Римские юристы

В Древнем Риме занятие правом первоначально было делом понтификов (одной из коллегий жрецов). Около 300г. до н.э. юриспруденция освобождается от понтификов. По преданию начало светской юриспруденции связано с именем Гнея Флавия. Будучи вольноотпущенником и писцом видного государственного деятеля Аппия Клавдия Цека, он похитил и опубликовал составленный последним сборник юридических формул, употреблявшихся по закону в процессе. Публикация получила название «Цивильное право Флавия».

В 253г. до н.э. первый верховный понтифик из плебеев Тиберий Корунканий начал в присутствии учеников разбирать юридические вопросы, т.е. положил начало публичному обучению юриспруденции. Во П в. до н.э. глубокие комментарии к разным аспектам правовых вопросов дали Секст Элий Пет, Манилий, Муций Сцевола, Юний Брут; в I в. до н.э. - Сервий Сульпиций Руф (консул 51г. до н.э.), Офилий (ученик Сервия), Элий Туберон (ученик Офилия).

Римские юристы оформляли свое мнение по делу в виде письменного обращения к судьям или в виде протокола, который содержал запись устной консультации и составлялся при свидетелях. При разборе дел юристы интерпретировали существовавшие правовые нормы в духе их соответствия требованиям справедливости. Правотребующая (нередко правообразующая) деятельность юристов обеспечивала взаимосвязь различных источников римского права и содействовала дальнейшему развитию. Расцвет римской юриспруденции приходится на эпоху ранней империи (I в. до н.э. - III в н.э.). В этот период императоры, стремясь ограничить законодательную власть сената, предоставляют видным юристам право давать разъяснения и толкования действующих правовых норм, обязательные для всех должностных лиц и судей. Разъяснения правоведов приравниваются тем самым к закону. Со II-ой половины III в., когда законодательная власть была сосредоточена в руках императора, пожалование такой привилегии прекращается; юриспруденция приходит в упадок.

Из многочисленных юристов классического периода наиболее выдающимися были Гай (II в.), Папиан (II - III вв.), Павел (II - III вв.), Ульпиан (II - III вв.), Модестин (II - III вв.). Специальным законом Валентиниана III (426г.) о цитировании юристов, положениям этих пяти юристов была придана законная сила. При разноречиях между их мнениями спор решался большинством, а если и это было невозможно, то предпочтение отдавалось мнению Папиниана. Упомянутый закон признавал значение положений и других юристов, которые цитировались в трудах названных пяти юристов. К таким цитируемым юристам прежде всего относились Сабин, Сцевола, Юлиан и Марцелл.

Сочинения римских юристов стали важной частью кодификации Юстиниана, которая включала: 1. — Институции, т.е. освещение основ римского права для начального обучения (Работы Гая, Ульпиана, Флорентина, Марциана); 2. - Дигесты (Пандекты), т.е. собрание отрывков из сочинений 38 римских юристов (I в. до н.э. - IV в. н.э.); 3. - Кодекс Юстиниана (собрание императорских конституций). Руководил кодификационной работой выдающийся юрист VI в. Трибониан. Именно собрание текстов римских юристов обеспечило кодификации Юстиниана выдающееся место в истории права.

Понятие права юристы выводили, подобно Цицерону, из стоической идеи мирового, всеобщего закона природы. Согласно определению Цельса, принятому многими римскими юристами, право - это искусство добра и справедливости. По Ульпиану, правосудие есть «познание божественных и человеческих дел, наука о справедливом и несправедливом». Т.е. юристы еще не отделяли право от нравственности; источником права считали мировой божественный разум.

В составе права, действовавшего в Римской империи, юристы выделяли три части: естественное право, право народов, право граждан.

Естественное право, по их представлениям, распространялось как на людей, так и на животных. К его установлениям относятся брак, семья и воспитание детей. По естественному праву все рождаются свободными.

Право народов, в отличие от естественного, охватывает правила, которые мировой разум установил для людей. Римляне используют это право в своих отношениях с покоренными народами и соседними государствами. Правом народов введены война, рабство, основание царств, международная торговля и ряд других установлений.

Право граждан (цивильное право) регулирует отношения между свободными римлянами. По словам Гая, цивильное право является «собственным правом государства». Источниками этого права Папиниан называл законы, решения плебеев, постановления сената, декреты принцепса и «мнения мудрых».

Право в Древнем Риме также делилось на частное и публичное. По знаменитой формуле Ульпиана, публичное право относится к положению государства, частное - к пользе отдельных лиц. Частное право включает в себя предписания права естественного, предписания права народов и предписания права цивильного.

Основное внимание юристы уделяли частному праву. В их трудах были заложены основы теории гражданского права - цивилистики. Разрешая споры по гражданским делам, юристы разграничили виды сделок, выработали формулы исков, определили правомочия собственника и других субъектов права.

К изучению публичного права римская юриспруденция обратилась в I - II вв., когда правоведы, получившие привилегию официального толкования закона, выступили в поддержку императорского режима. В публичном праве они проводили идеи неограниченных полномочий принцепса, передачи ему законодательной власти.

Принципы римского частного права были усвоены теоретической юриспруденцией во многих странах континентальной Европы. Под влиянием римской цивилистики сложились классические правовые доктрины XVIII - XIX вв., наделившие собственника абсолютным правом распоряжаться принадлежащей ему вещью по своему усмотрению.

Одни юристы занимали высокие должности в государстве и жили в согласии с власть имущими. Другие становились их жертвами. Ульпиан в качестве префекта преторианцев пытался бороться с произволом гвардии. После ряда покушений, он был убит в 228г. в присутствии императора Александра Севера. Несколько раньше, в 212г., при Каракалле был казнен Папиниан, тоже бывший префектом преторианцев. Каракалла, убив своего брата Гету, потребовал от знаменитого юриста оправдания своих действий. Папиниан отказался от этого, сказав: «Оправдание убийства не легче, чем его совершение».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: