические и экономические корни сближения Каз-на с Россией. Интерес русского государства к Казахстану особенно возрос со второй половины 15-16 вв., после установления торговых и дипломатических отношений России со среднеазиатскими ханствами. Московские государи стремились к установлению непосредственных связей с казахскими ханами, для того яттобы обеспечить безопасность прохождения купеческих караванов через Каз. Большую роль в этом играли посольские связи. В 1573 г. В казахскую степь было направленно русское посольство во главе с Третьяком Чебуковым, задача посольства – налаживание торговли с казахами. Однако дипломатическая миссия Чебукова не дошла до пределов Каз. Так как была истреблена племянником сибирского хана Кучума Маметкулан. В 1594 г. В Москву прибыло первое Казахское посольство. Посланник хана Тауекеля Кул-Мухаммед имел поручение освободить племянника его Ураз-Мухаммеда, находившегося в Москве аманатом (заложником), и заключить дружеские соглашения с русским правительством. Кроме того он должен был добиться от Бориса Годунова «огненного боя» для борьбы с соседними феодальными ханствами. В ответной грамоте русского царя Тауекелю была обещана посылка «огненного боя». В торгово-экономических связях обе стороны были одинаково заинтересованы. Путем товарообмена казахи приобретали предметы домашнего обихода, огнестрельное оружие, русские получали от них различное сырье, скот. Русскому государству нужны были союзники в борьбе с потомками Кучума, беспрепятственный выход на рынки Средней Азии, безопасность пролегающих через территории Казахстана караванных маршрутов. Казахи были заинтересованы в расширении контактов с Москвой. Для обеспечения безопасности торговых связей с Казахстаном, Сибирью и Средней Азией приступило к интенсивному строительству на границе с Казахстаном укрепленных пунктов – крепостей. Казахское ханство также стремилось укрепить свои международные позиции в условиях нараставшей внешней угрозы.

64. Абулхаир Хан и его обращение о принятии в подданство. После неоднократных попыток, Абулхаир хан в сентябре 1730 г. отправил через Уфу в Петербург с письмом к русской императрице Анне Иоанновне и устной просьбой о подданстве и покровительстве. 19 февраля 1731 г. императрица Анна Иоанновна подписала жалованную грамоту хану Абулхаиру о принятии в российское подданство Младшего жуза. Для принятия соответствующей присяги в Казахстан с грамотой к хану Абулхаиру были направлены послы во главе с переводчиком Комиссии иностранных дел А. И. Тевкелевым. Это послужило началом коренного перелома во внешнеполитической ориентации уже распавшегося объединения казахского союза. 5 октября, когда прибыл Тевкелев, 1731 г. в ставку Абулхаира, выяснилось, что среди феодальной верхушки были существенные разногласия.

65. Принятие казахами Младшего жуза Российского протектората. 5 октября 1730г. Тевкелев прибыл в урочище Майтобе на реке Иргиз, где располагалась резиденция хана. Первым присягал на подданство Абулхаир хан, за ним последовал старшина Богенбай, затем Есет-батыр, Худайменды-мурза. Тут же присягнули на верность 27 старшин. В 1734г. вступление Младшего жуза под Российский протекторат было окончательно оформлено. Абулхаир обязался защищать торговые караваны, оказывать военную помощь правительству, платить ясак мехом и кожей. Взамен он просил выстроить для него крепость в устье реки Ори, закрепить за ним, его потомками ханский титул и оградить его от набегов башкир, калмыков и яицких казаков. Этот договор с самого начала стал нарушаться русской стороной. Крепость в устье реки Ори была построена, но не для Абулхаира, а для того чтобы «положить на казахов узду». Одновременно с крепость Оренбург, были заложены другие. Силы Младшего жуза больше не участвовали в войнах с ойратами, более того, они превратились в угрозу для Среднего и Старшего жуза. В это же время Россия и не предполагала об оказании какой-либо помощи казахам в борьбе с джунгарами. 3 августа в Оренбурге состоялась встреча Абулхаира с Татищевым. На которой он подтвердил прежнюю верностью. Третья по счету присяга Абулхаира на подданство России, которая состоялась в августе 1742г., не имела того значения, которое имели его присяги в 1731г. и 1738г

66. Принятие казахами Среднего жуза Российского протектората. В конце 1731г. Абулхаир и батыр Богенбай направили своих представителей в Средний жуз, обещая хану Семеке в случае принятия Российского подданства обеспечить безопасность региона с помощью русских войск. Семеке принял предложение послов Абулхаира. В 1732г. в состав России формально вошла некоторая часть Среднего жуза. Семеке собирался соблюдать договор с Российской империей: совершил набеги на башкир – феодалов российских подданных. Угрозу Джунгарии побудила влиятельных феодалов Среднего жуза повторно обратиться к России с просьбой принять их в ее состав. Грамотой Анны Иоановны от 10 июня 1734г. просьба Семеке и его сторонников была удовлетворена. В 1740г. приняли присягу на подданство хан Среднего жуза Абулмамбет и влиятельный султан Аблай. Текст его присяги не отличался от предыдущих «клятвенных обещаний». Султан Аблай в дополнение к тому, обнадеживал Татищева, хотя набиравший опыт в политической борьбе молодой султан свои надежды связывал и с Цинской империей. Третья по счету присяга Абулхаира на подданство России, которая состоялась в августе 1742г., не имела того значения, которое имели его присяги в 1731г. и 1738г.

67.Хан Аблай: деятельность и историческое место. Настоящее имя Абылая - Абильмансур. В конце 20 - 30-х года Абильмансур принимает участие в боях с захватчиками вначале в качестве рядового воина, затем быстро выдвигается и становится одним из наиболее влиятельных батыров. Абильмансур принял имя Абылая, своего деда, знаменитого батыра, прославившегося в поединках. После смерти Галдан-Церена в Жонгарии началась ожесточенная борьба за трон между его наследниками. Поддерживая поочередно то одного, то другого претендента на престол, Аблай сумел добиться значительных территориальных уступок от жонгар. Абылай не признавал захвата Жонгарии китайцами и стал оказывать активную помощь Амурсане, возглавлявшему антицинское восстание жонгар. Весной 1756 г. казахские отряды совершили рейд в Жонгарию против китайских войск. Поход циньских войск против Аблая провалился.Одновременно с борьбой с внешней опасностью, Абылай предпринимал огромные усилия по объединению казахских земель. В 1740 году в Ташкенте был убит хан Жолбарыс и большинство родов Старшего жуза при поддержке Толе би, принесли присягу Абильмамбету официальному главе Казахского ханства. В 1759 г. царская администрация предложила Абылаю сместить Абильмамбета и занять его место, обещая свою поддержку, однако влиятельный султан отказался. Только после смерти хана, в Туркестане, в мечети Кожа Ахмета Яссауи Абылай был поднят на белой кошме и провозглашен новым ханом всех трех жузов. Хан Абылай (1771 - 1781) - последний казахский хан, авторитет которого был непререкаем во всех казахских землях. Сохраняя политическую независимость, Абылай отказался от царских подарков и принесения присяги в Петербурге. Будучи подданным Российский империи,Абылай в то же время неоднократно посылал посольство в Пекин, ища у китайского императора поддержки против русских колониальных властей.Абылаю удалось вернуть казахские города на юге, в короткий срок он овладел Созаком, Шымкентом и Ташкентом. Однако попытка создать антикитайский союз среднеазиатских государств не увенчалась успехом. Более успешной была деятельность Абылая внутри государства. Чокан Валиханов писал, что "Абылай усмирил своеволие сильных родоначальников и султанов, которые ограничивали советом власть хана». Наиболее влиятельными политическими фигурами ханского окружения были Казбек-бий и Бухар-жырау. Имя Абылая осталось в памяти казахского народа и не раз становилось символом в борьбе за национальную независимость, за возрождение казахского государства.

68. Реформа Игельстрома. Екатерина II одобрила реформу в мл. жузе, разработанную еренбурским губернатором Игельстромом. Нуралы-хан был отправлен в Уфу. Игельстром предлагал в поколениях ашмулы, байкулы, жетыру создать суды (расправы), подчинявшиеся пограничному суду в Оренбурге. Расправы должны были возглавлять председатель и 2 заседателя из родовых старшин, получивших жалование. Предлагалось построить в жузе 2 или 3 года, мечети и школы для детей. Проект Игельстрома предусматривал удаление хана из жуза, но императрица решительно отклонила предложение о выборах нового хана при условии учреждения при нем советах. Игельстром частично выполнил требования старшин, но поставил условие прекратить пограничные набеги. Он сознавал, что новую сектему управления не удается распространить на весь жуз. В части родов и после создания расправ сохранялась ханская власть в лице признанного царским прав-вом хана Кампе. Создание расправ сыграло свою роль в отстранении султанов от управления жузов. Но реальная власть перешла не к расправам, а к главным старшинам, поэтому Игельстром сделал существенное добавление к своей реформе, определив полномочия старшин. Главные старшины должны были исполнять все предписания Игельстрома, пограничной экспедиции и расправ. Одновременно он засчитывал использовать главных старшин для полного отказа их от восстановления в жузе ханской власти. В окт. 1889г. Игельстром представил новый проект управления жузом; а именно восстановления ханской власти и раздробление мл. жуза на 6 частей – расправ, главное управление во главе с ханом. Но и этот проект не был претворен в жизнь.

69. Ликвидация ханской власти в Среднем жузе.«Устав об сибирских киргизах» 1822 год. Создание укреплений ограничивала традиционные кочевья казахов, создавала напряженность между сибирской администрацией и казахскими султанами. Усиление военных акций в регионе, угроза вторжения цинских войск в пределы Казахстана побудило Аблая принять в сюзеренитет цинского богдыхана при сохранении российского подданства. Политика лавирования Россией и Цинской империи, которую проводил приемник Аблая Уали хан, утвердила правящие круги России в мнении во упразднении ханской власти и в Среднем жузе. В 1815 году, стремясь ослабить позицию Уали в Среднем жузе, правительство назначило второго хана – Букея, после смерти которого в 1817 года и Уали в 1819 году новые ханы в Среднем жузе больше не назначались старшины, они избирались жителями аула.. Генералом-губернатором Сибири Сперанским был разработан «устав об Сибирских киргизах» принятый в 1822 году. Согласно его реформе Сибирь была разделена на две части – Восточную с управлением в Иркутске и Западную в центре с центром в Тобольске, а с 1839 года в Омске. Эта часть получила название «Область сибирских киргизов» для них был разработан устав 1822 года. Согласно которому область сибирских киргизов была разделена на округи, округи делились на волости, волости на аулы. При организации округов за основу брались зимние кочёвья. Реформа касалась и суда. Их цели распространить на территории Казахстана общеимперские законы. Традиционный суд биев сохранялся на уровне исковых дел. Уставом устанавливались сборы и подати. Во главе округов стояли окружные султаны. Во главе волости стояли волостные султаны. Во главе аула стояли аульные

70. Ликвидация ханской власти в младшем жузе. Принятие «Устава о сибирских киргизах» означало ликвидацию ханской власти в Среднем жузе и фактическое его включение в состав Российской империи. 8 феврале 1824г. царскими властями был основан первый Каркалинский приказ, во главе которого стал старший султан, подполковник Турсун Чингисов. В том же году был создан Кокчетавский приказ. Эти приказы стали аванпостами царизма в закабалении Казахстана. В 1824г. правительством России был принят «Устав об оренбургских киргизах», разработанный оренбургским генерал-губернатором П.К. Эссеном. Так же как и в Среднем жузе, в Младшем отменялась ханская власть. Жуз делился на части во главе с султаном – правителем части жуза, который назначался оренбургским губернатором. Судебная система, как и по «Уставу о сибирских киргизах», предусматривала ведение всех крупных дел военным судом или Пограничной комиссией. Так была ликвидирована ханская власть в Младшем и Среднем жузах.

71. Завоевание Старшего жуза. Завершение рисоединения Казахских земель к Российской Империи. Часть казахских родов Южного Каз-на приняла российское подданство добровольно.18 января 1819г. 55462 души обоего пола во главе с султаном Сьюк Абылай – хановымдобровольно присягнули Российсой короне. В мае 1824г. императр Александр I подписал грамоту о принятии в поддонсво еще 14 султанов Старшего жуза, кочевавших в Семиречье. Однако основные районы Семиречья и Южного Каз-на остовались вне влияния Российской империи. С целью вытеснения из региона кокандских беков правительство приступило к организации военно-разведочных экседиций в заилйский край. В скором времени были основаны крепости Капал, Лежинск, Урджар. Главным оплотом колонизации края и распространении российского влияния на казахов Чуйской и Томасской долин стала укрепление Верное (1854).Взятие царизмом Туркестана, Шимкента, Аулие-Аты, др. городов, сопровождавшиеся применением крупных военных сил, завершило завоевание Южного Каз-на Россией.Присоединение Каз-на начавшиеся в 30 – ых гг. XVIII в., завершилось лишь в конце середины XIX в. Присоединение каз. жузов происходило в различных внешнеполитических и вутренних условиях. Значительная часть младшего, некоторые районы среднего жузов приняли российское подданство добровольно. Большая же часть среднего и часть ра


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: