Вопрос 2. Энтогенез, социальная организация, правоотношения, религиозные представления восточных славян

Восточные славяне пришли с запада. Раньше считали Дунай родиной, нынче – в районе реки Вислы, откуда в 6-9 веках иммигрировали славяне. В ходе миграции славяне контактировали с разными этническими элементами: балтийскими, финскими, угрофинскими, тюркскими и т.д.

Т.о. сформировался полиэтнический облик восточного славянства.

Экономика: хозяйство носило комплексный характер, доминировало земледелие (подсечное), юг (пашенное) – плуг, преимущественно соха. Просо. Рожь, репа.

Оседлое скотоводство, охота, бортничество, ремесло (гончарное, кожевенное), ткачество, ювелирные.

Торговля: из варяг в греки (Волхв) – парчовый путь; из варяг в арабы (Волга) – серебряный.

Социальные организации: в основе мира – община, кровно-родственная, затем соседская. Община доживёт до начала 20 века.

Военно-политический лидер – князь. Дружина – политическая и экономическая элита. Совет старейшин, вече – собрание свободных общинников.

Доминирует идеал рода. Мир патриархален. Коллективизм – черта ментальности. "Отечество" – родовая принадлежность.

Фамилии появились в 16-17 веке, у крестьян – после отмены крепостного права. Отчество сформировалось раньше, фамилии часто происходили от отчества.

Положение человека в обществе зависело от того, какого он происхождения, а не что он сделал. До Петра 1. После – "знатность по гордости считать".

Такая роль родовых отношений -> "родина" => "отечество", "отчество" => обращение "брат, мать, родной".

Идеал доминирования рода и отечества распространяется на отношения между государством и человеком (патронализм). Зависимость от власти, забота со стороны власти (царь-батюшка, матушка, дедушка Ленин)

Взаимоотношение власти и человека = взаимоотношение между родителями и детьми, следовательно: социальная инфантильность, невозможность принять решение.

Правоотношение: обычное право (записанного права у восточных славян не было), традиционное, право прецедента. Действовать, как действовали предки. Регулятор: кровная месть. За преступление отвечает род, ближайшие родственники. Преступление в русской ментальности – результат порчи в душе.

Не все преступления равнозначны. Воровство того, что даёт природа, у славян не было принято наказывать строго, общественно. Если же в отношении предметов хозяйства, основы хозяйства – то смерть.

Обычное право в значительной степени доминирует над законным. Недоверие к закону, стремление жить по рациональности, привычке. Правде собственной. Русское сознание стремится обойти закон, позиция русского человека – чувство.

"Закон", "управа" – против. "справедливости".

Религиозные представления восточных славян.

Язычество ("язык" имеет в этом отношении значение "народ") – вера народа, народная вера.

Пришедшее в 10 веке хр-во – чужая вера, она стала фундаментом культуры, но основой славянской культуры было язычество.

Язычество – политеизм, многобожие. Перун, Велес (скотина), Макошь (плодородие). Связаны с природой. Славянин земледелец, сооружает идолов из дерева, камня. Антропоморфные создания, угрожающие, мрачные изображения. Принесение жертв. Волхвы – нечёткие жрецы.

Славяне обожествляют природу вообще, умерших предков (домовой, "чур меня" – от пращура). В течение веков хр-ва язычество сохранялось. Крестьянин 19-20 веков верит и в Бога, и в домового.

Холм над могилой – когда хоронили древних славян, насыпали курган. Оградка, скамейка, столик – это всё по хр-ву было не обязательно. Языческие элементы христианства.

Восточно-славянский мир весьма разнообразен – с 6 по 9 век. Очень важный для понимания последующей истории.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: