Культура 50 -80 гг

После отставки Н. С. Хрущева по­литика власти в сфере культуры была нацелена на преодоле­ние «крайностей». В 1970 г. из журнала «Новый мир» ушел

А. Т. Твардовский. Одновременно «за национализм» был снят с поста главного редактора журнала «Молодая гвардия»

A. В.Никонов. Журнал «Октябрь», вокруг которого группи­ровались сторонники «возврата к сталинизму», также под­вергся критике.

Несмотря на все ограничения, а возможно и благодаря им, культурная жизнь второй половины 60-х — первой полови­ны 80-х гг. в СССР стала чрезвычайно глубокой и разносто­ронней. Ежегодно издавалось 4,3 млн экземпляров книг и брошюр. Правда, среди них большой процент занимали про­изведения классиков марксизма-ленинизма, партийные до­кументы, поэтому хорошие книги были в дефиците. Огром­ной (и тоже дефицитной) была подписка на журналы. Попу­лярностью пользовались романы Ю. В. Бондарева, Б. JI. Ва­сильева, Ю. В. Трифонова, П. JI. Проскурина, Чингиза Айтма­това, А. С.Иванова, других писателей, принадлежавших к различным, нередко противостоящим друг другу идейным направлениям. Феноменом советской литературы того време­ни стала так называемая «деревенская проза» (Ф. А. Абра­мов, В. П. Астафьев, В. И. Белов, В. Г. Распутин, Б.А.Можаев,

B. М. Шукшин и др.), обращавшаяся к проблемам в жизни села, взаимоотношению власти и крестьянства, вопросам эко­логии.

О духовном мире советских людей можно судить по рабо­там режиссеров Г. А. Товстоногова, А. В. Эфроса, М. А. Захаро­ва, О. Н. Ефремова, Г. Б. Волчек, Т. Е. Абуладзе, актеров (Е. А. Лебедев, К. Ю. Лавров, О. В. Басилашвили, С. Ю. Юр­ский, Т. В. Доронина, Р. Я. Плятт, В. В. Тихонов, И. О. Горбачев, М. А. Ульянов, Н. В. Мордюкова и др.).

Творческий расцвет переживали кинорежиссеры С. Ф. Бон­дарчук («Война и мир», «Они сражались за Родину»), Ю.Н.Озеров (киноэпопея «Освобождение», «Солдаты свобо­ды»), С.И.Ростоцкий («Доживем до понедельника», «А зори здесь тихие...», «Белый Бим Черное ухо»), А. А.Тарковский («Андрей Рублев», «Солярис», «Сталкер»), Э. А.Рязанов («Ирония судьбы», «Гараж», «Служебный роман»), Л.И.Гай­дай («Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука», «Иван Васильевич меняет профессию»). Особую любовь зрителей приобретают телесериалы «Семнадцать мгновений весны» (Т.М. Лиознова), «Тени исчезают в полдень» и «Вечный зов» (В.И.Усков и В. А. Краснопольский), «Место встречи изме­нить нельзя» (С. С. Говорухин) и др.

Советское балетное искусство продолжало триумфальное шествие по миру (М. М. Плисецкая, Н. И. Бессмертнова, М.Э.Лиепа, В. В. Васильев, Е. С. Максимова, Н. В. Павлова,

В. М.Гордеев, А. Б.Годунов, М. Н. Барышников и др.). Опера была представлена творчеством И. К. Архиповой, В.А.Атлан- това, З.Л. Соткилавы, Е. В. Об­разцовой, Т.И.Синявской, Е. Е. Нестеренко, Б. Т. Што­колова, А. А. Эйзена и др. Огром­ные очереди стояли на выставки художников И. С. Глазунова и

A. М. Шилова, творившего в реа­листической манере.

Еще одним своеобразным яв­лением советской культуры ста­ла авторская песня. Символом этого явления было творчество

B. С. Высоцкого. Не менее из­вестны песни Ю. И. Визбора, Ю. Ч. Кима, Б. Ш. Окуджавы и др. Популярным среди молодежи было творчество музыкальных рок-групп, например «Машины времени», «Цветов».

Самыми известными эстрад­ными певцами в те годы явля­лись М.М.Магомаев, И. Д. Коб­зон, Э.С.Пьеха, Э. А. Хиль, А. Б. Пугачева, С.М.Ротару, Л.В.Лещенко, музыкальные ансамбли «Самоцветы», «Пес- няры», «Ореро» и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: