Вопросы. 1. Чем отличается сравнение как метод от метода сравнения?

1. Чем отличается сравнение как метод от метода сравнения? Какова функция того и другого?

2 Зачем и как осуществляется сравнительно-историческое ис­следование в рамках стадиальных теорий исторического про­цесса?

3. В чем особенность сравнительного исследования в рамках тео­ретико-познавательной концепции марксизма?

4. В чем основная задача сравнительного исследования при но-мотетическом подходе? И при идиографическом?

5. Чем различаются сравнительно-социологический и сравни­тельно-исторический методы в концепции Н. И. Кареева?

6. Какие возможности для сравнительно-исторического иссле­дования открывает источниковедческая парадигма гумани­тарного знания?

_ Задания

*1. Сформулируйте и обоснуйте метод сравнительно-историчес­кого исследования.

*2. Предложите систему критериев для сравнения Руси-России с другими национально-государственными образованиями в разные периоды ее истории.

Глава 2

Компаративное источниковедение: апробация метода

О том, что мы пытаемся обнаружить в процессе сравнения в первую очередь— различия или сходства

О том, как корректно определить объект сравнительно-историчес­кого исследования

И о том, на какие размышления может навести сравнение корпуса источников России и Западной Европы в новое время

...нельзя избежать открытия

тождества, представляя себе

возможность открытия различия.

Умберто Эко

Основное положение: компаративное источниковедение — методоло­гия сравнительно-исторического исследования, базирующаяся на теоретическом осмыслении того факта, что основная классифи­кационная единица источниковедения — вид исторических ис­точников — репрезентирует объединенные единством целепола-гания определенные формы человеческой деятельности, совокуп­ность которых и составляет историю общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: