Билет № 22. Эпоха Екатерины 11 – это время проведения политики просвещенного абсолютизма, провозгласившего заботу о благоденствии подданных в соответствии с законами

Эпоха Екатерины 11 – это время проведения политики просвещенного абсолютизма, провозгласившего заботу о благоденствии подданных в соответствии с законами, исходящими от монарха. Идеи этой политики были привиты европейской философией Просвещения. Несмотря на либеральные идеи, политика «просвещенного абсолютизма» отличалась социально-политическим консерватизмом: привилегии, предоставленные дворянам и горожанам, а также реформы госаппарата сохранили абсолютизм и укрепили крепостничество.
В 1763 г. была проведена своеобразная «реанимация» одного из основных органов власти – Сената (разделение Сената на шесть департаментов, имеющих конкретные обязанности и полномочия).
В 1764 г. началась секуляризация церковных и монастырских земель. Это ограничивало влияние церкви на общество и вело к дальнейшему подчинению духовной власти светской. Церковная реформа значительно облегчила положение крестьян, переведя их из ряда монастырских в государственные.
В 1775 г. была проведена губернская реформа с целью повышения эффективности борьбы с «беспорядками» («пугачевщина») и укрепления положения дворян в государстве и обществе. Российская империя была разделена на 50 губерний, во главе которых стояли генерал-губернаторы, в чьих руках сосредоточилась вся полнота власти – государственная, административная и т.д.
В том же 1775 г. губернская реформа была распространена и на окраины (ликвидированы Запорожская Сечь и остатки Левобережной Украины).
Товарные отношения постоянно перерастают в капиталистические и начинают вытеснять крепостной труд. Промышленный труд все больше отделяется от сельского хозяйства. Крепостное помещичье хозяйство изживало себя и не могло бы конкурировать с капиталистическим, если бы не поддержка правительства.

Одна из проблем, разрешением которой занялась
Екатерина II в первую очередь, была связана с цер-
ковными имениями. Число крестьян, принадлежав-
ших духовенству, составляло почти 1 млн человек.
Екатерина II лишила православную церковь какого-либо
политического влияния, поставив ее в финансовую
зависимость от государства. Духовенство окончатель-
но превратилось в один из отрядов чиновничества.
Именно в этом видела его роль Екатерина II, и впо-
следствии, занимаясь созданием в России полноцен-
ных сословий, она никогда не пыталась сделать тако-
вым духовенство.
Манифестом от 7 ноября 1775 г. были указаны
недостатки существующего областного управления.
Прежде губернии делились на провинции, а провин-
ции - на уезды; теперь губернии делились прямо на
уезды. Прежде областное деление производилось
случайно, почему и выходило так, что, например,
Московская губерния имела 2 млн 230 тыс. жителей,
а Архангельская - только 438 тыс. жителей, а между
тем численный штат администрации был приблизи-
тельно одинаков и в той и в другой губернии. Границы
прежних губерний и областей устанавливались частью
по географическим, частью по историческим призна-
кам или условиям, в основание губернского деления
Екатериной II принято было исключительно количест-
во населения. При новом административном разде-
лении было принято за правило, чтобы в каждой губернии было от 300 до 400 тыс. жителей, а в уезде - от 20 до 30 тыс. Екатерина II стремилась увеличить
силы администрации, разграничить ведомства и при-
влечь к участию в управлении земские элементы, но
ее учреждения были гораздо сложнее учреждений
Петра I. Однако, будучи очень систематичны сами по
себе, местные учреждения 1775 г. не привели в систе-
му все государственное управление. Они не затрону-
ли форм центрального управления, но имели на него
косвенное влияние. Центр тяжести всего управления
был перенесен в области, и в центре оставалась лишь
обязанность руководства и общего наблюдения. Ека-
терина II сделала значительный шаг вперед на пути
либерализации общества.
Положение дворянства на закате правления
Екатерины II.
Грамотой 1785 г. завершен был процесс сложения
и возвышения дворянского сословия. При Екатерине II
дворянин стал членом губернской дворянской корпо-
рации, привилегированной и державшей в своих ру-
ках местное самоуправление. Грамота 1785 г. уста-
новила, что дворянин не может иначе как по суду
лишиться своего звания, передает его жене и детям;
судится только с равными себе, свободен от податей
и телесных наказаний, владеет как неотъемлемой
собственностью всем, что находится в его имении;
свободен от государственной службы, но не может
принимать участия в выборах на дворянские должно-
сти, если не имеет офицерского чина.
Дворянские общества имели все права юридиче-
ских лиц и пользовались широким простором в устройст-
ве своих общественных дел. Дворянство пришло к кон-
цу XVIII в. к таким результатам: исключительные
личные права, широкое право сословного самоуправ-
ления и сильное влияние на местное управление.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: