Верования славян

2.1 Этапы развития славянского язычества

В XII в. были составлены интересные заметки о развитии языческих

верований у древних славян: «Слово о том, как языческие народы поклонялись

идолам и приносили им жертвы». Его автор разделил историю славянских

верований на три периода. Сначала славяне приносили жертвы упырям и

берегиням. Затем они начали «трапезу ставити» Роду и рожаницам. Наконец, в

поздний период язычества они стали молиться Перуну.

Упыри и берегини — это злые и добрые местные боги. Упыри — это вампиры,

оборотни, русалки, лешие. Обычно это бывшие люди, умершие не своей смертью,

не погребенные и мстящие за это живым. С ними можно бороться, зная

охранительные обряды. Особенно часто упыри населяли отдаленные,

малопосещаемые места: леса и реки. В деревнях их искали в колодцах.

Христианские священники долго еще обвиняли крестьян, что они «жрут

(молятся) бесам и болотам и колодезям». Берегини были добрыми божествами.

До наших дней дошло, например, представление о домовом.

Культ Рода и рожаниц, божеств плодородия, связан с развитием родового

строя и сельского хозяйства у славян. В Роде одновременно олицетворялись

силы плодородия земли и единство поколений людей. Ведь плодородие земли, по

верованиям славян, обеспечивают предки, и если земля не плодоносит, то

жертву надо приносить именно им. Языческое представление о единстве мира

проявлялось и в том, что способность человека производить потомство

считалась стимулирующей творческие силы природы. Поэтому весенние праздники

в честь Рода и рожаниц сопровождались всеобщим пьянством («не в закон, но в

упои») и непристойностями. На этой стадии развития языческих верований

появляются попытки изобразить богов в человекоподобном виде. Показательно,

что уже после принятия христианства крестьянки молились рожаницам наравне с

христианской Богородицей.

Клятва оружием, Перуном и Белесом известна уже из рассказа о договоре

911 г. между киевским князем Олегом (882— 912) и византийцами. С именем

князя Владимира (980—1015) связана попытка утвердить языческую религию в

качестве государственной идеологии. Придя к власти в Киеве, он водрузил

рядом со своими теремами на холме деревянные идолы шести богов: Перуна,

Хорса, Даждьбога, Стрибога, Семаргла и Мокоши.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: