Тема 9: Культура России в 1 половине XIX в

План

1. Образование и просвещение.

2. Периодика.

3. Наука.

4. Архитектура.

5. Музыка.

6. Живопись.

1. Образование и просвещение

В начале XIX в. просвеще­ние было признано важнейшим направлением государственной политики. Во главе учебной системы становится Мини­стерство народного просвещения, созданное в 1802 году. Го­сударственные учреждения, созданные при Александре I, нуждаются в образованных кадрах, для подготовки которых учреждается ряд новых университетов (Виленский, Дерптский, Харьковский, Казанский, С.-Петербургский), образцо­вых средних учебных заведений — лицеев (наиболее извест­ный — Царскосельский) и гимназий, в которых могли учить­ся только дворяне. Во второй половине начинает уделяться большее внимание народному образованию. Численность на­чальных школ выросла с 1856 по 1896 с 8 до 79 тыс., в кото­рых обучалось до 4 млн. человек. И, тем не менее, большая часть простого народа оставалась безграмотной. Государствен­ная политика по отношению к просвещению испытывала по­стоянные колебания, поскольку именно среди образованных людей распространялись вольнодумство и стремление к пре­образованиям. В периоды реакции и ужесточения внутрен­ней политики (эпоха Николая I - 30-е - начало 50-х гг.; Александра III — 80 — 90-е гг.) усиливался государственный контроль за образованием, затруднялся доступ в учебные за­ведения, ограничивалась их внутренняя автономия.

Периодика

XIX век стал временем бурного развития русской общественно-политической периодики. На страни­цах газет и журналов велась полемика между сторонника­ми различных направлений общественной мысли, оценива­лись важнейшие события и явления жизни государства и общества, публиковались произведения, сочинения крупней­ших отечественных мыслителей, писателей, поэтов, крити­ков. Целые поколения воспитывались на таких изданиях, как «Вестник Европы» Н.М. Карамзина; «Современник» А.С. Пушкина и Н.А. Некрасова, а затем Н.Г. Чернышев­ского и Н.А. Добролюбова; «Отечественные записки» М.Е. Салтыкова-Щедрина и Н.А. Некрасова и др. Особенно быст­рый рост периодика переживает за 40 пореформенных лет, когда число изданий увеличилось со 104 до 800. В 90-е гг. Россия выходит на третье место (после Германии и Фран­ции) по количеству названий выпускаемой литературы. Пе­риодическая печать и литература способствовали просвеще­нию общества, росту политической культуры и правосозна­ния жителей страны.

Наука

Развитие науки в первой половине XIX в. имело свои особенности, состоявшие в интенсивном накоплении фактического материала, новых теоретических разработок и в острой борьбе прогрессивных ученых с представителями идеалистических теорий. Большое влияние на научные от­крытия оказывала передовая философская мысль, считав­шая естественные науки фундаментом материалистическо­го мировоззрения. Новым явлением в науке становится ее практическая направленность. Открытия и изобретения многих русских ученых носят общемировое значение: на­стоящий переворот в геометрии произвели исследования Н.И. Лобачевского, создавшего систему т.н. «неевклидовой» геометрии; физик Б.С. Якоби сконструировал электромотор; величайшим научным открытием стал периодический за­кон химических элементов, сформулированный Д.И. Мен­делеевым; глубокие исследования в сфере психологии и высшей нервной деятельности человека и животных прово­дили И.И. Сеченов и И.П. Павлов и т.д. Огромный шаг впе­ред в XIX веке был сделан в познании и осмыслении русско­го прошлого, что было связано с общим подъемом русского национального самосознания в эту эпоху. Такие крупней­шие историки XIX в., как Н.М. Карамзин, СМ. Соловьев, В.О. Ключевский создали фундаментальные труды по рус­ской истории, где освещаются проблемы формирования го­сударственности в России, основных тенденций жизни госу­дарства и общества, роли народа в жизни страны и т.д.

Литература

XIX век стал «золотым веком» русской клас­сической литературы. В начале столетия основной тенденцией в литературе является смена классицизма и сентимен­тализма новым течением — романтизмом, воспевающим уход от повседневности, стремление к возвышенному идеалу, его поиск в прошлом. Это направление проявляется в произведениях В.А. Жуковского, К.Ф. Рылеева, ранних сочинениях А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова. Во второй четверти XIX в. в русской словесности утверждается реализм — стремление изображать жизнь в ее типических проявлениях. Основоположниками реализма в русской литературе были гениальный поэт, прозаик, драматург и публицист — А.С. Пуш­кин, перу которого принадлежат такие шедевры русской литературы, как «Евгений Онегин», «Борис Годунов», «Капитанская дочка», «Пиковая дама» и многие другие, и талантливый писатель и драматург — Н.В. Гоголь, создатель произведений, беспощадно изобличавших крепостнические и самодержавные порядки России 30-40-х гг. - «Ревизор» и «Мертвые души». Крупнейшими литераторами первой по­ловины XIX в. были А.С. Грибоедов, И.А. Крылов, М.Ю. Лермонтов, И.А. Гончаров и др. Центральными темами произведений крупнейших писателей середины - второй половины XIX в. - И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого — стали вопросы человеческой природы, смысла жиз­ни, сущности бытия. Этот психологизм был вызван той на­пряженностью в обществе, которая была характерна для второй половины XIX столетия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: