§2. Объединение и централизация Московской Руси: факторы и аспекты.
Социально-экономический строй Московской Руси.
Окончательно термин «вотчина» в смысле крупного, привилегированного землевладения, утверждается с 16 в.. Ранее в источниках часто упоминается крестьянская вотчина – расположенные в разных местах угодья, которые хозяйственно используются и подлежат налогообложению.
Л.В.Черепнин предложил оригинальный взгляд на вотчину и поместье как на два варианта одного явления - расчлененной формы феодальной собственности. Для феодальной раздробленности была типична иерархия, основанная на наличии привилегированных вотчин-сеньорий в отдельных княжествах. Поместная же система отражает новый вид иерархической структуры земельной собственности, соответствующий централизованному государству.
Волость на Руси – это сообщество людей, а не земля. Все члены волости – совладельцы, «государи», которые могли распоряжаться своим наделом: продавать, закладывать, дарить и т.п. Но: волеизъявление государя всегда было ограничено обычным правом, определяющим права семьи, рода, общины, что признавалось государством.
|
|
Объединение или централизация?
Весь XV в. прошёл под знаком объединения русских земель вокруг Москвы. Особенно отчётливые черты приобрел этот процесс во 2-й половине столетия.
В 1462 г. на московский престол взошел сын Василия Иван III. По завещанию отца он получил больше половины территории страны.
Освобождение от татаро-монгольского ига в 1480 г. открывало возможности для собирания всего наследия Киевской Руси. Иван Ш выдает дочь за литовского князя, но настойчиво продвигается на запад, присоединяя земли княжеств, входивших некогда в состав Руси и постоянно напоминая о своих правах наследника. В результате войны 1500 -1503 гг. под власть Москвы перешла фактически вся Левобережная Украина.
Л.В. Черепнин считал, что процессы объединения и централизации – это фактически одно и то же.
Другой взгляд на эти процессы у петербуржцев. С середины XV в., по их мнению, начинается последний, успешно завершившийся этап территориальных присоединений наиболее крупных и сильных прежде самостоятельных земель.
Для последних десятилетий XV в. можно говорить в целом о «реформе местного управления.
Борьба идей на пути к Третьему Риму.
Вторая половина XV в. знаменательна в русской истории не только окончательным освобождением от монголо-татарского ига. Именно тогда в основном завершилось объединение русских земель вокруг Москвы. Северо-Восточная Русь стала единым государством. Но и государство, и общество этой Руси были иными, чем в домонгольские времена.
Под влиянием ига принципиально изменились отношения княжеской власти и «земли» - народа. Менялась и православная идеология, и вектор развития русской церкви.
После многолетней смуты, при Иване III формировалась новая система управления государством, в которой великий князь видел себя собирателем земель и самодержцем. Создание единого государства требовало расширения круга служилых людей – дворян, которых нужно было обеспечивать землёй и крестьянами. Но немалая часть обрабатываемых земель находилась во владении монастырей.
|
|
Церковь, превратившаяся в XIV – первой половине XV в. в могущественную силу, вступила в противоречие с государственной властью. Вмешательство монарха в церковные дела усилилось. Впервые великий князь позволил себе спор с митрополитом по вопросу обрядового характера – «по солнцу» совершать крестный ход или против солнца. В 1495 г. посвящение нового митрополита, Симона.
Таким образом, Русская церковь 2-й половины XV в. столкнулась с двумя вполне материальными проблемами. Во-первых, это ещё не озвученная властью тема монастырских земель и тесной связи обителей с удельными князьями. Во-вторых – вопрос о монашеском идеале и путях его воплощения.
Эти проблемы стали причиной богословского спора «нестяжателей» и «иосифлян». В деятельности основателя нестяжательства, Нила Сорского (ок. 1433 - 1508), и Иосифа Волоцкого (ок. 1439 – 1515). Так, идеи Нила Сорского будут постоянно использоваться и в середине XVI века, и в годы Смуты. В свою очередь иосифлянство в XVII в. станет основной линией во всей русской церкви.
В начале XVI в. объединение русских земель уже было делом свершённым. Экономические связи между землями в составе Московии были ещё крайне слабы. Удельные князья в тайне надеялись обрести независимость, но подчинялись центру в силу практической необходимости – независимость неизбежно бы обернулась порабощением врагами-иноверцами. Духовная власть и политическая сыграли равные роли в объединении Руси, и теперь, когда оно состоялось, им предстояло выяснить и осмыслить своё место в новом государстве. Так в Московской Руси стал актуальным вопрос, многие столетия назад тревоживший иерархов восточной и западной церкви.
В конце XV – 1-й половине XVI вв. формировалась и знаменитая концепция «Москва – Третий Рим», генетически связанная с иосифлянством. Её автором считается игумен Псковского монастыря Филофей (ок. 1465 - 1542). Он перенёс на русскую почву византийскую идею «странствующего царства», объявив Русь единственной наследницей миссии Византии и хранительницей православных святынь.