Религиозные представления о происхождении и сущности человека и объекта религии

Религия рассматривает человека (личность) в качестве субъекта и объекта своего существования. В мифах, доктринах разных народов зафиксированы представления о сущности человека, его происхождении и назначении, его месте в мироздании, о соотношении в нем духовного и телесного. Религия понимает назначение человека исходя из признания высшего священного первоначала (духов, богов, божества или единого личного Бога) и его особых взаимоотношений человеком. В иудаизме, христианстве и исламе Бог наделялся способностью творить из ничего и одним усилием воли. Эквивалентным этому учению являются представления ряда восточных религий о столь же всемогущем порождении абсолютным первоначалом (Брахманом в индуизме, Дао – в даосизме, Буддой – в буддизме и т.п.) мира и человека. Обычно религии представляют Бога единым в своих четырех проявлениях:

· Как важнейшего начала, обеспечивающего священный порядок, которому подчиняется мироздание и которым определяется человеческая судьба;

· Бога как силы, обладающей святостью, к которой нужно приближаться с трепетом, после специальной подготовки или ритуального очищения;

· Бога как всепроникающей силы, обеспечивающей гармонию жизни и позволяющей достичь цели мистических поисков;

· Бога как личности, трансцендентной по отношению к миру и человеку и одновременно связанной с ним.

Согласно религиозным представлениям, Бог осуществляет в самой природе и через ее посредство процесс развития от низшего к высшему, от простейших живых существ к человеку. Бог «сообщил человеку своим вдуновением» душу. Представление о человеке как разумном существе, по мнению церкви, является указанием на бытие Бога, содержит признание религиозной потребности в природе человека: «Человек – доказательство бытия Бога», «Доказательство существования Бога – сочеловечность», Человек, согласно христианской вере, содержит «задаток богосознания». «Ведение о бытии Божием сам Бог насадил в природе каждого» (Основы религиоведения. – М., 1994. – С. 303). Душа человека рассматривается как «христианка по природе».

Современные религии рассматривают человека как единое и целостное существо, трактуют онтогенез индивида как естественный процесс, в котором через вторичные причины действует творческая воля Бога. Поэтому, согласно этим взглядам, родители являются причиной целостности человека, включая и его душу, но это не порождение ими или передача однажды сотворенной Богом души, а ее творение имплицитно действующей силой Бога, опосредованной воздействием биологических, психологических и социокультурных факторов.

Религиозные учения предстают как попытка гармонизировать противоречие существования и сущности человека. В христианстве человек выступает как субъект грехопадения и объект спасения, социальное отчуждение выводится из представления об отпадении человека от единства с Божественным первоначалом. Отпадение человека от изначального сакрального единства понимается как деградация природы человека, ее глубокое повреждение или полное извращение, которое влечет за собой смерть, болезни, тяжелый труд, крушение замыслов, вражду, убийство, войны и другие бедствия. В человеке, который оторвался от общения с Божеством, пребывает в неподлинном состоянии (в грехе, в сансаре и т.п.), нарушается гармония сил: плоть восстает против души, против духа, чувства противоборствуют уму.

Утраченное сакральное единство становится идеалом человеческого совершенствования, осознается как назначение человека. Спасение, причастность к Божественному. Примирение с Божеством предстают как смысл человеческого существования. В качестве полного осуществления этого идеала в буддизме изображают Будды и Бодхисаттвы, в христианстве – Богочеловек Иисус Христос. Который есть «образ Бога невидимого» и является совершенным человеком, вторым Адамом, в котором люди вступают в отношение Богосыновства и соделываются «причастниками Божественного естества» (Основы религиоведения. – С. 300-302).

В мифологиях и религиозных представлениях разных культур осознавалось наличие в человеке неприродного аспекта, нравственности, духовности. Элементы человеческой природы (тело, душа, плоть, дух и т.п.) рассматривались религией как разнородные и возводились к неодинаковым способам божественного творения или порождения. Согласно иудаистским и христианским представлениям, человек обязан своей жизнью не только специальному сотворению Богом его тела, но и особому творческому акту Бога, который сообщает ему «дыхание жизни».

Многие религии, в том числе и иудаизм, христианство, ислам, подчеркивают ценность телесного человеческого существования, целостность человека, в них складывается учение о Боговоплощении и вочеловечении. В то же время в некоторых мифологиях, религиозных и философских учениях душа резко противопоставлялась плоти, телу, которое оценивалось не только как низшее и неподлинное начало, но и как источник зла. В религиозном понимании человека духовное начало в нем – дух, душа, Атман – осуществляет сакральные функции, связь с Божеством.

Религия находит возможность трактовать и становление деятельной сущности человека, которое означает формирование, развитие у него и в филогенезе (происхождении рода), и в онтогенезе (становление индивида) новых по сравнению с животными, социальных потребностей. Последние выступают и как духовные потребности: человек ориентируется на нравственные, познавательные, эстетические, религиозные ценности, им руководят общественные интересы, идеалы, которые нельзя вывести из его биологической природы и которые в этом смысле предстают как «сверхприродные», обозначаются как «духовные».

Под духовностью религия понимает не только особую, хотя и неразрывно связанную с телом, реальность. По ее мнению, духовность – это не только идеальное, объективированное в культуре, но самосущее бытие, бессмертная душа. Наличие у человека духовных – познавательных, эстетических, нравственных, религиозных – потребностей интерпретируется религией как врожденное стремление к абсолютному духу – Богу. Человек становится человеком, обретает свою субъективность, духовность в практике и общении, в активном преобразовании мира и создаваемых им самим общественных институтов, смыслов, значений, символических систем.

Религия переосмысливает традиционную доктрину о бессмертной душе и о смерти как разделении этой сущности с телом, вопрос о которой с предельной отчетливостью сформулирован в библейской книге Иова: «Когда умрет человек, то будет ли он опять жить?» (Книга Иова: 14:14). Современные богословы признают, что это учение игнорирует «серьезность смерти, которая означает конец всему, что мы есть» (Основы религиоведения. – С. 304). Средневековое христианское учение о смерти и загробной жизни они находят несовместимым с современным пониманием смерти как естественного конца жизни. Традиционное учение заменяется концепцией перехода целостного человека в запредельное состояние, которое для посюстороннего представляется уничтожением и небытием. В то же время некоторые христианские теологи готовы принять восточные учения о перевоплощениях душ. Большое распространение получают спиритические учения о загробных мирах и возможностях контакта живых людей с душами умерших.

2. 2. Психологические типы религиозных людей.

Человек становится сторонником той или иной религии не от рождения, а в силу определенного рода причин. Среди последних, обычно, выделяют, во-первых, факторы, которые с точки зрения данной личности делают ее веру необходимой, и, во-вторых – мотивы посещения церкви, молитвенного дома. Между ними, несомненно, существует тесная связь, но они не тождественны. При этом необходимо учитывать, что далеко не всякий религиозный человек осознает эти мотивы и может их выразить. Нередки случаи самообмана, когда верующий в силу ряда обстоятельств не видит и не хочет видеть реальных причин, обусловивших его приход к религии, объясняет его, исходя из ложных предпосылок, источником которых является религиозное вероучение.

В то же время среди современных верующих становится все больше тех, кто пытается доказать необходимость и благотворность религиозной веры причинами, лежащими вне религии. Как показали исследования. Проводившиеся в США и других странах на основании высказываний верующих, основными мотивами их религиозности были: «Религия может дать ответы на все вопросы», «Религия удовлетворяет запросы ума», «Религия обещает спасение души», «Религия – путь к нравственному совершенству» и др. (Москалец В.П. Религиозный культ: особенности функционирования и пути преодоления. – Киев, 1987. – С. 65; Угринович Д.М. Психология религии. – С. 270-271).

Из приведенных высказываний видно, что среди предпосылок религиозности, которые осознаются верующими, доминируют внешние для религии побуждения и потребности (нравственные и познавательные потребности, потребность в утешении и т.п.). Это указывает на то, что верования все большей части религиозного населения в различных странах становится в определенной степени формальными. В пользу такого утверждения свидетельствует и то обстоятельство, что среди мотивов посещения церкви значительное, хотя и не преобладающее место занимают нерелигиозные мотивы («так принято», «потому что многие ходят» и т.п.)

Основные устремления верующих связаны не с решением реальных вопросов или проблем, не с улучшением и изменением объективных условий жизни, а с ориентацией на сверхъестественное, которое является иллюзорным, вымышленным, созданным их воображением. Устремления верующих направлены, прежде всего, на главные ценности, проповедуемые вероучением, - Бога, спасение в загробной жизни и т.п. Многие баптисты считают, например, целью своей жизни получение будущего спасения. Земная жизнь, по их мнению, не имеет самостоятельной ценности, а является лишь преддверием подлинной потусторонней жизни. Типичным для баптистов является следующее высказывание: «Смысл земной – это предисловие, а там – вечная жизнь, там содержание всей жизни». Все это оказывает влияние не только на сознание верующих, но и на их поведение в обществе, социальной группе.

