Идентичность может быть раскрыта через 3 основные положения:
1. идентичность представляет собой самотождественность - внутренняя тождественность самому себе во времени и пространстве;
2. признание самотождественности личности значимым социальным окружением;
3. уверенность в том, что внутренняя и внешняя тождественность сохраняются и имеют стабильный характер.
Согласие того, как мы себя чувствуем и переживаем с тем, как мы себя ведем. Должна быть некая уверенность в самом себе. Какие мы внутри и какими мы являем себя вовне.
Эго-идентичность - смешение идентичности. Юноша создает идентичность или отказывается от нее.
В юношеском возрасте (12- 19) лет происходит бурное изменение телесности; возрастает либидонозная энергия, усиливается сексуальные влечения (их надо интегрировать в образ Я). Подросток фиксируется на этих изменениях в самом себе (происходит фиксация на собственном Я). Общество ставит перед ним вопрос – «Кем ты будешь?» Подросток исследует свою систему ценностей, предпочтений. Задача – самоопределение. Необходимо интегрировать все предшествующие образы Я (с предыдущих стадий).
|
|
Виды идентичности:
1. Дарованная идентичность (расовая, половая и др.)- врожденная. Ее надо осознать и принять.
2. Конструируемая. Должна быть построена самим субъектом благодаря исследованию Я. Например, профессиональная, религиозная, конфессиональная, идеологическая, семейная, гендерная, этническая.
Механизмы создания идентичности:
· - интроекция (некритическое принятие образцов, предлагаемых обществом)
· - идентификация (подражание выбору значимого другого – выбор образца)Логика идентификации: сначала по внешним признакам, затем по внутреннему содержанию. У подростков идентификация происходит по линии собственных родителей. Они подражают родителям, либо их противоположности. Этот механизм эффективен, если образцов для подражания много.
· - механизм ролевого экспериментирования
Эго-идентичность состоит из 2-х компонентов:
1. социальная идентичность;
2. персональная идентичность (осознание Я в уникальности психологических свойств).
Статусы идентичности:
1. Предрешение - кризиса не было. Выбор сделан на основе идентификации
2. Диффузная идентичность - кризиса не было. Выбор не сделан (пофигизм)
3. Достигнутая идентичность - выбор сделан в результате активного, осознанного поиска.
4. Мораторий - кризис еще идет. Выбор еще не сделан (постоянный поиск)