Пояснительная записка. Курс «Новейшая история стран Европы и Северной Америки 1945 – 2007» (ч

Курс «Новейшая история стран Европы и Северной Америки 1945 – 2007» (ч. 2) является составной частью учебной программы студентов До и ОЗО факультета истории и международных отношений. Рабочая программа составлена с учётом современных концептуальных подходов к всемирному историческому процессу. Рабочая курса программа соответствует Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования направления 030401 «История».

Предметом изучения курса является новейшая история стран Европы и Северной Америки с 1945 г. до настоящего времени. Актуальность дисциплины определяется, прежде всего, тем, что новейшая история – это последний раздел всеобщей истории, в ходе преподавания которого студенты завершают изучение истории тех стран, которые внесли наибольший вклад в формирование современной западной цивилизации. Данный курс завершает изучение студентами курса истории Запада и способствует целостному восприятию всемирного исторического процесса.

Целью дисциплины является понимание студентами на основе анализа источников и специальной научной литературы сущности исторического развития стран Европы и Северной Америки во второй половине ХХ – начале ХХI.

Главными задачами курса являются:

– Формирование у студентов целостной системы знаний по истории стран Европы и Америки от окончания второй мировой войны до начала XXI века.

– Понимание студентами основных закономерностей и особенностей исторического развития изучаемых стран.

В ходе знакомства с лекционным курсом и самостоятельной работы студенты в итоге должны обладать следующими знаниями:

– политической и экономической истории изучаемых стран;

– партийной и государственной структуры (высшие законодательные и исполнительные органы, принципы их формирования, система выборов);

– знать главных политических деятелей;

– основы функционирования рыночной экономики и ступеней экономического роста (концепций «социального государства» или общества «всеобщего благоденствия», индустриального и постиндустриального общества, неолиберализм и неоконсерватизм, глобализация и др.);

– понимать сущность изменений социальной структуры западного общества (теория «среднего класса» или общества «2/3» и др.);

– принципы функционирования открытого гражданского общества (политический и идеологический плюрализм, специфика качания «политического маятника», возрастание роли средств массовой информации и др.);

– основные этапы и проблемы, главные события международной жизни, системы международных отношений второй половины ХХ – начала ХХI веков.

– историю современной западной культуры.

Студенты должны приобрести навыки и уметь:

– анализировать парламентские, партийные, государственные и дипломатические документы;

– выявлять общее и особенное в развитии изучаемых стран;

– видеть достоинства и недостатки в их социально-экономической и политической жизни;

– работать со специальными историческими и политическими картами.

Структура курса:

Курс состоит из трёх разделов. Первый раздел посвящён общей характеристике основных тенденций развития стран Европы и Северной Америки, второй – эволюции международных отношений после завершения Второй мировой войны и до настоящего времени, третий – анализу истории отдельных стран Европы и Северной Америки.

Формы организации учебного процесса. В ходе преподавания курса предполагается использование различных форм обучения: лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа студентов. Самостоятельная работа студентов предусматривает написание контрольной работы для студентов ДО и курсовой работы для студентов ОЗО.

Виды контроля знаний студентов включают учет посещаемости лекций, контрольные точки, промежуточные срезы, контрольные работы, итоговое тестирование по материалам лекций, зачет, экзамен.

Критерии оценки учитывают результаты посещаемости лекций, прохождения контрольных точек, итоги тестирования. Это позволяет создать объективную картину освоения студентами дисциплины и учитывается на зачете. Студенты, посещавшие все лекции, сдают зачет в тестовой форме по лекционным материалам. Студенты не полностью освоившие лекционные материалы -сдают зачет по вопросам, включающим не только проблемы освященные на лекциях, но и целый ряд тем, которые такие студенты осваивают самостоятельно. Критерии оценки включают четкий и развернутый ответ студента на полученные вопросы, свидетельствующие о знании студентом фактического материала и понимание исторических процессов. Если вопросы раскрыты студентом полностью, то он получает «зачет» по курсу. За незнание полученных вопросов и отсутствие ответов на дополнительные вопросы студент не получает «зачет» по предмету. Критерии экзаменационной оценки наряду с результатами предшествующих форм контроля включают четкий и развернутый ответ студента на вопросы экзаменационного билета. Если вопросы, обозначенные в экзаменационном билете, полностью раскрыты в ответе студента, то он получает оценку «отлично». В случае если студент лишь частично знает экзаменационные вопросы, но при этом отвечает на дополнительные вопросы по всему курсу, получает оценку «хорошо». При слабом знании экзаменационных вопросов и неполных ответах на дополнительные вопросы оценку «удовлетворительно». За незнание экзаменационных вопросов - оценку «неудовлетворительно».


2. Тематический план

Название и содержание разделов, тем, модулей Объем часов Формы контроля  
Общий Аудиторная работа Самостоятельная работа  
Лекции Практические (или семинарские) Лабораторные  
                 
Дневная форма обучения  
  Вводная. Характерные черты политического и социально-экономического развития стран Европы и Северной Америки во второй половине ХХ – начала ХХI века.              
  Международные отношения в 1945- 2006 гг.              
  США в 1945 – 1950-х годах. Формирование социального государства.              
  США в 1960 – середине 1970-х годах. Основные проблемы внутренней и внешней политики.              
  США в середине 1970-х – начале ХХI века. Неоконсерватизм и политика «третьего пути».              
  Германия после Второй мировой войны в 1945 – 1949 гг.: оккупация и раскол              
  ФРГ в 1949 – 1969 гг. Основные проблемы внутренней и внешней политики              
  ФРГ в эпоху социал-либеральной коалиции в 1969 – 1982 гг.              
  ФРГ в последней четверти ХХ – начале ХХI веков. Объединение Германии и его последствия.              
  Франция в 1944-1946 гг., «Временный режим».              
  Четвертая республика во Франции 1946 – 1958 гг. Основные проблемы внутренней и внешней политики.              
  Ш. де Голль и основание Пятой республики во Франции 1958 – 1969 гг.              
  Пятая республика в 1969 – 1981 гг.: постголлизм.              
  Франция в 1980-х – начале ХХI века: между социализмом и голлизмом.              
  Великобритания после Второй мировой войны. Третье лейбористское правительство и формирование основ социального государства в 1945 – 1950 гг.              
  Колебание политического маятника в Великобритании в 1950-х – 1970-х годах. Внутренняя и внешняя политика консерваторов и лейбористов.              
  Неоконсервативная революция М. Тэтчер в 1980-х годах. Великобритания на современном этапе.              
  Послевоенное положение в Италии во второй половине 1940-х годов: переход от тоталитаризма к демократии.              
  Италия в 1950-х – 1960-х годах.              
  Италия в 1970-1980 гг. «Стратегия напряженности».              
  .Италия в 1990-х годах – начале ХХI века. Кризис Первой республики.              
  Эволюция франкистского режима и консервативная модернизация Испании во второй половине 1940-х – первой половине 1970-х годах.              
  Испания в эпоху демократии 1975 – начале ХХI века.              
                 
Заочная форма обучения        
  Вводная. Характерные черты политического и социально-экономического развития стран Европы и Северной Америки во второй половине ХХ – начала ХХI века.              
  Международные отношения в 1945- 2006 гг.              
  США в 1945 – 1950-х годах. Формирование социального государства.              
  США в 1960 – середине 1970-х годах. Основные проблемы внутренней и внешней политики.              
  США в середине 1970-х – начале ХХI века. Неоконсерватизм и политика «третьего пути».              
  Германия после Второй мировой войны в 1945 – 1949 гг.: оккупация и раскол              
  ФРГ в 1949 – 1969 гг. Основные проблемы внутренней и внешней политики              
  ФРГ в эпоху социал-либеральной коалиции в 1969 – 1982 гг.              
  ФРГ в последней четверти ХХ – начале ХХI веков. Объединение Германии и его последствия.              
  Франция в 1944-1946 гг., «Временный режим».              
  Четвертая республика во Франции 1946 – 1958 гг. Основные проблемы внутренней и внешней политики.              
  Ш. де Голль и основание Пятой республики во Франции 1958 – 1969 гг.              
  Пятая республика в 1969 – 1981 гг.: постголлизм.              
  Франция в 1980-х – начале ХХI века: между социализмом и голлизмом.              
  Великобритания после Второй мировой войны. Третье лейбористское правительство и формирование основ социального государства в 1945 – 1950 гг.              
  Колебание политического маятника в Великобритании в 1950-х – 1970-х годах. Внутренняя и внешняя политика консерваторов и лейбористов.              
  Неоконсервативная революция М. Тэтчер в 1980-х годах. Великобритания на современном этапе.              
  Послевоенное положение в Италии во второй половине 1940-х годов: переход от тоталитаризма к демократии.              
  Италия в 1950-х – 1960-х годах.              
  Италия в 1970-1980 гг. «Стратегия напряженности».              
  .Италия в 1990-х годах – начале ХХI века. Кризис Первой республики.              
  Эволюция франкистского режима и консервативная модернизация Испании во второй половине 1940-х – первой половине 1970-х годах.              
  Испания в эпоху демократии 1975 – начале ХХI века.              
                 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: