Л. С. Выготский (1984), С. Л. Рубинштейн (1989) и др. представляют самосознание как более высокий уровень психической жизни, чем предметное сознание. Следовательно, в процессе развития личности самосознание возникает значительно позднее, чем предметное сознание. Л. С. Выготский писал: «Первое, что возникает в сознании младенца, может быть названо ближе и точнее всего, как … «пра-мы» (1984). Это первоначальное сознание психической общности, которое предшествует возникновению сознания собственной личности, то есть, сознания дифференцированного и выделенного «Я».
К трем годам у ребенка формируется представление о себе, что выражается в переходе от называния себя по имени к использованию местоимений «мой», «Я» и т. д.
В течение первых двух лет жизни дети совершают гигантский скачок в самопознании. Согласно результатам исследований М. Льюис и Дж. Брукс-Ганн (M. Lewis, J. Brooks-Gunn, 1979), развитие самопознания у детей проходит ряд стадий:
• Первый этап жизни – от рождения до 3 месяцев. У ребенка наблюдается появление интереса к внешним социальным объектам. Развито чисто эмоциональное различение себя от другого.
|
|
• Второй этап – от 3 до 8 месяцев. Закрепляется дифференциация «Я – другой», и ребенок начинает в отдельных ситуациях узнавать себя.
• Третий этап – от восьми до 12 месяцев. Младенец начинает дифференцировать свои отдельные внешние свойства. Данное различение возможно благодаря постоянству черт, по которым воспринимается «самость».
• Четвертый этап – от года до 2 лет. Формируются базовые категории, в которых воспринимается «самость», возраст, пол. «Я» как источник активности консолидируется, и, как следствие, собственные черты начинают узнаваться систематически, в разных ситуациях.
В раннем возрасте ребенок открывает себя как отдельную персону. Осознание себя как отдельного субъекта, как уникального «Я» происходит через:
• телесные чувствования,
• «образ» тела,
• визуальный образ своего отражения в зеркале,
• переживание своего волеизъявления и способность выделять себя как источник своих воли, эмоций и воображения.
Предпосылки формирования образа «Я» (Р. Заззо, 1967):
• первая – отделение своего тела от предметов окружающей действительности (конец первого года);
• вторая – отделение собственных действий от своего тела (второй год жизни).
Ступени генезиса самосознания (Б. Г. Ананьев, 1948):
• дифференциация человека и вещи,
• отделение себя от своих действий,
• употребление собственного имени,
• переход к местоимению первого лица.
Одним из ключевых моментов раннего генезиса самосознания он считал процесс общения ребенка со взрослым и их совместные действия.
|
|
Этапы становления самосознания (С. Л. Рубинштейн, 1989):
1 этап – овладение ребенком собственным телом, возникновение произвольных движений;
2 этап – период начала ходьбы, самостоятельного передвижения. Ребенок становится реально относительно самостоятельным субъектом, то есть, он реально выделяется из окружающего мира. Именно с осознанием этого, считает С. Л. Рубинштейн, «и связано зарождение самосознания личности, первое представление ее о своем «Я».
Развитие самосознания происходит в следующем направлении (А. Валлон, 1967):
• ребенок познает окружающую действительность (в частности, других людей);
• затем постепенно начинает выделять себя, как некое постоянное существо;
• в возрасте 3 лет у ребенка появляются определенные представления о самом себе, появляется самооценка.
Д. В. Ольшанский (1986) выделяет следующие этапы становления самосознания:
Первая стадия – нулевая стадия развития «Я» – (0 – 2 мес. – 3 мес.). В конце данной стадии ребенок уже различает внутренние и внешние ощущения.
Вторая стадия – с 2 – 3 месяцев до года. Происходит отделение «Я» от мира. Начинают функционировать первые элементы «Я». На основе физических ощущений появляется ощущение независимости и отдельности «Я».
Третья стадия – эмоционально-действенная стадия развития «Я» – от 8 – 9 месяцев. Самостоятельное «Я» ребенка осваивает окружающую действительность.
Четвертая стадия – речевая стадия развития «Я» – к этому времени ребенок овладел собственным телом, возникли произвольные движения, он самостоятельно передвигается в пространстве, появились первейшие элементы самообслуживания.
Американские психологи П. Массен, Дж. Конджер, Дж. Каган, А. Хьюстон (1987) выделяют в раннем возрасте целый ряд форм поведения, свидетельствующий о формировании самосознания. К ним относятся такие компоненты, как влияние на поведение других людей, развитие и проявление чувства собственности, способность понимания эмоционального состояния других – чувство эмпатии, половая идентификация.
В исследовании И. И. Раку (1992), посвященному изучению становления генетически исходных форм самосознания в раннем возрасте, рассматривается вопрос возникновения и развития образа самого себя. Данные исследования показали, что уже к концу второго года жизни можно констатировать сформированность основных структурных компонентов образа себя, причем на протяжении раннего возраста развивается преимущественно когнитивная часть образа. Под влиянием нарастающего индивидуального опыта расширяются знания ребенка о себе, интенсивно формируется периферия образа.
И. И. Раку выделил четыре качественных этапа становления образа себя на протяжении раннего возраста:
Первый этап – 1 г. – 1 г. 6 мес. Наблюдается изначальное становление образа себя. Образ себя еще недостаточно сформирован, аморфен, не все компоненты до конца оформлены, в структуре образа себя преобладает аффективный компонент, а знания о себе слабо представлены. Начинает формироваться периферическая структура образа себя. Происходит выделение и узнавание своего физического облика, самоузнавание в зеркале и на фотографиях; на периферию образа фокусируются знания о себе как субъекте действий (50%); о себе как владельце определенных вещей; появляются знания о себе как принадлежащему к определенному полу: как о мальчике или девочке (20%); накапливаются знания о себе: «Я хороший» (20%); развивается чувство сопереживания, которое затем перерастает в чувство эмпатии (20%).
Второй этап – 1 г. 6 мес. – 2 г. Происходит более четкая дифференциация структурных образований образа себя — дети безошибочно узнают себя в зеркале и на фотографии (90%); развиваются знания о себе как о мальчике или девочке (половая идентификация (80%); чувство эмпатии (70%); появляется чувство собственности: «Это мои игрушки» (100%). Таким образом, на этом этапе происходит консолидация знаний ребенка о себе.
|
|
Третий этап – 2 г. – 2 г. 6 мес. Констатируется сформированность всех образований в структуре образа себя, позволяющих сделать вывод о том, что в этом возрасте складываются исходные предпосылки самосознания в онтогенезе.
Четвертый этап – 2 г. 6 мес. – 3 г. На этом этапе резко возрастает роль индивидуального опыта ребенка в формировании образа себя. В рамках практической деятельности дети получают и расширяют знания о своих возможностях в области овладения специфическими действиями с предметами, навыками самообслуживания и т. п. Происходят не только количественные, но и качественные изменения целостного образа себя, что обостряет чувствительность ребенка к успеху и неуспеху своих действий, сопровождается зарождением аффективных форм поведения.
Таким образом, в период раннего детства происходит развитие первичных форм самосознания через осознание себя как отдельного субъкта, как уникального «Я».