Виды подкрепления Бандура

Важнейшим вкладом Бандуры в теорию научения является также развитие им теоретических представлений о подкреплении. Бандура в своих работах выделяет 3 основных вида подкрепления:

1) внешнее подкрепление

2) косвенное подкрепление

3) самоподкрепление

Внешнее подкрепление – подкрепление, которое человек получает извне, в частности от других людей, непосредственно по результатам использования в своем поведении тех или других моделей (по сути, то о чем писал Скиннер – начинает вежливое поведение – на пряник)

Примером внешнего подкрепления для модели поведения как учащегося может быть 5ка. Следствие – если всем ставить 5ки – это не будет способствовать формированию таких моделей поведения, которые целесообразны с точки зрения обучения. В описании этого подкрепления Бандура не вносит ничего нового, он так и говорит, но, признавая важность внешнего подкрепления, Бандура указывает на существование еще 2 видов, на которые до него не обращали внимания:

Косвенное подкрепление – подкрепление, основанное лишь на наблюдении за последствиями использования тех или иных моделей поведения другими людьми. Такое поведение может быть не менее эффективно. Пример – если студент на экзамене видит, что преподаватель игнорирует использование шпаргалок, а его сокурсники, пользуюсь шпаргалками, получают хорошие отметки. Действенность косвенного подкрепления была убедительно показано многими исследователями, в том числе с детьми, наблюдающими за агрессивным поведением, которое вознаграждалось, впоследствии демонстрировали более агрессивное поведение, чем дети, наблюдающие за наказуемым поведением.

Самоподкрепление – человек сам подкрепляет себя чаще всего с помощью внутренних похвал или иных наград за то, что ему удается реализовывать в своей жизни определенные модели поведения, которые этот человек считает для себя значимыми. Если ему это не удается, то он сам себя наказывает.

Значимые модели поведения – те модели, которые согласуются с убеждениями человека или с его мировоззрением, его ценностями, его жизненными целями и другими подобными психологическими реальностями, которые характеризуют направленность личности человека (те ведущие мотивы, которые направляют жизнь и деятельность человека к цели). В отличие от бихевиористов, Бандура говорит, что человек это не флюгер, его поведение не определяется только внешним или косвенным подкреплением. Пример – поведение писателя. Писателю не нужно чтобы кто-то сидел рядом, избирательно подкрепляя каждый написанный фрагмент. Вместо этого у них имеется некий стандарт, чем определяется приемлемый уровень их работы.

Т.о. самоподкрепление и самонаказание рассматриваются Б. как важнейшие составляющие саморегуляции человеком своего поведения и поддерживают соответствия поведения Ч тем моделям, которые являются для Ч личностно-значимыми.

Почитай книгу Бандуры «Теория социального научения» (переведена) – хорошая психологическая монография


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: