1. Чем отличается сравнение как метод от метода сравнения? Какова функция того и другого?
2 Зачем и как осуществляется сравнительно-историческое исследование в рамках стадиальных теорий исторического процесса?
3. В чем особенность сравнительного исследования в рамках теоретико-познавательной концепции марксизма?
4. В чем основная задача сравнительного исследования при но-мотетическом подходе? И при идиографическом?
5. Чем различаются сравнительно-социологический и сравнительно-исторический методы в концепции Н. И. Кареева?
6. Какие возможности для сравнительно-исторического исследования открывает источниковедческая парадигма гуманитарного знания?
_ Задания
*1. Сформулируйте и обоснуйте метод сравнительно-исторического исследования.
*2. Предложите систему критериев для сравнения Руси-России с другими национально-государственными образованиями в разные периоды ее истории.
Глава 2
Компаративное источниковедение: апробация метода
О том, что мы пытаемся обнаружить в процессе сравнения в первую очередь— различия или сходства
|
|
О том, как корректно определить объект сравнительно-исторического исследования
И о том, на какие размышления может навести сравнение корпуса источников России и Западной Европы в новое время
...нельзя избежать открытия
тождества, представляя себе
возможность открытия различия.
Умберто Эко
Основное положение: компаративное источниковедение — методология сравнительно-исторического исследования, базирующаяся на теоретическом осмыслении того факта, что основная классификационная единица источниковедения — вид исторических источников — репрезентирует объединенные единством целепола-гания определенные формы человеческой деятельности, совокупность которых и составляет историю общества.