Победа вооруженного восстания в Петрограде. Октябрь 1917 г. II Всероссийский съезд Советов. Создание советского государства

1. Курс на вооруженное восстание был взят РСДРП (б) на VI съезде (26.7-3.8 1917). План восстания, разработанный В. И. Лениным, предусматривал "одновременное, возможно более внезапное и быстрое наступление на Питер, непременно и извне, и извнутри... Комбинировать наши три главные силы: флот, рабочих и войсковые части так, чтобы непременно были заняты и ценой каких угодно потерь были удержаны: а) телефон, б) телеграф, в) железнодорожные станции, г) мосты в первую голову". Выполнение этой задачи требовало "искусства и тройной смелости". 31.8 партия выдвинула лозунг "Вся власть Советам!".

К началу восстания вооруженные силы революции насчитывали свыше 20 тыс. красногвардейцев, до 150 тыс. солдат гарнизона и моряков БФ (690 боевых кораблей и вспомогательных судов, более 80 тыс. личного состава). В Петрограде в распоряжении Временного правительства находилось до 30 тыс. юнкеров, офицеров, казаков и добровольцев. 10.10 ЦК РСДРП (б) принял решение о проведении восстания. В Смольном был создан Петроградский военно-революционный комитет - легальный штаб восстания. По настоянию В. И. Ленина ЦК РСДРП (б) решил начать восстание 24.10. Утром 24.10 ВРК обратился к населению Петрограда с призывом к борьбе с контрреволюцией, отдал приказ привести революционные силы в боевую готовность.

Вооруженные силы революции перешли в решающее наступление. Ночью и утром были заняты Центральная телефонная станция, почтамт, Государственный банк, вокзалы и другие важные объекты. Утром 25.10 было опубликовано написанное В. И. Лениным обращение ВРК "К гражданам России!" о низложении Временного правительства и переходе государственной власти к ВРК. К 12 ч матросы заняли военный порт, радиостанцию, Главное Адмиралтейство. Днем продолжалась ликвидация очагов сопротивления контрреволюции. Моряки участвовали в захвате мостов, Мариинского дворца, где заседал Предпарламент, здания Главного штаба. К вечеру был окружен Зимний дворец.

В 21 ч 40 мин по сигнальному выстрелу крейсера "Аврора" начался штурм Зимнего дворца, где под охраной юнкеров Временное правительство ожидало подхода войск с фронта.

Несмотря на сопротивление юнкеров, отряды восставших под рукрводством В. А. Антонова-Овсеенко, Н. И. Подвойского и Г. И. Чудновского прорвались в Зимний дворец и в 2 ч 10 мин 26.10 арестовали членов низложенного Временного правительства.

Победа 25.10 1917 - классический образец вооруженного восстания, подготовленного революционными рабочими, солдатами и матросами БФ под руководством партии большевиков во главе с Лениным. Вождь революции высоко оценивал роль моряков в восстании. В подписанном им 30.10 обращении говорилось: "Балтийский флот, верный делу революции, пришел на поддержку восставшего народа". Восстание в столице, ознаменовавшее победу социалистической революции, положило начало установлению Советской власти по всей стране.

2,3. Осенью 1917 года в стране обострился политический кризис. Временное правительство (ВП) утратило контроль над большой частью армии и над периферией. В ходе восстания в Петрограде к 25 октября 1917 года все ключевые пункты в городе были заняты отрядами Петроградского гарнизона и Красной гвардии. К вечеру этого дня начал работу II-ой Всероссийский съезд советов рабочих и солдатских депутатов, провозгласивший себя высшим органом власти в России. Часть делегатов съезда, представлявших партии меньшевиков и правых эсеров, покинула заседание. Был переизбран ВЦИК, сформированный первым съездом летом 1917 г.

II съезд Советов провозгласил переход власти в центре и на местах Советам, признав их единственной формой власти. Устранялись комиссары Временного Правительства, председатели местных Советов получили право непосредственного сношения с новым правительством. Съезд избрал новый ВЦИК и сформировал Совет Народных Комиссаров, ставший правительством России. Съезд носил учредительный характер: на нем были созданы руководящие государственные органы и приняты первые правовые акты, имевшие конституционное, основополагающее значение:

1.Декрет о мире - наряду с конкретными предложениями о заключении мира между враждующими государствами, провозглашал принципы долговременной внешней политики России - мирное сосуществование, право наций на самоопределение.

2.Декрет о земле - провозглашались многообразие форм землепользования, конфискация помещичьих земель и имений. Право частной собственности на землю отменялось. Земля переходила во всенародное достояние, производилась социализация земли. Запрещались применение наемного труда и аренда земли.

II съезд Советов принял также два обращения: "К гражданам России" и "Рабочим, солдатам и крестьянам", в которых говорилось о переходе власти к Военно-Революционному Комитету, Съезду советов рабочих и солдатских депутатов, а на местах - местным советам. В первую очередь предполагалось ликвидировать репрессивные и управленческие органы старого государства, сохранив на некоторое время его технический и статистический аппараты. Политические партии, не принимавшие участия в работе II съезда советов, негативно отнеслись к начавшимся преобразованиям. Служащие госаппарата и банков начали забастовку. Первые партии ушли в подполье, отдельные политические группы обратились к террору. Временный политический блок был образован большевиками с левыми эсерами и эсерами-максималистами, чьи представители вошли в состав ВЦИК.

3. Историческая обстановка, сложившаяся в 1917 г. в России, значительно облегчила слом прогнившего аппарата помещичье-буржуазного государства. Главный неприятель буржуазия, по образному выражению В. И. Ленина, был подкопан, подорван, размыт длинным политическим периодом с февраля по октябрь 1917 г., точно кусок льда весенней водой, и не мог оказать серьезного сопротивления, так как внутренне был совершенно обессилен. К моменту пролетарской революции в России форма политической власти трудящихся была уже наготове, и оставалось только несколькими декретами превратить власть Советов из того эмбрионального состояния, в котором она находилась в первые месяцы революции, в форму, законно признанную, прочно утвердившуюся в стране.

Значительно более трудным делом было строительство нового советского государственного аппарата. Трудности состояли прежде всего в отсутствии опыта и навыков у трудящихся масс, только начавших овладевать сложным искусством управления государством в обстановке ожесточенного сопротивления свергнутых, но еще не ликвидированных эксплуататорских классов, использовавших все средства борьбы—от саботажа до контрреволюционных выступлений.

26 октября (8 ноября) 1917 года II Всероссийский съезд Советов принял декрет «Об учреждении Совета Народных Комиссаров», сформировав, таким образом, первое в мире рабоче-крестьянское правительство, председателем которого был избран В. И. Ленин. Этот декрет определил основы правового положения Советского правительства. Практическая же деятельность Совета Народных Комиссаров свидетельствовала о том, что его полномочия в известной мере выходили за рамки понятия «правительственная власть», характерного для органа, осуществляющего подзаконную исполнительную и распорядительную деятельность. Юридически это выражалось в издании Совнаркомом не только актов государственного управления, но и декретов — актов законодательного характера.

В первые месяцы своего существования Совет Народных Комиссаров и народные комиссариаты направили свои основные усилия на то, чтобы преодолеть сопротивление свергнутых эксплуататорских классов и упрочить завоевания пролетариата.

15 января 1918 г. СНК принял ленинский декрет «О Рабоче-Крестьянской Красной Армии», которым были оформлены правовые основы создания новой армии — принципы добровольности и участия в армии лишь наиболее сознательных и организованных элементов из трудящихся классов. Управление армией сосредоточивалось в руках специального исполнительного и распорядительного органа — Народного комиссариата по военным делам. К концу июня 1918 г. в центре были созданы Всероссийский главный штаб, Военно-законодательный Совет, Центральное управление снабжения, Главное военно-хозяйственное управление, Всероссийское бюро военных комиссаров.

Таким образом, Советская Республика уже имела централизованную систему управления вооруженными силами. Дальнейшая работа в области обороны преследовала цель совершенствования органов военного управления. Развертывание боевых действий на фронтах гражданской войны потребовало сосредоточения оперативного управ­ления фронтом и тылом в руках специально созданного Революционного Военного Совета Республики.

Захват пролетариатом власти и использование ее в качестве рычага для построения новой социалистической системы хозяйства определили принципиально иную роль социалистического государства в преобразовании экономики общества. В отличие от буржуазных государств Советское государство осуществляет всеохватывающее руководство народным хозяйством, делая это посредством гибкого и разветвленного аппарата хозяйственного управления. В этой области Советское государство действовало в двух главных направлениях. С одной стороны, оно осуществляло строительство новых органов хозяйственного управления, с другой — применяло необходимые меры с целью сосредоточения в своих руках командных высот путем экспроприации частнокапиталистического хозяйства.

Центральные органы Советского государства — Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет, Совет Народных Комиссаров и Народный комиссариат внутренних дел руководили всеми сторонами деятельности органов власти на местах, стремились обеспечить прежде всего их необходимое организационное единообразие в построении и деятельности.

Центральные органы Советского государства активно воздействовали на местные органы, максимально пробуждая и организуя их инициативу и революционные действия. Налаживая руководство местными органами, Совет Народных Комиссаров исходил из указаний В. И. Ленина о том, что местные Советы являются полновластными органами, которые сами должны решать все местные дела.

Чрезвычайно важную роль в деле законодательного оформления первых результатов советского строительства сыграл III съезд Советов, собравшийся в январе 1918 г. Съезд подвел итоги триумфального шествия Советской власти, впервые во всероссийском масштабе объединил рабочие и крестьянские Советы. Исторические документы съезда — «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа» и постановление «О федеральных учреждениях Российской Республики» — провозгласили принцип демократического централизма в построении советского государственного аппарата, определили систему, компетенцию центральных и местных органов государственной власти и государственного управления. Съезд особо подчеркнул самостоятельность и полноту прав местных Советов и их исполнительных и распорядительных органов в решении всех местных дел.

В специальном разделе Конституции «Конструкция Советской власти» была законодательно закреплена система органов государственной власти и государственного управления. Высшей властью в республике был Всероссийский съезд Советов. В период между съездами функции высшего законодательного, исполнительного и контролирующего органа принадлежали Всероссийскому Центральному Исполнительному Комитету. Общее управление делами Российской Республики возлагалось на Совет Народных Комиссаров. Члены СНК возглавляли отдельные наркоматы, которых было образовано 18: по иностранным делам, по военным делам, по морским делам, по внутренним делам, юстиции, тру да, социального обеспечения, просвещения, почт и телеграфов, по делам национальностей, по финансовым делам, путей сообщения, земледелия, торговли и промышленности, продовольствия, государственного контроля, Высший Совет Народного Хозяйства, здравоохранения. При народных комиссариатах существовали коллегии, члены которых утверждались Советом Народных Комиссаров. Народные комиссары и члены коллегий наркоматов были ответственны перед Советом Народных Комиссаров и ВЦИК

Конституция РСФСР содержала специальный раздел, нормы которого регулировали организацию аппарата местного управления. Органами этого аппарата в областях, губерниях (округах), уездах (районах) и волостях были соответствующие съезды Советов и их исполнительные комитеты. В городах и селениях — Советы депутатов, избиравшие исполнительные комитеты. Исполкомы находились под контролем соответствующих Советов. Существенное значение для правильной организации работы органов государственной власти на местах имело четкое конституционное закрепление их статуса. Ст. 56 Конституции РСФСР 1918 г. устанавливала: «В границах своего ведения съезд Советов (областной, губернский, уездный, волостной) есть высшая в пределах данной территории власть; в период же между съездами такой властью является исполнительный комитет».

В соответствии со ст. 61 Конституции областные, губернские, уездные и волостные органы Советской власти, а также Советы депутатов имели предметом своей деятельности: а) проведение в жизнь всех постановлений соответствующих высших органов Советской власти; б) принятие всех мер к культурному и хозяйственному подъему данной территории; в) разрешение всех вопросов, имеющих чисто местное (для данной территории) значение; г) объединение всей советской деятельности в пределах данной территории.

Социалистическая Федеративная Советская Республика, признавая равные права за гражданами, независимо от их расовой и национальной принадлежности, объявляет противоречащим основным законам Республики установление или допущение каких-либо привилегий или пре имуществ на этом основании, а равно какое бы то ни было угнетение национальных меньшинств или ограничение их равноправия...».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: