Раздел Ш. Новое время XVII-XIX вв

РАЗДЕЛ II. СРЕДНИЕ ВЕКА

Франки
I. Возникновение государства и права
Салическая правда
II. Развитие феодальных отношений
А) Иммунитетные грамоты
Из грамоты короля Дагоберта I Ресбахскому монастырю
Грамота Карла Великого Трирской церкви
Грамота Карла Великого мецской церкви
Королевское пожалование
Б) Установление феодальной зависимости
О человеке, который коммендируется под власть другого
Прекарная грамота
Обязательство
Кабальная грамота

Франция
I. Крестьяне и феодалы
Бомануар, "Обычаи Бовэзи" (положение французских крестьян)
Письмо Фульберта, епископа Шартрского, к Гильому, герцогу
Аквитании о взаимных обязательствах вассала и сеньора (1020 г.)
II. Возникновение французского абсолютизма
Нантский эдикт (1598 г.)
Королевская декларация 1626 года о снесении замков
Эдикт 1641 года, запрещающий парламентам вмешиваться в государственные дела и администрацию

Германия
I. Оформление феодальной раздробленности
Закон Фридриха II в пользу духовных князей 1220 года
Возобновление закона короля Генриха в пользу (светских) сеньоров императором Фридрихом II
Золотая Булла (1356 г.)
II. Германское феодальное право
Саксонское зерцало
Каролина
Общеземское уложение для прусских государств

Англия
I. Развитие феодальных отношений у англо-саксов
Правда короля Этельберта
Правда Инэ
Правда Альфреда
Законы Этельстана
О правах и обязанностях
II. Государство и право Англии в XIII в.
Великая хартия вольностей (1215 г.)
Г. Брактон. О законах и обычаях Англии
III. Сословно-представительная монархия в Англии
Приглашение графа в парламент (1265 г.)
Приглашение представителей графств и городов в тот же парламент
Статут о неналожении податей (1297 г.)
Ордонансы, утвержденные парламентом (1354 г.)

Западные и южные славяне
I. Феодальные отношения в Польше
Польская Правда (XIII в.)
II. Польская феодальная монархия
Великопольский статут
"Генриковы артикулы" (1573 г.)
III. Государство и право феодальной Сербии
Законник Стефана Душана (1349-1354 гг.)

РАЗДЕЛ Ш. НОВОЕ ВРЕМЯ XVII-XIX вв.

Англия
I. Законодательство буржуазной революции
Палата общин-верховная власть английского государства (4 января 1649 г.)
Приговор высшей судебной палаты над королем (27 января 1649 г.)
Акт об отмене палаты лордов (19 марта 1649 г.)
Акт об отмене королевского звания (17 марта 1649 г.)
Форма правления государством Англии, Шотландии и Ирландии и владениями, им принадлежащими ("Орудие управления") (13 декабря 1653 г.)
Акт об упразднении палаты феодальных сборов
Акт об упразднении остатков феодализма и установления акциза (1660 г.)
II. Образование конституционной монархии
Акт о лучшем обеспечении свободы подданного и о предупреждении заточений за морями (Habeas Corpus Act) (26мая 1679 г.)
Билль о правах (1689 г.)
Акт об устроении (12 июня 1701 г.)
Акт о должностях (1707 г.)
III. Парламентские реформы
Акт о народном представительстве (1832 г.)
Акт о народном представительстве (1867 г.)
Акт о народном представительстве (1884 г.)
Акт о перераспределении мест (1885 г.)
Акт о парламенте для определения отношений между полномочиями палаты-лордов и палаты общин и для ограничения срока полномочий парламента (18 августа 1911 г.)
IV. Законодательство о союзах
Закон против рабочих коалиций (1799г.)
Закон о рабочих коалициях (1825 г.)
Акт о тред-юнионах (1871 г.)
Акт 1876 г., изменяющий акт о тред-юнионах 1871 г.
Акт о заговорах и защите собственности (1875 г.)
Акт о тред-юнионах (1913 г.)

Соединенные Штаты Америки
I. Образование США
Декларация независимости Соединенных Штатов Америки(4 июля 1776 г.)
Статьи конфедерации 1781 года
Конституция Соединенных Штатов Америки (17 сентября 1787г.)
Билль о правах (1789-1791 гг.)
II. Конституции штатов
Конституция штата Нью-Йорк (1821 г.)
Конституция штата Нью-Йорк (1846 г.)
III. Гражданская война и ее последствия
Конституция южной Конфедерации (1861 г.)
Прокламация об освобождении рабов (1 января 1863 г.)
Закон о гомстедах
Поправки к Конституции США
IV. Закон Шермана и его применение
Акт для защиты торговли и коммерции от незаконных ограничений и монополий (1890 г.)
"Соединенные Штаты против Дебса" (1894 г.)
"Соединенные Штаты против "Стандарт ойл компани оф Нью-Джерси" (1909 г.)

Франция
I. Законодательство Великой французской буржуазной революции
а) Крупная буржуазия у власти (1789-1792 гг.)
Декларация прав человека и гражданина (17.89 г.)
Декрет от 10 августа 1789 г. о подавлении беспорядков
Декрет от 11 августа 1789 г. об уничтожении феодальных прав и привилегий
Декрет от 24 ноября 1789 г., передающий в распоряжение нации земли духовенства
Закон 15 марта 1790 г. о феодальных правах
Декрет 3 ноября 1789 г.
Декрет 22 декабря 1789 г.
Декрет 19 июня 1790 г. о праве ношения оружия только активными гражданами
Закон относительно собраний рабочих и ремесленников одного и того же состояния и одной и той же профессии (закон Ле-Шапелье)
Французская конституция 1791 г.
б) Господство жирондистов
Декрет от 21 сентября 1792 г. об утверждении конституции народом и об охране личности и собственности граждан
Декрет от 21-22 сентября 1792 г. об упразднении королевской власти во Франции
Декрет 19 марта 1793 г, о наказании мятежников
Декрет 25 марта 1793 г. об образовании Комитета общей безопасности и общественного спасения
Декрет от 9 апреля 1793 г. о командировке народных представителей в армию
Декрет законодательного собрания 25 августа 1792 г. о феодальных повинностях
в) Диктатура якобинцев
Декларация прав человека и гражданина (1793 г.)
Конституция 24 июня 1793 г.
Декрет 10 октября 1793 г.
Учредительный закон 4 декабря 1793 г. о революционном порядке управления
Циркуляр Комитета общественного спасения народным обществам, определяющий их роль в революционном правительстве (4 февраля 1794 г.)
Декрет 23 августа 1793 г. о массовом наборе
Декрет Конвента 8 вантоза II года (26 февраля 1794 г.) о секвестре имущества врагов революции
Декрет 10 июня 1794 г.
Декрет против спекулянтов 26 июля 1793 г.
Закон 29 сентября 1793 г. о максимуме
Декрет 13 фримера II года (1 ноября 1793 г.) об установлении единого максимума на всей территории республики
Декрет 4 февраля - 11 апреля 1794 г., уничтожающий рабство негров в колониях
Декрет 3 июня 1793 г. о разделе национальных владений в общинах, не имеющих общинных земель
Декрет 10-11 июня 1793 г. об общинных землях
Декрет 17 июля 1793 г. об окончательном упразднении феодальных прав
II. Консульство и первая империя
Конституция VIII года (13 декабря 1799 г.)
Органический сенатус-консульт (18 мая 1804 г.)
Законы о призыве на военную службу
Закон 8 марта 1801 г.
Закон 20 декабря 1804г.
III. Вторая республика во Франции
Конституция Французской республики (4 ноября 1848 г.)
IV. Парижская коммуна
а) Образование Центрального комитета национальной гвардии
Резолюция делегатского собрания 24 февраля 1871 г.
б) Деятельность ЦК национальной гвардии после 18 марта
Немедленное улучшение положения трудящихся
Распоряжение Центрального комитета национальной гвардии об отсрочке выборов в Коммуну
Борьба с саботажем чиновников
Включение солдат в национальную гвардию
в) Программа Коммуны
Декларация Коммуны к французскому народу
г) Государственный строй Парижской Коммуны
Конституирование Коммуны
Первое заседание в среду 29 марта 1871 г.
Отчет из газеты " Paris Journal" о первом заседании Коммуны 29 марта 1871 г.
Декрет об административном управлении округами Парижа (30 марта 1871 г.)
Решение о реорганизации исполнительной комиссии (20 апреля 1871 г.)
Письмо Комитета бдительности 19-го округа в редакцию газеты " La Sociale " с предложением Коммуне создать Комитет общественного спасения
Декрет об образовании Комитета общественного спасения (1 мая 1871 г.)
Уничтожение регулярной армии
Уничтожение высоких окладов чиновникам
Отделение церкви от государства (2 апреля 1871 г.)
д) Социально-экономические мероприятия Коммуны
Декрет о брошенных владельцами мастерских
Устав луврских мастерских по ремонту и починке оружия
Декрет о запрещении ночного труда в булочных
Декрет Коммуны о реквизиции пустующих квартир буржуазии
Декрет о возврате заложенных в ломбарде вещей
Декрет об обязательном минимуме заработной платы для рабочих, занятых выполнением заказов для Коммуны
Декрет о запрещении штрафов и вычетов из заработной платы
Циркуляр делегата по просвещению Вальяна о профессиональном образовании
е)Борьба с контрреволюцией
Декрет о заложниках
Закрытие газет буржуазии
Борьба с саботажем судейских чиновников
IV. Государственный строй Третьей республики
Конституционные законы Французской республики
Конституционный закон об организации государственных властей
(25 февраля 1875 г.)
Закон об организации Сената (24 февраля 1875 г.)
Закон об отношениях государственных властей (16 июля 1875г.)

Германия
I. Эволюция государственного строя Пруссии
Декларация относительно изменения устройства высших государственных органов прусской монархии в области внутреннего и финансового управления (16 декабря 1808 г.)
Декларация относительно военного министерства (18 февраля 1809г.)
Закон об обязательной воинской повинности в Пруссии (3 сентября 1814 г.)
Конституционная хартия Пруссии (31 января 1850 г.)
Из речи Бисмарка в бюджетной комиссии палаты народных представителей 30 сентября 1862 г.
II. Государственный строй Германской империи
Конституция Германии (16 апреля 1871 г.)
Закон об изменении воинской повинности (11 февраля 1888 г.)

Япония

Клятвенное обещание императора Муцухито
Конституция Японской империи (11 февраля 1889 г.)

Латинская Америка
Законодательные акты мексиканской революции
Конституция мексиканской республики 1857 года
Закон о передаче арендаторам права собственности (1856 г.)
Декрет о национализации церковных имуществ (12 июля 1859г.)
Декрет о гражданском браке (23 июля 1859 г.)

Создание Британской империи
I. Управление Индией
Хартия Ост-Индской компании (1833 г.)
Из обращения королевы Виктории к князьям, вождям и народу Индии
(1 ноября 1858 г.)
II. Возникновение британского доминиона Канада
Акт о Британской Северной Америке 1867 года

Право буржуазных стран
I. Гражданское и торговое право Франции
Французский гражданский кодекс 1804 года
Торговый кодекс 1807 года
Закон об обществах (24 июля 1867 г.)
II. Гражданское и торговое право Германии
Гражданское уложение Германской империи 1900 года
Торговое уложение (10 мая 1897 г.)
III. Английское фабричное законодательство
Акт, регулирующий труд детей и подростков на фабриках Соединенного королевства (29 августа 1833 г.)
Акт, ограничивающий часы работы подростков и женщин на фабриках
8 июня 1847 г.)
IV. Социальное законодательство Германии
Закон о страховании рабочих в случае болезни (15 июня 1883 г.)
Закон о страховании при несчастных случаях (6 июля 1884 г.)
Закон относительно страхования на случай инвалидности и старости
(22 июня 1889г.)
Гражданское уложение 1900 г. о трудовом договоре
V. Французское уголовное и уголовно-процессуальное право
Уголовный кодекс (1810 г.)
Уголовно-процессуальный кодекс (1808 г.)

РАЗДЕЛ IV: НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ
I. Конституционное развитие
Поправки к федеральной конституции
II. "Новый курс" Рузвельта
а) Цели "нового курса"
Послание Ф.Д. Рузвельта Конгрессу (17 мая 1933 г.)
Закон о восстановлении национальной экономики (16 июля 1933 г.)
б)Регулирование экономики
Закон об улучшении положения в сельском хозяйстве (12 мая,1933 г.)
Отмена золотого стандарта (5 июня 1933 г.)
в) Регулирование трудовых отношений
Кодекс о справедливой конкуренции для хлопчатобумажной текстильной промышленности (17 июля 1933 г.)
Закон Вагнера (5 июля 1935 г.)
III. Изменение политического режима во время и после второй мировой войны
Закон Смита (28 июня 1940 г.)
Закон Тафта-Хартли (23 июня 1947 г.)
Закон "О внутренней безопасности" (закон Маккарэна) (23 сентября 1950 г.)
Исполнительный приказ 10450 (27 апреля 1953 г.)
Закон Хэмфри-Батлера (24 августа 1954 г.)

Англия
I. Парламентские реформы
Акт о народном представительстве (1918 г.)
Акт о народном представительстве (1928 г.)
Акт о народном представительстве (1948 г.)
II. Изменение политического режима
а) Усиление правительственной власти
Акт о полиции (15 августа 1919 г.)
Закон о чрезвычайных полномочиях (ноябрь 1920 г.)
Закон о трудовых конфликтах и профессиональных союзах (июль 1927 г.)
Акт о возбуждении недовольства (18 ноября 1934 г.)
Акт о поддержании публичного порядка (18 декабря 1936 г.)
Акт о чрезвычайных полномочиях (1939 г.)
Закон о чрезвычайных полномочиях (22 мая 1940 г.)
б)Регулирование экономики
Акт о компенсации (1 сентября 1939 г.)
Акт о ценах на товары (16 ноября 1939 г.)
Общие оборонные предписания (1939 г.)
в) Регулирование трудовых отношений
Акт о контроле за занятостью (21 сентября 1939 г.)
Общие оборонные предписания (1940 г.)

Германия
Конституция Германской империи (11 августа 1919 г.)

Франция
Государственный строй Четвертой республики
Конституция Французской республики (1946 г.)
Закон об избрании членов Национального собрания (5 октября 1946 г.)
Закон от 9 мая 1951 г., изменяющий закон от 5 октября 1946 г. об избрании членов Национального собрания
Закон об общем статуте чиновников (19 октября 1946 г.)

Латинская Америка
Политическая конституция Мексиканских Соединенных Штатов (5 февраля 1917 г.)
Мексиканский нефтяной закон (декабрь 1925 г.)
Закон об экспроприации в Мексике (ноябрь 1936 г.)
Декрет мексиканского правительства Карденаса о национализации нефти (18 марта 1938 г.)

Буржуазное право
I. Гражданское право
а) Юридические лица и право собственности
Английский акт о компаниях (1948 г.)
Закон о патентах Соединенных Штатов Америки (19 июля 1952г.)
б) Национализация
Французский ордонанс о национализации заводов Рено (16 января 1945 г.)
Французский ордонанс относительно национализации воздушного транспорта (26 июня 1945 г.)
Французский закон относительно национализации Французского банка и крупных банков и кредитных обществ (2 декабря 1945г.)
Английский закон о национализации угольной промышленности (1945 г.)
II. Социальное законодательство
а) Социальные законы Веймарской республики
Указ о попечении о безработных (13 ноября 1918 г.)
Указ о коллективных договорах, комитетах рабочих и служащих и разрешении трудовых споров (23 декабря 1918 г.)
Распоряжение о регулировании времени работы индустриальных рабочих (23 ноября 1918 г.)
Закон о производственных советах (4 февраля 1920 г.)
б) Трудовое законодательство Французского Народного фронта
Закон, устанавливающий ежегодный оплачиваемый отпуск в индустрии, торговле, свободных профессиях, домашней службе и сельском хозяйстве (20 июня 1936 г.)
Закон, устанавливающий 40-часовую рабочую неделю в индустриальных и торговых предприятиях и определяющий продолжительность труда в подземных рудниках (27 июня 1936 г.)
III. Уголовное право и процесс
Итальянский уголовный кодекс (1930 г.)
Французский уголовно-процессуальный кодекс (1958 г.)

ПРЕДИСЛОВИЕ 1. Всякое правильное научное обобщение, умозаключе-ние, знание вообще должны опираться на факт или суммуфактов. Но как в других науках, так и в истории, отыс-кание и систематизация "фактов" являются делом сложными нелегким, особенно когда дело идет об эпохах, давнопрошедших. На помощь науке приходят разные приемы и ме-тоды исследования: археологические раскопки, позволяющие с большей илименьшей вероятностью судить о самом человеке, об оруди-ях его труда, образе жизни и т. д.; разыскание и проч-тение древних памятников права, литературных и религи-озных произведений и т.д.; изучение и комментированиесочинений древних авторов, оставивших историческиеисследования в собственном смысле слова (Геродота, Фу-кидида, Тита Ливия и т.д.), хроник, летописей и т. п. В том, что касается сравнительно недавнего времени(новой и новейшей истории), положение исследователя иоблегчается и затрудняется. В его распоряжении находит-ся большой и - по мере приближения к нашим дням-всеразрастающийся материал фактов и суждений, занесенныхна бумагу. Это, с одной стороны, благо. Но, с другойстороны, становится труднее держаться правила, обязыва-ющего исчерпывать все возможные источники, затрудняетсяи их отбор. В исследование вовлекаются все новые науки.Его методы усложняются. Притом всегда надо помнить, чтоистория была и остается партийной наукой. Во все перио-ды общественного развития, особенно в революционные, наее выводы с одинаковым рвением пытались опереться все ивсякие учения, все и всякие партии. 2. Анализ и оценка того, что может быть названо "ис-торическим фактом", является одной из наиболее интерес-ных проблем науки. Вопрос этот не бесполезен, особеннодля студента, обращающегося к хрестоматии, т. е. систе-матическому собранию источников. Совершенно естественно, что данные археологии илиэтнографии могут быть истолкованы разным образом: мате-риал чаще всего оказывается слишком недостаточным длянепререкаемых суждений и не удивительно, что с примене-нием новых методов (например, радиокарбонного, исполь-зуемого в целях определения времени, к которому принад-лежит та или иная древняя стоянка человека, пергамент ипр.) некоторые старые суждения приходится пересматри-вать. Но как отнестись к историческому факту в том случае,когда он доходит до нас в виде хозяйственной ведомости,судебника, договора, надписи, исполненной на камне илиглине, или если о нем прямо и недвусмысленно рассказы-вается в философском, историческом, юридическом и т. п.сочинениях? Вопрос этот далеко не прост и потому уже нераз был предметом дискуссий. Конечно, хозяйственная ведомость (например, описьмонастырских владений и доходов), равно как долговоеобязательство, обладает, как правило, высокой степеньюдостоверности; законодательный акт, а тем более судебник, подобныйнапример, вавилонскому (Хаммурапи), является в боль-шинстве случаев неоспоримо ценной находкой, важнейшим идостовернейшим свидетелем прошлого. Однако и здесь далеко не все просто. Отнюдь не ред-кость, что хозяйственная ведомость может содержать всебе приписки и искажения, иногда невольные, частоумышленные; завещание может оказаться поддельным; су-дебник способен породить сомнение в том, что касаетсяего характера (находились же ученые, которые отрицалиисторичность законов XII таблиц (Древний Рим) или счи-тали Русскую правду частной записью обычного права, ане актом государственной власти. Наконец, даже лето-пись, даже специально-историческое повествование илиисследование не могут считаться во всех случаях досто-верными, т.е. лишенными намеренных искажений, невольныхошибок (например, допущенных при переписке, если речьидет о рукописи и т. д.). В каждом собственно историческом сочинении следуетиметь в виду политические позиции автора, даже самогощепетильного по части изложения фактов и событий, ибоих отбор, а тем более интерпретация не избегают влиянияэтих позиций. Поэтому история ничто не может приниматьна веру. Всякий факт, заслуживающий звания "историчес-кого", должен быть проверен либо путем сопоставления сдругими источниками, либо на основе анализа его содер-жания или-что нередко служило доказательством исти-ны-его формы (языка, приемов письма и т.д.). Но и это еще не все. Старые источники содержат нема-лое число терминов и понятий, давно утраченных в языкеили непонятных по другим причинам. Так, до сих пор про-должается спор о значении слова "мушкенум", употреблен-ном законником Хаммурапи и некоторыми другими источни-ками. Возникает особый род комментирования источников,один из наиболее трудных. В немалом числе случаев историку приходится иметьдело с мифологическим материалом. Таковы, например, ми-фы Древней Греции. Было бы слишком большим упущениемувидеть в них не более, чем вымысел, сказку, сказание,особый вид художественного творчества и только. Будучиправильно истолкован, миф, как это показал швейцарский историкБахофен, может служить объяснению действительно проис-ходивших, реальных исторических событий, приобретшихзатем фантастическое освещение. Нужно помнить, что лю-бой вид сознания (а значит и художественное творчество)не может быть не чем иным, кроме как осознанным бытием,а бытие людей есть реальный процесс их жизни. Немало фантастического и мифологического материаласодержится в рассказах древних писателей о начальномпериоде истории древнего Рима, древних Афин, Спарты ит. д. И в данном случае на помощь приходит историческаякритика. Чем выше ее уровень, тем более удается отыс-кать во всем этом материале подлинно исторические фак-ты, в том числе и те, которые относятся к верованиям ихудожественному творчеству прошлых веков. Следует пом-нить, что между материальным производством, как опреде-ляющим фактором, и "духовным производством" обществавсегда существовала и существует неразрывная связь. Как по определенной форме материального производстваможно судить об идеологической надстройке, свойственнойданной эпохе, так и, наоборот, по данному уровню духов-ной культуры можно с необходимыми поправками-судить обуровне экономического и социального развития общества. Сказанное имеет непосредственное отношение и к исто-рии государства и права. Историк-юрист со всем внимани-ем отнесется к источникам, характеризующим экономичес-кую структуру общества. Он не оставит без внимания ивсе те виды "духовного производства", которые могутслужить обнаружению или выяснению юридических отноше-ний, правовых норм, государственных институтов. Неоце-нимым источником по истории государства и права могутслужить трагедии Эсхила, комедии Плавта, новеллы эпохиВозрождения и т. д. 3. Особые трудности возникают при рассмотрении пра-вовых источников эпохи капитализма. И при рабовладениии при господстве феодальных порядков идеология и правоисходили из открыто провозглашенного, освященного тра-дицией, философией, религией неравенства классов, сос-ловий, людей. Буржуазные революции в противовес этому выдвинулилозунги всеобщего равенства, народного верховенства(суверенитета), надклассового государства, одинаковосправедливого для всех суда и т. д. Причины, определив-шие такой, ход истории, вскрываются в учебниках и учеб-ных пособиях. Публикуя соответствующие источники, например, фран-цузскую Декларацию прав человека и гражданина 1789 г.,в том виде, в каком она была издана, мы должны предуп-редить всякого изучающего эти источники о том противо-речии между словом и делом, которое обнаруживается каж-дый раз, когда доходит до претворения демократическихдеклараций в дей- ствительность. Самым лучшим примером в этом смысле мо-жет служить упомянутая декларация 1789 г., если сопос-тавить ее с тогда же выработанной французской конститу-цией (введенной в действие в 1791 году). То же самоеможно сказать и об американской Декларации независимос-ти 1776 г., провозгласившей естественное равенство лю-дей. Узаконение рабства негров и оттеснение трудящихсяот участия в выборах, от политической жизни вообще,последовательно проведенные в американской конституции1787 года, служат яркой иллюстрацией действительногоотношения буржуазных деклараций к суверенитету народа,к свободе слова и собраний и т. п. 4. Составленная в соответствии с программой курсавсеобщей истории государства и права и ориентирующаясяна учебники и учебные пособия, имеющиеся по данной дис-циплине, предлагаемая читателю хрестоматия состоит изчетырех разделов. Значительным разнообразием юридических документовхарактеризуется период капитализма. При всем желаниисоставитель мог воспользоваться немногим. Современныеправовые акты капитализма отличаются большим объемом,усложненностью формы (это делает необходимым расширение"комментаторской" части хрестоматии), декларативностью,нарочитой неопределенностью содержания. По этим и дру-гим причинам составитель был вынужден ограничитьсясравнительно немногими, но весьма характерными актами,в той или иной степени передающими основные тенденции вистории буржуазного государства и права новейшего вре-мени. Читатель не должен искать в рассматриваемом разделедокументов, которые в силу вполне понятного размежева-ния учебных дисциплин относятся к курсу современногобуржуазного государственного права. Все документы приводятся в извлечениях. Основнаямасса источников уже публиковалась на русском языке.Впервые публикуемые документы переведены составителем. 5. Предназначенная для учебных целей настоящая хрес-томатия призвана способствовать более глубокому усвое-нию курса вообще. Ее специальная цель-служить пособиемна семинарских занятиях и при написании контрольных ра-бот, предписанных учебным планом для студентов заочныхвузов. Как бы хорошо и полно ни был изложен тот или инойвопрос в учебнике или учебном пособии, ничто не можетзаменить непосредственного обращения к источнику: су-дебнику, конституции, уголовному или процессуальномузакону и т.д. Одно дело-язык учебника, излагающего со-держание документа, другое-язык самого документа. Зна-комство с последним способствует усвоению и закреплениюсведений, сообщенных учебной литературой. Поэтому по-лезно, прочитав соответствующий раздел в учебнике илиучебном пособии, обратиться к хрестоматии и найти в ней необходимые акты. Ознаком-ление с ними не может ограничиваться-как часто бывает вданном случае-подчеркиваниями или карандашными отметка-ми, делаемыми на полях хрестоматии. Изучение источникаслагается из двух главных элементов: усвоения фактов,во-первых, их объяснения, анализа, во-вторых. Такую ра-боту нельзя проделать без конспекта, соответствующихвыписок, сопоставления одних норм с другими и т. д. Некоторые, наиболее важные нормы законников, консти-туций или других нормативных актов должны найти себеместо в тексте или на полях конспектов. Хрестоматийный материал должен быть основным для лю-бого семинарского занятия по курсу всеобщей истории го-сударства и права. Желательно, чтобы и тематика семи-нарских занятий была ориентирована на хрестоматию. Письменные работы имеют одной из своих целей ориен-тировать студента на изучение источников. При этомпредъявляются особые требования не только к тому, какпередано содержание актов, но и к тому, что может бытьназвано формальной стороной: ссылки на закон, на соот-ветствующий его параграф, точность формулировки и т. д. Все это очень важно и для приучения студента к юри-дической "технике" составления документов. Ограниченный объем хрестоматии не дал составителювозможности сколько-нибудь широкого комментирования ис-точников. Пришлось ограничиться самым необходимым. Ос-тальное студент найдет в учебной литературе по курсувсеобщей истории государства и права. Составитель и ответственный редактор воспользовалисьхрестоматийными публикациями, подготовленными в своевремя К. И. Батыром и Ю. В. Качановским. Особую благодарность приносим Е. В. Поликарповой,много сделавшей для подготовки к печати данной хресто-матии. Проф. З.М. Черниловский РАЗДЕЛ I ДРЕВНИЙ МИРДРЕВНИЙ ВОСТОК Законы из Эшнунны 1 15. Из рук раба или рабыни тамкар2 или корчемницане должны принимать серебра, шерсти, кунжутного масла ипрочего. 16. Сыну человека3 не выделенному и рабу нельзядавать взаймы. 33. Если кто-либо соблазнит рабыню, а сына ее от-даст дочери свободного человека, и когда он вырастет,его увидит господин его, то он может забрать его, и егодолжны ему привести. 40. Если человек купит раба, рабыню, вола или лю-бую другую покупку, а продавца не сможет установить, тоименно он - вор. 49. Если человек будет схвачен при краденом рабеили краденой рабыне, то он должен пригнать раба за ра-ба, рабыню за рабыню. 50. Если наместник службы реки или какое-либодолжностное лицо захватит сбежавшего раба, сбежавшуюрабыню, сбежавшего вола или сбежавшего осла, принадле-жащих дворцу или ыушкенуму, и не приведет их в Эшнунну,а задержит в собственном доме, если он дал пройти семидням и 1 Законы Эшнунны - маленького государства, располо-женного недалеко от Вавилона, -датируются XX в. до н.э. Они старше приводимых ниже законов Хаммурапи и явля-ются" одним из древнейших, среди известных историкам,памятников законодательства. Приводимые извлечения говорят о положении рабов. Ну-мерация статей условная. 2 Тамкар - богатый торговец или ростовщик, находив-шийся в то же время на службе царя. 3 "Человек" или "сын человека" (иначе авилум) -поед- ставитель полноправного населения. одному месяцу, то дворец потребует у него покражу в су-дебном порядке. 51. Раб или рабыня из Эшнунны, на которых наложеныканнум, машканум и аббутум4, не могут выходить за воро-та Эшнунны без ведома своего господина. 52. На раба или рабыню, охраняемых при гонце и во-шедших в ворота Эшнунны, должны быть наложены каннум,машканум и аббутум, и он должен охраняться для своегогосподина. ("Вестник древней истории", 1952, N 3) Законы Хаммурапи, царя Вавилона5 1. Если человек станет обличать под клятвой чело-века, бросив на него обвинение в убийстве, и не докажетэтого, то обличавшего его должно убить. 2. Если человек бросит на человека обвинение в ча-родействе и не докажет этого, то тот, на кого брошенообвинение в чародействе, должен пойти к Реке и бросить-ся в нее8. Если Река овладеет им, то обличавший его мо-жет забрать его дом; а если Река этого человека очистити он останется невредим, то того, кто бросил на негообвинение в чародействе, должно убить; бросавшийся вРеку получает дом обличавшего его. 3. Если человек, выступит в судебном деле для сви-детельствования о преступлении и не докажет сказанныхим слов, то, если это судебное дело о жизни, этого че-ловека должно убить. 4. Если же он выступил для свидетельствования всудебном деле о хлебе или серебре, то он должен понестинаказание, налагаемое в таком судебном деле. 5. Если судья будет судить судебное дело, постано-вит решение, изготовит документ с печатью, а потом своерешение изменит, то этого судью должно изобличить в из-менении решения, и он должен уплатить сумму иска,предъявленного в этом судебном деле, в 12-кратном раз-мере, а также должен быть в собрании поднят со своегосудейского кресла и не должен возвращаться и заседать ссудьями на суде. 6. Если человек украдет достояние бога или дворца,то этого человека должно убить; а также того, кто при-мет из его рук украденное, должно убить. 4 Каннум, машканум, аббутум - путы, колодки и клей-ма. 5 Законы царя Хаммурапи, правившего Вавилоном в XVI-II в. до н. э., дошли до нас почти целиком и приводятся ниже в ос-новной своей части. Нумерация статей условная. 6 Очевидно, имеется в виду испытание водой; разно-видность ордалия(божьего суда). 7. Если человек купит из руки сына человека или изруки раба человека без свидетелей и договора или возь-мет на хранение либо серебро, либо золото, либо раба,либо рабыню, либо вола, либо овцу, либо осла, либо чтобы то ни было, то этот человек - вор, его должно убить. 8. Если человек украдет либо вола, либо овцу, либоосла, либо свинью, либо ладью, то, если это божье илиесли это дворцовое, он может отдать это в 30-кратномразмере, а если это принадлежит мушкенуму, - он можетвозместить в 30-кратном размере; если же вору нечем от-дать, то его должно убить. 9. Если человек, у кого пропало что-либо, схватитпропавшую вещь в руках другого человека, и тот, в чьихруках будет схвачена пропавшая вещь, скажет: "Мне, мол,продал продавец, я купил, мол, при свидетелях", а хозя-ин пропавшей вещи скажет: "Я, мол, представлю свидете-лей, знающих мою пропавшую вещь", то покупатель долженпривести продавца, продавшего ему вещь, и свидетелей,при ком он купил; также и хозяин пропавшей вещи долженпривести свидетелей, знающих его пропавшую вещь. Судьидолжны рассмотреть их дело, а свидетели, при которыхбыла произведена покупка, и свидетели, знающие пропав-шую вещь, должны рассказать перед богом то, что онизнают, и тогда продавец - вор, его должно убить; хозяинпропавшей вещи должен получить свою пропавшую вещь об-ратно; покупатель должен взять отвешенное им серебро издома продавца. 10. Если покупатель не приведет продавца, продав-шего ему, и свидетелей, при которых он купил, а толькохозяин пропавшей вещи приведет свидетелей, знающих егопропавшую вещь, то покупатель - вор, его должно убить;хозяин пропавшей вещи должен получить свою пропавшуювещь. 11. Если хозяин пропавшей вещи не приведет сви-детелей, знающих его пропавшую вещь, то он лжец, взво-дит напраслину; его должно убить. 12. Если продавец чужой вещи ушел к судьбе7, топокупатель получает в 5-кратном размере иск, предъяв-ленный в этом судебном деле, из дома продавца. 13. Если свидетелей этого человека нет поблизости, то судьи назначают ему срок до истече- ния 6-го месяца. Если на 6-й месяц сво- их свидетелей он не приведет, то он лжец, должен понести наказание, налага- емое при таком судебном деле. 14. Если человек украдет малолетнего сына челове-ка, то его должно убить. 15. Если человек выведет за городские ворота рабадворца, или рабыню дворца, или раба мушкенума, или ра-быню мушкенума, то его должно убить. 7 Уйти к судьбе - умереть. 16. Если человек укроет в своем доме беглого раба илирабыню, принадлежащих дворцу или мушкенуму8, и не выве-дет их на клич глашатая, то этого хозяина дома должноубить. 17. Если человек поймает в степи беглого раба илирабыню и доставит его господину его, то господин рабадолжен дать ему 2 сикля9 серебра. 18. Если этот раб не назовет своего господина, тодолжно привести его во дворец, исследовать его дело ивозвратить его господину его. 19. Если он удержит этого раба в своем доме, и по-том раб будет схвачен в его руках, то этого человекадолжно убить. 20. Если раб бежит из рук схватившего его, то этотчеловек должен поклясться богом господину раба и будетсвободным от ответственности. 21. Если человек сделает пролом в доме, то передэтим проломом его должно убить и зарыть10. 22. Если человек совершит грабеж и будет схвачен,то его должно убить. 23. Если грабитель не будет схвачен, то ограблен-ный человек должен клятвенно показать перед богом всепропавшее у него, а община и рабианум", на земле и впределах которых совершен грабеж, должны возместитьему, что у него пропало. 25. Если в доме человека вспыхнет огонь и человек,пришедший тушить его, обратит свой взор на пожитки хо-зяина дома и возьмет себе что-нибудь из пожитков хозяи-на дома, то этого человека должно бросить в этот огонь. 26. Если редум или баирум12, которому приказановыступить в царский поход, не пойдет или, наняв наемни-ка, пошлет его в замену себя, то этого редума или баи-рума должно убить; нанятый им может забрать его дом. 27. Если редум или баирум будет уведен в плен, бу-дучи на царской службе, а после него его поле и сад бу-дут отданы другому и тот будет нести его воинскую по-винность, то если он вернется и достигнет своего посе-ления, должно возвратить ему его поле и сад, и он будетсам нести свою повинность. 28. Если редум или баирум будет уведен в плен, бу-дучи на царской службе, а его сын может нести повин-ность, то 8 Неполноправному свободному человеку. 9 Сикль- (1/60 мины) единица веса, равная 8,4 г. 10 Дома в Вавилоне были как правило, глиняными. иСтароста общины. 12 Редум и баирум - воины, несшие царскую службу иполучившие за это участок земли и другое имущество впользование. должно отдать ему поле и сад, и он будет нести повин-ность своего отца. 30. Если редум или баирум из-за бремени своей по-винности бросит свое поле, сад и дом и будет отсутство-вать и после него другой возьмет его поле, сад и дом ибудет нести его повинность в течение 3-х лет, то еслион вернется и потребует свое поле, сад и дом, не должноотдавать их ему. Тот, кто взял их и нес его повинность,сам будет нести ее. 31. Если же он будет отсутствовать только один годи вернется, то должно отдать ему его поле, сад и дом, ион сам будет нести свою повинность. 34. Если декум или лубуттум13 возьмет пожитки ре-дума, причинит вред редуму, отдаст редума в наем, пре-даст редума на суде более сильному или возьмет себе по-дарок, который дал редуму царь, то этого дедума или лу-буттума должно убить. 35. Если человек купит у редума крупный или мелкийскот, который дал редуму царь, то он теряет свое сереб-ро14. 36. Поле, сад, и дом редума, баирума или принося-щего доход15 не могут быть отданы за серебро. 37. Если человек купит поле, сад или дом редума,баирума или приносящего доход, то его табличку16 должноразбить, а также ой теряет свое серебро. Поле, сад идом возвращаются их хозяину. 40. Надитум 17, тамкар или обязанный другой повин-ностью могут отдать свое поле, свой сад и свой дом засеребро. Покупатель должен нести повинность, связаннуюс полем, садом или домом, которые он купил. 42. Если человек арендует поле для обработки и невырастит на нем хлеба, то его должно изобличить в том,что он не делал необходимой работы в поле, и он долженотдать хозяину поля хлеб, как его соседи. 43. Если он не обработает поля и бросит его, то ондолжен отдать хозяину поля хлеб, как его соседи, а по-ле, которое он бросил, должен вспахать, взборонить ивернуть хозяину поля. 44. Если человек арендует на 3 года целину дляподнятия, но, по лености, не возделает поля, то на чет-вертый год он должен поле вспахать, вскопать и взборо-нить и вернуть поле хозяину поля, а также отмерить емупо 10 курру18 хлеба за 1 бур 19. 13 Декум или лубуттум - командные должности в армии. 14 Имущество, полученное от царя за службу, не моглобыть продано. 15 Приносящий доход-т. е. несущий повинность. 16 Разбить глиняную табличку означало уничтожить до-кумент, скрепляющий сделку, и тем самым сделать ее нич-тожной. 17 Надитум - жрица. 18 Курру (гур) - мера емкости, равная 252,6 литра. 19 Бур (буру) - мера площади, равная 6,35 га. 45. Если человек отдаст свое поле земледельцу заарендную плату и получит арендную плату за свое поле, апотом Адад20 затопит поле или наводнение унесет жатву,то убыток падает только на земледельца. 46. Если он не получит арендной платы или отдастполе из-полу или из третьей доли, то находящийся на по-ле хлеб земледелец и хозяин поля должны делить по ус-ловленному соотношению частей. 48. Если человек имеет на себе процентный долг, аАдад затопит его поле, или наводнение унесет жатву, иливследствие засухи в поле не вырастет хлеба, то он можетв этом году хлеб своему заимодавцу не возвращать иуничтожить свой документ; также и проценты за этот годон может не отдавать. 50. Если он отдаст в погашение долга уже возделан-ное (хлебное) поле или возделанное кунжутное поле, тонаходящийся на поле хлеб или кунжут должен взять толькохозяин поля и должен вернуть тамкару серебро и процентына него. 51. Если у него нет серебра, чтобы вернуть долг,то он может отдать тамкару (хлеб или) кунжут в цену се-ребра, а также проценты на него, которое он взял у там-кара, согласно царским установлениям21. 52. Если земледелец не вырастит на поле хлеба иликунжута, то это не должно менять его договора. 53. Если человек поленится укрепить плотину своегополя и, вследствие того, что плотина не была укрепленаим, в его плотине произойдет прорыв, а водой будет за-топлена возделанная земля общины, то человек, в плотинекоторого произошел прорыв, должен возместить хлеб, ко-торый он погубил. 54. Если он не может возместить хлеб, то должноотдать его и его движимое имущество за серебро, и этосеребро должны разделить между собой люди возделаннойземли общины, хлеб которых унесла вода. 60. Если человек даст садоводу поле для насаждениясада, а садовод насадит сад и будет растить сад в тече-ние 4-х лет, то на пятый год хозяин сада и садовод де-лят между собой поровну; хозяин сада должен выбрать ивзять свою долю первым. 78. (Если....) живущий в доме человек отдаст хозя-ину (дома) полностью (его) годовую наемную плату, (но)хозяин дома прикаж(ет) жи(льцу) выч(ти) до истечения(его) срока, то хозяин- дома, ра (ди) того, что он зас-тавил жильца 20 Адад - бог грома, молнии, дождя. 21 Царский тариф - 20% годовых для денежного займа,(серебро) и 331/3% при хлебном займе. (выйти) из своего дома до истечения (его) срока, (теря-ет) серебро, которое дал ему жилец. 89. Если тамкар отдаст (хлеб) или серебро в долгпод проценты, то на 1 курру (он может взять 100 ка22зерна как процент) - если он отдал в долг под процентысеребро, то на 1 сикль серебра он может взять 1/6 сикляи 6 ше23 как процент. 99. Если человек даст человеку серебро в порядкетоварищества, то прибыль или убыток, который будет, онидолжны перед богами разделить поровну. 102. Если тамкар ссудит шамаллума24 серебром бесп-роцентно, а тот потерпит убыток, там, куда отправится,то он должен вернуть тамкару основную сумму. 103. Если на пути неприятель отнимет у него все,что он вез, то шамаллум должен поклясться богом и бытьсвободным от ответственности. 104. Если тамкар даст шамаллуму хлеб, шерсть, мас-ло или любое другое, имущество для продажи, то шамаллумдолжен подсчитать серебро и вернуть тамкару. Шамаллумдолжен получить документ с печатью о серебре, котороеон отдает тамкару. 105. Если шамаллум будет небрежен и не возьмет до-кумента с печатью о серебре, которое он отдал тамкару,ТО серебро, на которое не дано документа с печатью, непричисляется к счету. 106. Если шамаллум возьмет у тамкара серебро иотопрется перед своим тамкаром, то этот тамкар долженизобличить шамаллума перед богом и свидетелями в полу-чении серебра и шамаллум должен отдать тамкару серебро,которое он взял, в тройном размере. 107. Если тамкар поручит что-либо шамаллуму и ша-маллум вернет своему тамкару все, что дал ему тамкар, атамкар отопрется перед ним в получении чего-либо, чтодал ему шамаллум, то этот шамаллум должен изобличитьтамкара перед богом и свидетелями, и тамкар, за то, чтоон отпирался перед своим шамаллумом, должен отдать ша-маллуму все полученное им в 6-кратном размере. 109. Если в доме корчемницы сговариваются преступ-ники и она не схватит этих преступников и не приведетко дворцу, то эту корчемницу должно убить. 110. Если надитум или энтум25, не живущая в обите-ли, откроет корчму или войдет в корчму для питья сикеры(вина), то эту свободную женщину должно сжечь. 22 Ка - мера емкости, равная 0,84 литра. 23 Ше (шеум) - мера веса, равная 0,046 г. 24 Шамаллум - мелкий торговец, одновременно выполня-ющий поручения тамкара. - 25 Энтум - жрица. 113. Если человек имеет за человеком долг хлебом илисеребром и без ведома хозяина хлеба возьмет хлеб изжитницы или с гумна, то этого человека должно изобли-чить во взятии им хлеба из житницы или с гумна без ве-дома хозяина хлеба, и он должен вернуть весь взятый имхлеб, а также теряет все, данное им в долг. 114. Если человек не имеет за человеком долга хле-бом или серебром, а будет держать его заложника, то закаждого заложника он обязан отвесить 1/3 мины серебра. 111 5. Если человек имеет за человеком долг хлебомили серебром и будет держать его заложника, а заложникумрет в доме взявшего в залог по своей судьбе, то этоне основание для претензии. 116. Если заложник умрет в доме взявшего в залогот побоев или дурного обращения, то хозяин заложникадолжен изобличить своего тамкара; если взятый в залог -сын человека, то должно убить его сына, если он - рабчеловека, он должен отвесить 1/3 мины серебра, а такжетеряет все, данное им в долг. 117. Если человек имеет на себе долг и отдаст засеребро или даст в долговую кабалу свою жену, своегосына или свою дочь, то они должны служить в доме их по-купателя или заимодавца 3 года; на четвертый год должноотпустить их на свободу. 119. Если человек имеет на себе долг и отдаст засеребро свою рабыню, родившую ему детей, то хозяин ра-быни может отвесить серебро, какое отвесил ему тамкар,и выкупить свою рабыню. 120. Если человек ссыпет свой хлеб на хранение вдоме человека, и в хлебной кладовой возникнет недоста-ча, или хозяин дома, открыв житницу, возьмет хлеб, илисовершенно отопрется, что хлеб ссыпан в его доме, тохозяин хлеба должен клятвенно указать перед богом свойхлеб, и хозяин дома должен отдать хозяину хлеба взятыйим хлеб вдвойне. 122. Если человек отдает человеку на хранение се-ребро, золото или что бы то ни было, то он долженпредъявить свидетелям все, сколько он отдает, заключитьдоговор и может отдавать на хранение. 124. Если человек отдаст человеку на хранение се-ребро, золото или чтобы то ни было перед свидетелями, итот отопрется перед ним, то этого человека должно изоб-личить и он должен вернуть все, от чего отпирался,вдвойне. 126. Если человек, у которого ничего не пропало,скажет: "У меня пропало нечто", и опорочит своих сосе-дей, то его соседи должны клятвенно уличить его передбогом в том, что у него ничего не пропадало, и он дол-жен отдать своим соседям вдвойне то, на что он претен-довал. 127. Если человек протянет палец26 против энтум илижены человека и не докажет обвинения, то этого человекадолжно повергнуть перед судьями, а также обрить емувиски 27. 128. Если человек возьмет жену и не заключит пись-менного договора, то эта женщина - не жена. 129. Если жена человека будет захвачена лежащей сдругим мужчиною, то должно их связать и бросить в воду.Если хозяин жены сохранит жизнь своей жене, то и царьсохранит жизнь своего раба. 130. Если человек изнасилует жену человека, непознавшую мужчину и живущую в доме своего отца28, ивозляжет на ее лоно, а его схватят, то этого человекадолжно убить; эта женщина остается свободной от ответственности. 131. Если жену человека опорочит под клятвою еемуж, а лежащей с другим мужчиною она не была захвачена,то она должна произнести клятву богом и может вернутьсяв свой дом. 132. Если против жены человека будет протянут па-лец из-за другого мужчины, а лежащей с другим мужчинойона не была захвачена, то для своего мужа она должнаброситься в Реку. 134. Если человек будет уведен в плен и в его доменет средств для пропитания, то его жена может войти вдом другого; эта женщина не виновна. 135. Если человек будет уведен в плен и в его доменет средств для пропитания, и поэтому его жена войдет вдом другого и родит детей, а потом ее муж вернется идостигнет своей общины, то эта женщина должна вернутьсяк своему первому супругу; дети следуют за их отцами. 138. Если человек покидает свою первую супругу, неродившую ему детей, то он должен отдать ей серебро всумме ее выкупа, а также восполнить ей приданое, прине-сенное ею из дома ее отца, и может покинуть ее. 141. Если жена человека, которая живет в доме че-ловека, вознамерится уйти и станет поступать расточи-тельно, станет разорять свой дом, позорить своего мужа,то ее должно изобличить, и если ее муж решит покинутьее, - он может покинуть ее; он может в ее путь не да-вать ей никакой разводной платы. Если ее муж решит непокидать ее, то муж ее может взять замуж другую женщи-ну, а та женщина должна жить в доме своего мужа, какрабыня. 142. Если жена возненавидит своего мужа. и скажетему: "Не касайся меня", то должно исследовать ее делосреди 26 То есть обвинит в дурном поведении. 27 То есть выбрить знак рабства. 28 Очевидно, речь идет о девушке, еще не выданнойзамуж, но уже обещанной и, возможно, даже оплаченнойженихом. ее соседей. Если она целомудренна и беспорочна, а еемуж. ходит из дома и очень позорит ее, то эта женщинаневиновна. она может взять свое приданое и уйти в домсвоего отца. 143. Если она не целомудренна и ходит из дома, ра-зоряет свой дом. позорит своего мужа, то эту женщинудолжно бросить в воду. 144. Если человек возьмет замуж бесплодную женщи-ну, эта бесплодная женщина даст своему мужу рабыню исоздаст таким образом детей, а этот человек вознамерит-ся взять себе наложницу, то того не должно позволятьэтому человеку, он не может взять наложницу. 145. Если человек возьмет замуж бесплодную женщи-ну, она не даст ему иметь детей, и он вознамеритсявзять себе наложницу, то этот человек может взять себеналожницу и ввести ее в свой дом; эта наложница недолжна равняться с бесплодной женой. 146. Если человек возьмет замуж бесплодную женщи-ну, она даст своему мужу рабыню, и та родит детей, апотом эта рабыня станет равнять себя со своею госпожею,то так как она родила детей, ее госпожа не может отдатьее за серебро; она может наложить на нее знак рабства и причислитьк остальным рабыням. 150. Если человек подарит своей жене поле, сад,дом или движимое имущество и выдаст ей документ с пе-чатью, то после смерти ее мужа ее дети не могут требо-вать от нее ничего по суду; мать может отдать то, чтобудет после нее, своему сыну, которого любит; брату онане должна отдавать. 153. Если жена человека даст умертвить своего мужаиз-за другого мужчины, то эту женщину должно посадитьна кол. 159. Если человек, который принес брачный дар вдом своего тестя, отдал выкуп, обратит свой взор надругую женщину и скажет своему тестю: "Я не возьму тво-ей дочери", то отец девушки может забрать все, что былопринесено ему. 160. Если человек принесет в дом тестя брачный дари отдаст выкуп, а затем отец девушки скажет: "Я не от-дам тебе моей дочери", то он должен вернуть вдвойневсе, что было принесено ему. 162. Если человек возьмет себе жену, она родит емудетей, а затем эта женщина уйдет к судьбе, то ее отецне может предъявлять претензии из-за ее приданого; ееприданое принадлежит только ее детям. 163. Если человек возьмет себе жену и она не дастему иметь детей, а затем эта женщина уйдет к судьбе, тоесли его тесть вернет ему выкуп, который этот человекпринес в дом своего тестя, ее муж не может предъявлятьпретензии из-за приданого этой женщины - ее приданоепринадлежит только дому ее отца. 165. Если человек подарит своему наследнику, приятно-му в его глазах, поле, сад или дом и напишет ему доку-мент с печатью, то после того, как отец уйдет к судьбе,когда братья станут делиться, он должен взять подарок,данный ему отцом, и, сверх того, они должны разделитьмежду собою достояние отцовского дома поровну. 166. Если человек возьмет жен для сыновей, которыхон имеет, а для своего меньшего сына не возьмет жены,то после того как отец уйдет к судьбе, когда братьястанут делиться, из достояния отцовского дома они долж-ны установить меньшему брату, не взявшему еще жены,кроме его доли, серебро на брачный выкуп и дать емувзять жену. 167. Если человек возьмет себе жену и она родитему детей, а затем эта женщина уйдет к судьбе и послесмерти ее он возьмет себе другую женщину и она такжеродит детей, то потом, когда отец уйдет к судьбе, детине должны делиться по матерям; они должны взять прида-ное своих матерей и разделить достояние отцовского домапоровну. 168. Если человек вознамерится изгнать своего сынаи скажет судьям: "Я изгоню моего сына", то судьи должныисследовать его дело, и если сын не совершил тяжкогогреха, достаточного для лишения его наследства, то отецне может лишить его наследства. 169. Если он совершил по отношению к отцу тяжкийгрех, достаточный для лишения его наследства, они долж-ны на первый раз простить его; если же он совершил тяж-кий грех во второй раз, то отец может лишить своего сы-на наследства. 170. Если человеку его супруга родит детей и егорабыня также родит ему детей и отец при своей жизнискажет детям, которых родила ему рабыня: "Мои дети",причислит их к детям супруги, то после того, как отецуйдет к судьбе, дети супруги и дети рабыни должны де-лить между собой достояние отцовского дома поровну;наследник, сын супруги, при разделе должен выбрать ивзять свою часть первым. 171. А если отец при своей жизни не скажет детям,которых родила ему рабыня: "Мои дети", то после того,как отец уйдет к судьбе, дети рабыни не могут делить сдетьми супруги достояние отцовского дома. Рабыня и еедети должны быть отпущены на свободу, дети супруги немогут предъявлять к детям рабыни претензии об обращениив рабство. Супруга получит свое приданое и вдовью долю,которую ей дал и отписал ей посредством документа еемуж, и будет жить в жилище своего мужа и пользоватьсявсем этим, пока жива, но не может отдавать за серебро;что останется после нее, принадлежит только ее детям. 175. Если либо раб дворца, либо раб мушкенумавозьмет замуж дочь человека и она родит детей, то гос-подин раба не может предъявлять претензии к детям дочери человекаоб обращении их в рабство. 176. А если раб дворца или раб мушкенума возьметзамуж дочь человека и она, когда он брал ее замуж, вош-ла в дом раба дворца или раба мушкенума с приданым изсвоего отцовского дома, и впоследствии после того, какони поселятся вместе, создадут дом и приобретут движи-мое имущество, впоследствии либо раб дворца, либо рабмушкенума уйдет к судьбе, то дочь человека должна полу-чить свое приданое, а все, что муж ее и она сама приоб-рели с тех пор, как поселились вместе, должно разделитьна две части, и половину должен получить господин раба,половину должна получить дочь человека для своих детей.Если у дочери человека не было приданого, то все, чтомуж ее и она сама приобрели с тех пор, как поселилисьвместе, должно разделить на две части, и половину дол-жен получить господин раба, половину должна получитьдочь человека для своих детей. 178. Если жрице энтум, надитум или зикрум29, кото-рой ее отец дал приданое и написал документ, он не за-пишет в написанном для нее документе, что она может от-дать то, что останется после нее, куда захочет, не пре-доставит ей свободного распоряжения, то после того, какотец уйдет к судьбе, ее братья получают ее поле и сад идолжны давать ей, сообразно с размером ее доли, выдачухлебом, маслом и шерстью. и этим удовлетворять ее...Она может пользоваться полем, садом и всем, что дал ейее отец, пока жива; отдавать их за серебро и уплачиватьими другому она не может; ее наследственная доля при-надлежит только ее братьям. 179. Если жрице энтум, надитум или зикрум, кото-рой ее отец дал приданое и написал документ с печатью,он запишет в написанном для нее документе, что она мо-жет отдать то, что останется после нее, куда захочет,предоставит ей свободное распоряжение, то после того,как отец уйдет к судьбе, она может отдать, что останет-ся после нее, куда захочет; ее братья не могут ничеготребовать с нее по суду. 182. Если отец не даст приданого своей дочери -надитум Мардука Вавилонского30, не напишет ей документас печатью, то после того, как отец уйдет к судьбе, онаполучает при разделе с братьями из достояния отцовскогодома 1/3 своей наследственной доли; повинности она недолжна нести; то, что останется после нее, надитум Мардука можетотдать, куда захочет. 185. Если человек усыновит малолетнего, находивше-гося в пренебрежении, и вырастит его, то этот воспитан-ник не может быть потребован обратно по суду. 29 Зикрум - жрица. 30 Мардук - бог, покровитель Вавилона. 188. Если какой-либо ремесленник возьмет малолетнегов воспитанники и научит его своему ремеслу, то он неможет быть потребован обратно по суду. 189. Если он не научит его своему ремеслу, то этотвоспитанник может вернуться в дом своего отца. 190. Если человек вырастит малолетнего, которогоон усыновил, но не причислит его к своим детям, то этотвоспитанник может вернуться в дом своего отца. 192. Если приемный сын евнуха или приемный сынзикрум скажет своему отцу, вырастившему его, или мате-ри, вырастившей его: "Ты не мой отец" или "Ты не моямать", то ему должно отрезать язык. 193. Если приемный сын евнуха или приемный сынзикрум узнает о доме своего естественного отца и возне-навидит отца, вырастившего его, или мать, вырастившуюего, и уйдет в дом своего отца, то ему должно вырватьглаз. l95. Если сын ударит своего отца, то ему должноотрезать пальцы. 196. Если человек повредит глаз какого-либо из лю-дей, то должно повредить его глаз. 197. Если он сломает кость человека, то должносломать его кость. 198. Если он повредит глаз мушкенума или сломаеткость мушкенума, то он должен отвесить 1 мину серебра. 199. Если он повредит глаз раба человека или сло-мает кость раба человека, то он должен отвесить полови-ну его покупной цены. 200. Если человек выбьет зуб человека, равного се-бе, то должно выбить его зуб. 201. Если он выбьет зуб у мушкенума, то он долженотвесить 1/3 мины серебра. 202. Если человек ударит по щеке большего по поло-жению, чем он сам, то должно в собрании ударить его 60раз плетью из воловьей кожи. 203. Если кто-либо из людей ударит по щеке ко-го-либо из людей, кто подобен ему, то он должен отве-сить 1 мину серебра. 204. Если мушкенум ударит по щеке мушкенума, то ондолжен отвесить 10 сиклей серебра. 205. Если раб человека ударит по щеке кого-либо излюдей, то должно отрезать ему ухо. 206. Если человек ударит человека в драке и нане-сет ему рану, то этот человек должен поклясться: "Яударил его не умышленно", а также оплатить врача. 207. Если тот умрет от его побоев, то он долженпоклясться, и если потерпевший - кто-либо из людей, ондолжен отвесить 1/2 мины серебра. 208. Если потерпевший - кто-либо из мушкенумов, то ондолжен отвесить 1/3 мины серебра. 209. Если человек ударит дочь человека и причинитвыкидыш ее плода, то он должен уплатить за ее плод 10сиклей серебра. 210. Если эта женщина умрет, то должно убить егодочь. 211. Если он причинит побоями дочери мушкенума вы-кидыш ее плода, то он должен отвесить 5 сиклей серебра. 212. Если эта женщина умрет, то он должен отвесить1/2 мины серебра. 213. Если он ударит рабыню человека и причинит вы-кидыш ее плода, то он должен отвесить 2 сикля серебра. 214. Если эта рабыня умрет, то он должен отвесить1/3 мины серебра. 215. Если врач сделает человеку тяжелый надрезбронзовым ножом и излечит этого человека или сниметбельмо человека бронзовым ножом и вылечит глаз челове-ка, то он должен получить 10 сиклей серебра. 216. Если больной - кто-либо из мушкенумов, то ондолжен получить 5 сиклей серебра. 217. Если больной - раб человека, то господин рабадолжен отдать врачу 2 сикля серебра. 218. Если врач сделает человеку тяжелый надрезбронзовым ножом и причинит смерть этому человеку илиснимет бельмо человека бронзовым ножом и повредит глазчеловека, то ему должно отрезать пальцы. 219. Если врач сделает тяжелый надрез бронзовымножом рабу мушкенума и причинит ему смерть, то он дол-жен возместить раба за раба. 220. Если он снимет бронзовым ножом его бельмо иповредит его глаз, то он должен отвесить серебром поло-вину его покупной цены. 221. Если врач срастит сломанную кость человекуили вылечит болезненную опухоль, то больной должен от-дать врачу 5 сиклей серебра. 222. Если больной кто-либо из мушкенумов, то ондолжен отдать 3 сикля серебра. 223. Если больной - раб человека, то господин рабадолжен отдать врачу 2 сикля серебра. 226. Если цирюльник без ведома господина рабасбреет рабский знак не своего раба, то этому цирюльникудолжно отрезать пальцы. 227. Если человек обманет цирюльника и тот сбреетрабский знак не своего раба, то этого человека должноубить и зарыть в его воротах; цирюльник должен пок-лясться: "Я сбрил неумышленно", и быть свободным от от-ветственности. 228. Если строитель построит человеку дом и завершитему его, то тот должен дать ему в подарок 2 сикля се-ребра за каждый cap31 площади дома. 229. Если строитель построит человеку дом и сдела-ет свою работу непрочно, так что построенный им дом об-валится и причинит смерть хозяину дома, то этого строи-теля должно убить. 230. Если он причинит смерть сыну хозяина дома, тодолжно убить сына этого строителя. 231. Если он причинит смерть рабу хозяина дома, тоон должен отдать хозяину дома раба за раба. 232. Если он погубит достояние, то он должен воз-местить все, что он погубил; за то, что построил домнепрочно, так что он обвалился, должен отстроить обва-лившийся дом за собственный счет. 235. Если корабельщик соорудит человеку судно исделает свою работу ненадежно, так что судно в том жегоду станет течь или получит другой недостаток, то ко-рабельщик должен сломать это судно, сделать прочное засобственный счет и отдать прочное судно хозяину судна. 237. Если человек наймет корабельщика и судно,нагрузит его хлебом, шерстью, растительным маслом, фи-никами или каким бы то ни было грузом, а этот корабель-щик будет небрежен и потопит судно или погубит находя-щееся на нем, то корабельщик должен возместить судно,которое он потопил, и все, что он погубил в нем. 238. Если корабельщик потопит судно, но подниметего из воды, то он должен отдать серебром половину егопокупной цены. 244. Если человек наймет быка или осла и его убьетв степи лев, то убыток ложится только на его хозяина. 245. Если человек наймет быка и причинит емусмерть небрежностью или побоями, то он должен хозяинубыка возместить быка за быка. 246. Если человек наймет быка и сломает ему ногуили рассечет ему жилу на затылке, то он должен хозяинубыка возместить быка за быка. 249. Если человек наймет быка и его поразит бог,так что он падет, то человек, который нанял быка, дол-жен произнести клятву богом и быть свободным от ответс-твенности. 250. Если бык, идя по улице, забодает человека ипричинит ему смерть, то это не основание для претензии. 251. Если бык человека бодлив и соседи заявят ему,что он бодлив, а тот не притупит ему рогов и не спутаетсвоего быка и этот бык забодает сына человека и причи-нит ему смерть, то он должен отдать 1/2 мины серебра. 252. Если погибший - раб человека, то он долженотдать 1/3 мины серебра. 31 Cap - мера площади, равная 35 м2. 253. Если человек наймет человека для службы на своемполе, поручит ему плуг, вверит ему скот и договоромобяжет его обрабатывать поле и если этот человек укра-дет семена или корм. и это будет схвачено в его руках,то должно отрезать ему пальцы. 255. Если он отдаст скот человека в наем или укра-дет семена и, таким образом, не вырастит хлеба на поле,то этого человека должно изобличить, и он должен отме-рить во время жатвы по 60 курру хлеба за 1 бур. 256. Если он не в состоянии оплатить то, за что онответственен, то должно разорвать его на этом поле спомощью скота. 257. Если человек наймет земледельца, то он должендавать ему 8 курру хлеба в 1 год. 258. Если человек наймет погонщика быков, то ондолжен давать ему 6 курру хлеба в 1 год. 259. Если человек украдет оросительное орудие собрабатываемой земли общины, то он должен отдать хозяи-ну оросительного орудия 5 сиклей серебра. 265. Если пастух, которому даны для пастьбы круп-ный или мелкий скот, будет нечестен, изменит клеймо илиотдаст скот за серебро, то его должно изобличить, и ондолжен возместить его хозяину в 10-кратном размере, чтоукрал крупным или мелким скотом. 266. Если в загоне произойдет прикосновение богаЭ2 или лев убьет животное, то пастух должен перед богомочистить себя33, а хозяин загона должен простить емупадеж в загоне. 273. Если человек наймет наемника, то он должендавать ему от начала года до пятого месяца 6 ше серебрав день. С шестого месяца до конца года он должен давать5 ше серебра в день. 274. Если человек нанимает какого-либо ремесленни-ка, то... плату землекопа 5 (ше) серебра, плату портного (...ше) серебра, плату камнереза (... ше сереб)ра, (плату куз)неца (... ше серебра), (плату) столяра 5 ше серебра, (плату) кожевника (...) ше серебра, (плату) плотника 4 ше серебра, (плату) строителя (...) ше серебра, (в) день он дол-жен давать. 278. Если человек жупит раба или рабыню и до про-шествия месяца его постигнет падучая, то покупатель мо-жет 32 Прикосновение бога - эпидемия. 33 Принести присягу. вернуть его своему продавцу, и этот покупатель получаетсеребро, которое он отвесил. 279. Если человек купит раба или рабыню и подверг-нется иску, то по иску отвечает только его продавец. 280. Если человек купит во враждебной стране рабаили рабыню человека и когда придет в Страну34, госпо-дин-раба или рабыни признает своего раба или рабыню, тоесли эти раб или рабыня - дети Страны, их должно отпус-тить на свободу без какого-либо серебра. 282. Если раб скажет своему господину: "Ты не мойгосподин", то тот должен изобличить его как своего рабаи затем его господин мож

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: