Источники личного происхождения: сравнительное исследование

Процесс эмансипации человеческой индивидуальности и во мно­гом обусловленный им процесс становления межличностных отноше­ний породили новую сферу возникновения исторических источников. В первой главе настоящего раздела подробно рассматривалась объекти­вация процессов индивидуализации и создания вторичных социальных связей в системе исторических источников нового времени. Именно источники личного происхождения наиболее последовательно вопло­щают эти тенденции.

Источники личного происхождения — группа видов исторических источников, функцией которых является установление межличност­ной коммуникации в эволюционном и коэкзистенциальном целом и авто коммуникации, в силу чего они наиболее последовательно воп­лощают процесс самоосознания личности и становления межличност­ных отношений. К источникам личного происхождения относятся дневники, частная переписка (эпистолярные источники), мемуары-автобиографии, мемуары — «современные истории», эссеистика, ис­поведи.

Приведенное определение источников личного происхождения указывает на существенные расхождения с моделью, сложившейся в

российской историографии. И сразу же со всей определенностью под­черкнем, что выработанное нами определение, отличное от имеюще­гося, — результат компаративного исследования.

Поскольку в качестве принципиальной позиции мы заявили срав­нение видов исторических источников с видовой моделью, вырабо­танной на российском материале, воспроизведем в общих чертах эту модель так, как она описана в отечественной историографии.

/. Историографическая модель

В отечественной историографии современная модель мемуаристи­ки создана в первую очередь усилиями А. Г. Тартаковского12. Обычно выделяют два или три вида источников личного происхождения: ме­муары (которые в свою очередь делятся на дневники и воспомина­ния) и частная переписка. Или же мемуары и дневники рассматрива­ются как отдельные виды исторических источников наряду с пере­пиской. С этим связан и спор о целесообразности использования двух терминов — «мемуары» и «воспоминания» или одного — «мемуары». В качестве исторического источника разрабатывается почти исключи­тельно мемуаристика.

Интерес к мемуаристике как к виду исторических источников воз­ник еще в середине прошлого века, но в рамках позитивистской ис­ториографии мемуаристика рассматривалась преимущественно как источник фактического материала. Такой подход оказался весьма ус­тойчивым. Еще в середине 1970-х годов П. А. Зайончковский в предис­ловии к указателю «История дореволюционной России в дневниках и воспоминаниях современников» уверенно утверждал:

«...ценность мемуаров заключается в изложении фактической сто­роны описываемых событий, а не в оценке их, которая, естественно, почти всегда субъективна»13.

И только в последние два десятилетия, когда вышли три фунда­ментальные и по сути новаторские монографии Тартаковского, взгляд на мемуаристику начал трансформироваться. В монографии «1812 год и русская мемуаристика»14 Тартаковский новаторски ставит пробле­му, подчеркивая, что не собирается рассматривать традиционно от­ражение событий 1812 г. в русской мемуаристике, а сосредоточит вни-

12 См.: Тартаковский А. Г. 1812 год и русская мемуаристика: Опыт источнико­ведческого изучения. М, 1980; Он же. Русская мемуаристика XVIII — первой половины XIX в.: От рукописи к книге. М., 1991; Он же. Русская мемуаристика и историческое сознание XIX века. М., 1997.

13 История дореволюционной России в дневниках и воспоминаниях совре­менников: Аннот. указ. кн. и публ. вжурн./Науч. рук., ред. и введ. П. А. Зайончковско-го. М., 1976-1989. Т. 1-5.

14 Тартаковский А. Г, 1812 год и русская мемуаристика. М., 1980.

16 - 6867

мание на влиянии этого исторического события на мемуаротворче-ство как форму человеческой деятельности, на расширении социаль­ного состава мемуаристов. В этой работе автор определяет мемуары как

«повествования о прошлом, основанные на личном опыте и собствен­ной памяти мемуариста».

И утверждает:

«Сравнительно с другими источниками личного происхождения именно в мемуарах с наибольшей последовательностью и полнотой реали­зуется историческое самосознание личности — в этом и состоит спе­цифическая социальная функция мемуаров как вида источников».

Кроме Тартаковского существенный вклад в разработку данной проблематики внесли С. С. Минц15 и А. Е. Чекунова16.

Минц, разрабатывая проблему эволюции мемуаристики, предла­гает следующий критерий: «...отражение в мемуарах степени осозна­ния мемуаристами сущности явлений и процессов общественного раз­вития, связи индивидуального и социального в общественной жизни». И хотя Тартаковский спорит с Минц, отмечая, что предлагаемый в ее работе критерий

«...не учитывает реально-исторических, имманентно предопределен­ных возможностей мемуаристики как специфической отрасли ду­ховной культуры, ибо познание "сущности и механизма обществен­ных отношений" составляет задачу целой системы наук гуманитар­ного цикла»,

представляется, что их позиции не противоречат одна другой, а дополняют друг друга. В самом деле, Тартаковский выделяет в эволю­ции мемуаристики три крупные вехи:

1) «переход от внутреннефамильных по преимуществу целей мему-аротворчества к предназначению мемуаров для обнародования, для печати», 2) «превращение их в фактор идейно-политической борьбы и литературно-общественного движения», 3) «осознание значимос­ти мемуаров для исторического познания и включение в их целевую установку расчета на будущего историка».

li См.: Минц С. С. Об особенностях эволюции источников мемуарного характе­ра (К постановке проблемы)//История СССР. 1979- № 6. С. 55-70; Она же. Мемуа­ры и российское дворянство: Источниковедческий аспект историке-психологи­ческого исследования. СПб., 1998.

16 См.: Чекунова А. Е. Русское мемуарное наследие второй половины XVII— XVIII в.: Опыт источниковедческого анализа. М., 1995.

Тем самым он практически конкретизирует в границах мемуарис­тики общие тенденции эволюции личности в новое и новейшее время. При этом Тартаковский справедливо отмечает, что речь не идет о смене функций, а о наслоении их. Таким образом, получается, что мемуары, в которых повествуется об общественно значимых событи­ях, возникают веком позже после мемуаров преимущественно с внут-рифамильными целями.

Далее мы проверим, как работает эта модель на западноевропейс­ком материале.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: