Способности и задатки Одаренность Развитие способностей

Борис Михайлович Теплов (1896-1965)

Способности – это такие индивидуальные психологические особенности, которые не сводятся к личным навыкам, умениям и знаниям, но которые могут объяснять легкость и быстроту их приобретения.

Способности ≠ знания + умения + навыки

Способности (по Теплову) – индивидуальное свойство, определяющее успешное освоение и осуществление деятельности

Способности характеризуются особенностями:

1. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ особенности, а значит, они различны у разных людей.

2. способности не сводятся к личным навыкам. Т.е.если люди владеют одинаковыми навыками, это не значит, что они имеют одинаковые способности.

3. способности объясняют легкость и быстроту приобретения навыков. Т.е. пятерка по психологии одному дается тяжелым трудом, бессонными ночами, а кому-то легко и непринужденно.

Возникает проблема врожденного и приобретенного в способностях человека.

Способности нельзя рассматривать как целиком и полностью врожденные. Врожденными могут быть только какие-либо анатомо-физиологические способности человека или ЗАДАТКИ.

Различия в задатках обусловлены двумя основными причинами, это:

· наследственность или генотип человека;

· условия пренатального развития человека.

Но способности не сводятся к задаткам, они формируются и развиваются в конкретной деятельности человека. Если человек не будет заниматься каким-то видом спорта, то у него не будут развиваться необходимые для этого вида спорта способности. И аналогично, если человек не будет учиться в школе, у него тоже ничего не разовьется.

Дело не в том, что способности ПРОЯВЛЯЮТСЯ в деятельности, а в том, что способности в деятельности СОЗДАЮТСЯ!

С понятием способности у Теплова тесно связано понятие одаренности.

Одаренность – это качественно своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности.

Когда мы говорим о человеке более или менее способным к какой-либо деятельности, то мы не должны иметь в виду, какую-то одну способность, которая обеспечивает легкость и быстроту восприятия, это должен быть ряд способностей, который вкупе и определяет одаренность Нельзя считать, что для каждой деятельности есть своя способность. Нужно рассматривать, как способности соединяются друг с другом для достижения успехов в той или иной деятельности.

Теплов также дает определение гениальности и таланту.

Гениальность – это высшая ступень одаренности. Благодаря ей, человек достигает выдающихся успехов в той или иной деятельности, гораздо выше других людей.

Талант – это разносторонняя, общая одаренность человека, которая проявляется в достижении общего количества успехов в выполнении различных видах деятельности.

Специальная одаренность – одаренность в каком-то одном виде деятельности.

В качестве примера талантливого человека, Теплов приводит Леонардо Да Винчи. В этом человеке сочетается талант и гениальность.

Продолжение в след. вопросе 2 1.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: