Пути трансформации заподноевропейского абсолютизма в XVIII в

Родоначальником теории «просвещённого абсолютизма» считается английский мыслитель Томас Гоббс (1588-1679). В соответствии с теорией договорного происхождения государства абсолютная власть должна была действовать не только ради узко понимаемой «государственной пользы», но и заботиться об общем благосостоянии. Политика просвещенного монарха должна быть построена на рациональных, разумных началах, опираться на передовые идеи философов.

ЕВРОПЕЙСКОЕ ПРОСВЯЩЕНИЕ И РАЦИОНАЛИЗМ.

На смену Реформации под влиянием происходивших изменений пришло Просвещение, которое на протяжении XVIII и первой половины XIX веков определяло духовные устремления передовых слоев общества.

История в терминах – просвещение. В широком смысле под просвещением понимается распространение знаний и культуры среди по преимуществу взрослого населения. Процесс освоения знаний в процессе обучения на разных его уровнях называют образованием. В основе Просвещения, как идейного течения, лежало убеждение в решающей роли разума и науки в познании «естественного порядка», соответствующего подлинной природе человека в обществе. Просветители выступали против невежества, мракобесия, религиозного фанатизма, которые они считали причинами человеческих бедствий. Просветители выступали против феодально-абсолютистских режимов, за политическую свободу, гражданское равенство, права людей.

Просвещение возникло в Англии, где его наиболее видными представителями являлись Дж. Локк, Дж. А. Коллинз, Дж. Толанд, А. Э. Шефтсбери. Целую плеяду просветителей дала Франция в период с 1715 по 1789 год, который называли «веком просвещения». Произведения Вольтера, Ш. Монтескьё, Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро, К. А. Гельвеция, П. А. Гольбаха получили самую широкую известность. В Германии для просвещения своего народа многое сделали Г. Э. Лессинг, И. Г. Гердер, И. В. Гёте. В США просветители Т. Джефферсон, Б. Франклин, Т. Пейн активно участвовали в общественно-политической жизни. Нелегко пришлось Н. И. Новикову, А. Н. Радищеву в России

Влияние идей Просвещения на мировое развитие.

Просвещение стало переломной эпохой в мировом развитии. На смену старым моральным и политическим авторитетам пришли новые моральные и политические принципы. Человек с помощью своего собственного разума, без каких бы то ни было религиозных или светских влияний, стал решать вопросы, возникавшие в жизни общества. Просвещение заложило основы нового взгляда на мир. Господство разума, главенство науки, стремление к универсальному братству людей стали фундаментальными ориентирами для миллионов людей на протяжении десятилетий и веков.

Характеристика эпохи просвещения в России:

1) Конец XVIII (развитие протестантизма вместо католицизма, образование национальных гос-в, изменение международ-ных отношений, начало крушения феодальной структуры общества)? начало XIX в. (1804? Франция становится имери-ей, завершается ВФР, борьба за независимость от Великобритании, образование США).

2) Формирование нового типа мировоззрения, переход от провиденционалистскому к рационалистическому.

3) Сознание??я действую? утверждает тип активного человека? следствие рационального сознания, человека, который определяет цель и средства ее достижения, знающего человека (взлет науки). Научная революция

4) Общество формирует новую элиту? просвещенную, стремящуюся сохранить влияние через просвещение.

5) Новые элементы: этикет, мода, тайные общества.

6) Сопутствующие явления: индивидуализм, космополитизм, усугубление разрыв между?верхами? и?низами?, оязычи-вание психологии, филантропия как подчеркивание своего достоинства, в моде? язычество, атеизм, открытие домов пре-зрения, участие в жизни заключенных.

7) Просвещенный абсолютизм.

В связи с образованием национальных гос-в изменяется система международных отношений:

1) Национальный интерес рождает механизм регулирования отношений

2) Международное право до концв XVIII в.

3) Страны осознают зависимость друг от друга.

4) Госуд. интерес носит устойчивый характер. Политика становится предсказуемой.

5) Появляется термин?Большая европейская политика? с конца XVII-XVIII

6) Госуд. защищает свои интересы в коалициях? c конца XVIII образуются военно-полит. блоки:

Коалиции: Россия? Турция? Пруссия, Россия? Австрия? Пруссия + Англия против Швеция? Франция - Турция

7) Эпоха непрерывных войн.

Причины: борьба за колонии, меняется состав союзников и противников, перегруппировка коалиций

8) Гос. интерес приобретает династический характер.

9) Многополюсность мировой политики.

10) Дипломатическая революция.

11) Возрастание общественной роли.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: