В древнее время обычаи предков еще не были отделены от религиозных воззрений римлян. Поэтому изначально римское право существовало в двух своих формах: fas и ius. К области fas относились нормы религиозного характера, которые регулировали брачно-семейные отношения, уголовное право. Практически все древнее уголовное право следует отнести к области fas, т.е. уголовное преступление считалось совершенным не просто против частного человека, но против порядка, санкционированного волей богов и, следовательно, против них самих. Некоторые виды обязательственных отношений, вещное право все это находилось под властью богов и fas. Основная форма fas – ауспиции - особый вид гадания при совершении жертвоприношения, чтобы узнать волю богов. Квирит не совершал ни одного действия, не узнав перед этим мнения своих богов. Исключительное право толкования ауспиций – у авгуров, которые вследствие этого могли оказать громадное влияние на жизнь всего Рима.
Следующей формой fas можно назвать присутственные и неприсутственные дни, когда можно было совершать действия, а когда нельзя. За календарем следили понтифики и через свое право регулировать календарь оказывали влияние на развитие божественного права. Непочитание богов влекло за собой высшее уголовное наказание sacer esto - объявление человека лишенным защиты богов, таким образом, преступник становился вне закона. Римляне различают fas - как право божественного установления, нарушитель которого навлекает на себя гнев божий, и ius - право светского происхождения, за которое карает светская власть.
|
|
Ius humanum (ius), в отличие от fas, в царский период не был столь сильно развит, как, например, в эпоху республики. Например, Законы XII таблиц - результат законодательства республики, а от периода царей до нас дошли только весьма смутные слухи о ius Papirianum - сборнике законов, записанных понтификом Папирием во время царя Тарквиния Гордого, но происходящих, якобы, от еще времен более древних. Наиболее часто встречающейся формой ius в это время был usus - обычай и обычное право. Нам usus известен в двух формах: decreta gentilica - обычай отдельных родовых союзов, связанных общим культом и имеющих форму decreta (принимались на общих собраниях рода) и commentarii regii, commentarii pontificum, а позднее commentarii magi stratum - записи норм обычного права, различающиеся по той инстанции, которая производила запись.
Издание законов XII таблиц – результат полит. борьбы плебеев и патрициев из-за привилегированного положения патрициев по сравнению с плебеями. Патриции имели в своей власти управление сакральным строем и политическими магистратами, они замещали все магистратуры. При этом в Риме фактически не было письменных источников права, а теми, что были, находились исключительно в ведении магистратов, занятых патрициями. Это требовало издания общегородского корпуса права. Поэтому в 451 г. до Р.Х. была образована особая комиссия из 10 магистратов (Decemviri), взявших всю власть в свои руки. Трех членов комиссии из своего состава децемвиры отправили в Афины, для ознакомления с законами Солона. Вскоре законы были кодифицированы, помещены на 10 досках и выставлены для всеобщего обозрения. Всем гражданам было предложено прочитать выставленные законы для блага, счастья и благоденствия государства, их самих, их детей. Когда сообразно с мнением народа, высказанном о каждом отдельном параграфе законов, в закон были внесены исправления, законы X таблиц были проведены на центуриатных комициях.
|
|
Хотя содержание законов нам не известно, известна их систематика: Таблицы с I по III - общее процессуальное право квиритов, таблицы с IV по VIII - гражданское право с вкраплением уголовных постановлений, таблица IX - уголовное право, таблица X - сакральное право (погребение умерших), таблицы XI и XII - публичное право древнего Рима.
Знание этих законов было важно для приобретения политических прав и было обязательно для магистратов, особенно преторов, т.к. формулы исковой защиты, которую они давали, должны были содержать выражения законов XII таблиц.