Ориентация на религиозные ценности препятствуют социальной активности верующих, переключает их энергию, мысли, чувства, стремления в особое русло, создавая иллюзорную форму социальной активности – участие в религиозных обрядах и в действительности религиозных организаций и общин. Представляет интерес исследование, проведенной американскими социальными психологами. Они попытались выявить связь между системой ценностных ориентаций религиозных людей в США и их социальным поведением. Результаты исследования показали, что у людей, в сознании которых важное место занимают «потусторонние» ценности (например, «спасение после смерти» и т.п.), преобладают консервативные социальные убеждения, с той или иной степенью последовательности реализующихся в их поведении. Те же из верующих, у которых доминируют «земные» ценности («свобода», «счастье», «ревность» и т.п.), отличаются, как правило, оппозиционной настроенностью к существующему обществу, многие активно участвуют в движении за социальные права и т.п. (Угринович Д.М. Введение в религиоведение. – М., 1985. – С. 245).

Как соотносятся ценностные ориентации верующих с их реальной жизнь.? Следует в этом смысле отметить, что для многих верующих мотивы их деятельности, направленной на благие дела, воспринимались ими как «предначертания» Бога. И как норма поведения была активная деятельность по воплощению этих «предначертаний». Можно выделить несколько стадий, которые проходит человек в развитии своей религиозности:

- Начальная стадия характеризуется слабо осмысленным стремлением к поиску защиты от трудностей жизни в потустороннем мире.

- на второй стадии у человека начинает проявляться интерес к сущности божественного.

- На третьей стадии человек испытывает серьезную потребность в поддержке религиозного авторитета, у него формируется приоритетное предпочтение «преимуществ» загробной жизни.

- На четвертой стадии верующие уже обладают способностью управлять своими религиозными чувствами и переживаниями.

- на пятой стадии у верующего преобладают устойчивые религиозные ценностные ориентации, формируется способность к правильному восприятию представлений о других религиозных традициях (Вах И.Г. Социология религии. – М., 1989. – Ч.1. – С. 197-198.).

Изучение религиозной психики верующих должно опираться на некоторые методологические принципы социально-психологического исследования религиозности и атеистичности. К ним можно отнести (Писманик М.Г. Личность и религия. – М., 1976. – С. 79-90):

1. Необходимость единого логического основания для вычленения всех групп типологии (глубоковерующие, верующие, колеблющиеся, индифферентные, пассивные атеисты, активные атеисты). Таким основанием является отношение личности к религии и атеизму, точнее, степень религиозной веры или, соответственно, атеистической убежденности.

2. реализацию этого основания в двух видах признаков, относящихся: а) к сфере сознания индивида; б) к сфере его поведения.

3. набор субъективных и объективных признаков для отнесения тех или иных индивидов к определенной мировоззренческой группе, специфичной для каждой из этих групп.

На основании данных методологических и методических принципов российскими исследователями в области религиозной психологии разработана примерная типология мировоззренческих групп людей (на основании их отношения к религии и атеизму), которая может использоваться теми, кто этой проблемой интересуется.

Типология:

· Глубоковерующие.

Общая характеристика сознания: наличие глубокой религиозной веры.

Эмпирические признаки: а) вера в основные религиозные догматы и мифы; б) осознание себя членом определенной религиозной общности (конфессии); в) позитивное отношение к новым религиозным ценностям и нормам;

г) негативное отношение к атеизму, его ценностям и нормам.

Общая характеристика поведения: вера в основном реализуется в поведении.

Эмпирические признаки: а) регулярное отправление религиозных обрядов, праздников;

б) регулярное выполнение ритуальных предписаний религии в домашней обстановке;

в) участие в деятельности религиозных организаций;

г) воспитание детей в религиозном духе.

· Верующие.

Общая характеристика сознания: наличие религиозной веры.

Эмпирические признаки: а) вера в самые существенные религиозные догмы и мифы (вера в Бога); б) как правило, осознание себя членом определенной конфессии; в) позитивное отношение к некоторым религиозным ценностям и нормам; г) негативное или безразличное отношение к атеизму, его ценностям и нормам.

Общая характеристика поведения: вера слабо реализуется в поведении.

Эмпирические признаки: а) нерегулярное отправление религиозных обрядов и праздников; б) частичное выполнение ритуальных предписаний религии в домашней обстановке; в) возможно эпизодическое участие в деятельности религиозных организаций; г) слабое религиозное влияние на детей или полный отказ от религиозного воспитания.

· Колеблющиеся.

Общая характеристика сознания: наличие колебаний между верой и неверием.

Эмпирические признаки: а) сомнения в правильности основных религиозных догматов; б) колебания в отношении к религиозным и атеистическим ценностям и нормам; в) возможна частичная религиозная идентификация (относят себя к последователям той или иной религии).

Общая характеристика поведения: возможны отдельные элементы религиозного поведения.

Эмпирические признаки: а) возможно нерегулярное отправление наиболее важных религиозных праздников и обрядов; б) возможны отдельные элементы ритуального поведения в домашних условиях; в) неучастие в деятельности религиозных организаций; г) отсутствие религиозного воспитания детей.

· Индифферентные к религии люди.

Общая характеристика сознания: религиозная вера отсутствует, но нет и атеистических убеждений.

Эмпирические признаки: а) не верят в религиозные догматы мифы; б) безразлично относятся как к религиозным, так и к атеистическим нормам и ценностям; в) не считают, что религия приносит вред обществу; г) не считают атеистическое воспитание необходимым.

Общая характеристика поведения: религиозное поведение отсутствует, хотя не исключены отдельные его проявления.

Эмпирические признаки: а) религиозное поведение полностью отсутствует, однако атеистические убеждения слабо реализуются в поведении; б) ритуальное поведение дома отсутствует; в) в атеистическом воспитании участия не принимают; г) в мировоззренческом воспитании детей нет четкой линии.

· Пассивны атеисты.

Общая характеристика сознания: атеистические убеждения имеются, но не всегда являются глубокими и осознанными.

Эмпирические признаки: а) не верят в религиозные догмы и мифы; б) негативно относятся к религиозным ценностям и нормам; в) считают, что религия приносит вред обществу.

Общая характеристика поведения: религиозное поведение полностью отсутствует, однако атеистические убеждения слабо реализуются в поведении.

Эмпирические признаки: а) не участвуют в религиозных праздниках и обрядах; б) ритуальное поведение дома отсутствует; в) детей стараются воспитать в духе атеизма, но не всегда умеют это сделать.

· Активные атеисты.

Общая характеристика сознания: наличие глубоких атеистических убеждений.

Эмпирические признаки: а) не верят в религиозные догмы и мифы; б) негативно относятся к религиозным нормам и ценностям; в) позитивно относятся к атеистическим ценностям и нормам; г) считают, что религия приносит вред обществу; д) считают себя готовыми к проведению атеистического воспитания.

Общая характеристика поведения: атеистические убеждения реализуются в поведении.

Эмпирические признаки: а) не участвуют в религиозных праздниках и обрядах; б) не допускают элементов религиозного поведения дома; в)активно участвуют в атеистическом воспитании в тех или иных формах.

Как будет тщательно проанализировано в последующем, религиозные, верующие люди в своих мыслях, действиях, поступках и поведении опираются на определенные образцы для подражания, предлагаемые религией. Эти образцы для подражания не выдуманные личности. Они носители религиозного опыта, отличаются своеобразным отношением к самой религии и ее ценностям. По этой причине, можно выделить устойчивые, отличающиеся друг от друга психологические типы религиозных личностей, сложившиеся в ходе развития религиозной практики, на которые ориентируются рядовые верующий (Самыгин С.И., Нечупоренко В. Н., Пологнская И.Н. Религиоведение: социология и психология религии. – Ростов н/Д, 1996, - С. 140-145.):

1. Мистик – тип верующего, стремящегося отвлечься от окружающего мира и его влияния, чаще всего индивидуалист-одиночка, избегающий общения с людьми, чтобы не нарушить своей внутренней сосредоточенности на созерцании сверхъестественного.

2. Пророк – личность, имеющая нерегулярный, но очень интенсивный религиозный опыт. Пророк, в отличие от мистика, все время с людьми. Он чувствует себя признанным глашатаем религиозных истин пред членами общины и всем человечеством, рассматривая свой опыт как послание от Бога, позволяющее оценивать прошлое и предвидеть будущее. Пример – библейские пророки.

3. Священнослужитель – посредник между человеком и божеством. Его основная функция состоит в том, чтобы правильно выстраивать порядок богослужения по религиозным канонам. В отличии от пророка, чей религиозный опыт обычно бывает спонтанным, священнослужитель приобретает свой авторитет в религиозной организации благодаря специальному образованию и подготовке, выступая как профессиональный хранитель религиозных традиций. Он выполняет обязанности духовного наставника и советчика верующих, а также обязанности церковного администратора.

4. Реформатор – личность, находящаяся в рамках той или иной религиозной традиции, стремящаяся преобразовать эту традицию в соответствии с собственным религиозным опытом. Преобразования могут иметь характер моральных, интеллектуальных, церковно-административных изменений – в зависимости от психологии реформатора и требований времени. Для всех реформаторов общим является убеждение в том, что наиболее важные и ценные черты представляемой ими традиции искажены или утрачены, ни их можно восстановить при условии очищения религии от посторонних наслоений. Реформатор – активная личность, способная к решительным действиям, он деятельно участвует в практическом осуществлении реформ. Примеры – Лютер, патриарх Никон, Савонарола.

5. Монах – член религиозного ордена, удалившийся от светской жизни в особое уединенное или уже освященное религией место, поскольку там больше, чем в миру, возможностей вести традиционно-религиозный образ жизни и придерживаться высокий моральных и обрядовых требований. Существуют различные монашеские ордена, порядок членства и требования в которых различны. Это различие обусловлено многообразием типов религиозного опыта и типов психики людей. Уставы орденов и монастырей ориентированы на различные аспекты религиозного опыта. Так, существуют ордена, где во главу угла поставлены аскетизм и жесткая самодисциплина. В других главной задачей является изучение и дальнейшее развитие теологии. Некоторые ордена функционируют как миссионерские, пропагандируя религию в ближних и дальних странах, занимаясь благотворительностью, уходом за больными и т.д. Пример – мать Мария.

6. Монах-отшельник – человек, для которого проживание в диких, безлюдных местах с суровой природой, чтобы добиться очищения души и интенсивного религиозного опыта. Стадию отшельничества различной продолжительности проходили также и многие представители других типов, например Иоанн Креститель, Серафим Саровский и т.д.

7. Святой – личность, воплощающая в глазах религиозной общности идеал совершенства в той или иной форме. Это может быть мученик, доказывающий совершенство своей веры страданием и гибелью; чудотворец, обладающий особыми способностями в плане религиозного опыта, исцеляющий больных и предсказывающий будущее; праведник, достигший особой моральной и духовной высоты благодаря безупречной жизни. Статус святого обладает высокой социальной значимостью, так как формальный институт канонизации позволяет церкви официально объявить святыми людей, весьма косвенно связанных с религиозным опытом, но оказавших серьезные услуги государству и культуре. Например, среди святых русской православной церкви можно встретить и Сергия Радонежского, и княгиню Ольгу, и Феофана Затворника, и Дмитрия Донского.

8. Теолог – тип интеллектуала-теоретика, задача которого состоит в том, чтобы выразить верования данной религиозной общности в концептуально-рациональной форме. Содержание своей мыслительной деятельности он черпает в материале традиций, преломляя его сквозь призму собственного религиозного опыта, осмысливая с точки зрения запросов времени. Теолог – это, прежде всего, интерпретатор религиозного опыта. Примеры - Фома Аквинский, В. Лосский.

9. Основоположник религии – фигура, по своему масштабу намного превосходящая все остальные типы религиозных личностей. Его религиозный опыт настолько уникален и интенсивен, что становится основой новой религии. авторитет основоположника религии сохраняется в течение многих веков. Как правило, основоположник окружает себя группой учеников и ближайших последователей, которые затем распространяют его религиозный опыт. Возникновение новых религий есть результат воздействия этих незаурядных личностей и их опыта на ближайшее и дальнейшее окружение. Примеры – Христос, Будда, Магомет.

Психологи установили, что многообразные формы социального поведения человека основаны на наблюдении над другими индивидами его сообщества, которые служат моделью для подражания. Стремление к подражанию связано со многими факторами. Например, люди охотнее подражают главным образом каким-то знаменитостям или тем, перед кем они преклоняются, кто вызывает у них чувство почтения и благоговения. Психологические типы религиозных личностей как раз и выступают моделью для подражания верующих.

В исламе уникальной моделью является Мухаммед, завершающий собой цепь откровений, образец космического и человеческого совершенства, которому все стремятся подражать, но с которым никто не может сравниться. Подражание пророку пропитывает всю религиозную жизнь мусульманина от вершин метафизической теории до мелочей быта – одежды, пищи, молитвы и духовной тренировки. Главные требования имитации модели – не только отсутствие собственности, но и отсутствие желания ее иметь.

Буддизм сосредоточен в личности Будды, как христианство – в Христе. Жизнь Будды олицетворяет модель перехода из состояния сансары в состояние нирваны и является идеалом всех буддистов, желающих достичь просветления. Особенно ярко выражено подражание Будде в образе жизни монахов, пытающихся добиться нирваны: отказ от собственности и всех прочих благ; отказ от семейных привязанностей и крова; половое воздержание и подавление других страстей; обязательная бедность, нищенство и бездомность и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: