Кризис 3 лет

Кризис 3 лет выражается в разрушении, пересмотре старой системы социальных отношений, кризисе выделения своего «Я». Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения. Кризис 3 лет традиционно связывают с «с емизвездьем симптомов», проявляющихся в отношениях со взрослыми (табл. 39).

Таблица 39

«Семизвездье симптомов» периода кризиса трех лет

Один из наиболее важных моментов развития ребенка раннего возраста состоит в том, что он начинает осознавать себя как отдельного человека, не изменяющегося при изменении ситуации, имеющего свои особые желания, которые могут совпадать, а могут и не совпадать с желаниями взрослых.

К трем годам появляются:

личностные действия и сознание «Я сам» – центральное новообразование этого периода;

• возникает чисто эмоциональная завышенная самооценка;

• поведение начинает мотивироваться не только содержанием ситуации, в которую погружен ребенок, но и отношениями с другими людьми;

• хотя его поведение остается импульсивным, появляются поступки, связанные не с непосредственными сиюминутными желаниями, а с проявлением «Я» ребенка.

Выводы

1. Новообразования, которые возникают к концу первого года жизни, с необходимостью вызывают построение новой социальной ситуации развития – совместной деятельности со взрослым человеком. Содержание этой совместной деятельности – усвоение общественно выработанных способов употребления предметов, которые ребенку открылись и затем стали его миром.

2. Общение в этом возрасте становится формой организации и средством осуществления предметной деятельности.

3. В рамках развития «субъект – субъект – объектного» взаимодействия развиваются первичные формы самосознания ребенка.

4. Центральным понятием раннего детства является понятие «знака», который определяется как какой-то предмет или слово, с помощью чего происходит отсылание к другому предмету. Понятие замещения в смысле отождествления одного объекта с другим, лежит в основе возникновения индивидуального сознания. Само замещение бывает двух видов: субъектное (по схеме «Я – ты») и предметное (предмет – предмет). В раннем возрасте оба вида замещения рядоположены. При этом Я-замещения надстраиваются над предметными замещениями и создают ролевую позицию, которая позволяет осуществить возможность перехода от замещающих функциональных действий в раннем возрасте к дошкольному, когда появляется децентрация.

• Именно с этого возраста начинается самосознание, еще не являющееся сознанием, но уже являющееся памятью. Это подтверждается формами замещающих действий, возникающих во второй половине раннего возраста. С одной стороны, ребенок переносит свое «Я» на окружающие объекты, тем самым, идентифицируясь с ними и через идентификацию познавая их. С другой, отождествляя объекты окружающей среды с собой, формирует свое социальное «Я». Таким образом, ребенок, уже владеющий речью, становится личностью.

6. В раннем возрасте ребенок открывает себя как отдельную персону. Осознание себя как отдельного субъекта, как уникального «Я» происходит через: телесные чувствования, «образ» тела, визуальный образ своего отражения в зеркале, через переживание своего волеизъявления и свою способность выделять себя как источник своих воли, эмоций и воображения.

7. К трем годам появляются личностные действия и сознание «Я сам» – центральное новообразование этого периода.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: