БИЛЕТ 21. Реформы Никона и раскол церкви в XVII веке

Реформы Никона и раскол церкви в XVII веке.

В 1652 году патриархом русской церкви стал Никон. Он вытребовал для себя титул «Великого государя», заявляя о необходимости решающего значения его голоса в любом государственном деле, т.е. он хотел поставить свою власть выше власти светской как в католической Европе.

В 1653 г. была проведена церковно-обрядовая реформа. Вводилась греческая обрядность вместо старорусской: двоеперстие заменялось троеперстием, восьмиконечный крест заменялся четырехконечным. Никон объявил об исправлении старославянских церковных текстов по греческим образцам. Никоновская реформа имела политический подтекст. Именно в это время решался вопрос о присоединении Малороссии. Стремление Никона ввести греческую обрядность объяснялось желанием сделать в глазах украинцев воссоединение с Россией максимально привлекательным.

Цели церковной реформы были, по всей видимости, оправданы. Но она была проведена спешно, без должной подготовки и вызвала первый раскол русской церкви. Раскол произошел из-за внешней атрибутики, но он принял формы крайнего противостояния.

Русская культура объявлялась отсталой, на вооружение брались европейские стандарты. Многими простыми людьми отказ от прежних обрядов переживался как национальная и личная катастрофа. Реформа проводилась с помощью насилия. Никон был склонен к бескомпромиссности и прямолинейности. Он стремился поднять церковь над светской властью. Царю надоели выходки Никона – он был лишен патриаршества. Но к моменту отречения Никон успел внести в проведение реформы дух крайнего радикализма. Она проводилась жестокими, грубыми методами. Старые богослужебные книги отбирались и сжигались. Происходили целые побоища из-за книг.

До раскола Русь была духовно единой. Раскол произошел в тот момент, когда страна столкнулась с проблемой выработки подходов к культурным связям с Европой. Реформа готовила почву для распространения пренебрежительных настроений к национальным обычаям и формам организации быта.

Многие русские историки (Соловьев, Ключевский и др.) изображали раскол как конфликт, затронувший только сферу обрядности. Тихомиров, Платонов, Башилов считали, что этот взгляд не отражает всей глубины раскола, ставшего тяжелейшим испытанием для народного самосознания.




double arrow
Сейчас читают про: