Вопрос 27. Развитие дошкольного воспитания и образования в России после Октябрьской революции (20-е и 30-е годы)

Важнейшей задачей, вставшей перед страной с победой со­ветского народа над силами контрреволюции, было восстановле­ние разрушенного народного хозяйства. Все материальные сред­ства были мобилизованы на построение экономического фунда­мента социализма. В связи с этим последовала вынужденное сокращение государственных ассигнований на народное образо­вание. Дошкольные учреждения, как и школы, стали перево­диться на местный, еще не окрепший бюджет, что повлекло за собой сильное сокращение сети дошкольных учреждений.

Назначенная заведующей дошкольным отделом Наркомпроса М. М. Виленская (1882—1948), имевшая большой опыт орга­низации детских садов в Якутии, куда была выслана и провела в ссылке 10 лет, была выдающимся организатором. Она сумела объединить вокруг дошкольного отдела большой актив; в том числе из национальных республик и районов, представителей всех советских организаций, которые имели возможности для создания и укрепления дошкольных учреждений. В эти трудные годы особенно действенной была связь с женотделом при ЦК партии, который очень быстро передавал соответствующие ди­рективы на места. Большое' внимание уделял дошкольный отдел непосредственному руководству центральными учреждениями, на­правляя их на объединение и инструктирование практических дошкольных работников, на изучение и обобщение их опыта.

Вопрос о путях дальнейшего развития школы и дошколь­ного воспитания обсуждался на 12 съезде ВКП(б), состоявшем­ся в 1924 г. и посвященном прежде всего развитию советской деревни. Съезд призвал все советские учреждения повернуться «лицом к деревне». В целях вовлечения работниц и крестьянок в социалистическое строительство съезд указал, что необходи­мо «проведение через советские, профессиональные, кооператив­ные и другие организации работы по строительству учрежде­ний, раскрепощающих работниц и крестьянок (яслей, столовых и пр.)»

Вопросы о задачах дошкольного воспитания в свете решений XIII съезда партии были поставлены на III Всероссийском съез­де по дошкольному воспитанию, который был созван 25 ок­тября 1924 г. Кроме руководящих, научных и практических работников дошкольного воспитания, в работе съезда принима­ли активное участие представители от ЦК ВКП(б), отдела ра­ботниц и крестьянок при ЦК ВКП(б), ЦК комсомола, ВЦСПС, кооперации и других организаций, а также, делегаты от всех союзных республик. В резолюции по докладу М. М. Виленской «Положение дошкольного воспитания и очередные задачи» съезд подчеркнул, что «развитие сети детских учреждений в городе и создание их в деревне должно пойти по пути привлечения широко организованной общественной инициативы» под общим руководством отделов народного образования. Педагогическим коллективам дошкольных учреждений съезд предложил усилить работу по установлению тесных контактов с советскими предпри­ятиями и учреждениями, привлекать их к активному участию в строительстве дошкольных учреждений. Было принято решение об организации при детских садах вечерних и ночных групп, детских комнат при рабочих клубах, кооперативных домах и т. д. для детей, матери которых заняты в вечернее время обще­ственной работой или учебой. Съезд призвал дошкольных ра­ботников оказывать помощь национальным республикам. В дет­ских садах районов с населением различных национальностей съезд рекомендовал организовывать отдельные группы для детей каждой национальности, с тем чтобы вести работу на родном языке..

Очень большое внимание на съезде было обращено на орга­низацию работы в деревне. И. К. Крупская в докладе «До­школьная работа в деревне» указала на важное значение сельских дошкольных учреждений, которые обеспечивают выполнение за­дания партии о вовлечении крестьянок в общественно-полити­ческую деятельность, а также способствуют оздоровлению и пра­вильному воспитанию детей/ Детские сады должны «заложить в ребятах первые навыки действовать сообща, что будет иметь огромное значение для будущего кооперирования населения сел и деревень».

После 12 съезда ВКП(б) сеть дошкольных учреждений вновь начала быстро расти. Женщины-работницы вместе с делегатками женотделов принимали в дошкольном строительстве самое активное участие, непосредственно связывались с профсоюзными, хо­зяйственными н другими организациями и добивались открытия детских очагов при предприятиях, где работало много женщин. Работа в деревне по организации летних площадок стави­лась Наркомпросом как одна из ударных задач. Специальным распоряжением включались в план работы политпросветучреждений вопросы дошкольного воспитания. Это распоряжение обя­зывало органы политпросвета на местах, а также работников изб-читален всячески содействовать созданию в деревне дошкольных учреждений.

Ежегодно на летнюю работу в деревню стали направлять сту­дентов дошкольных отделений пединститутов Москвы и пери­ферийных вузов. Дошкольный отдел проводил большую работу по их подготовке. Н, К. Крупская лично напутствовала москов­ских студентов, призывала их быть стойкими в преодолении труд­ностей. Выступая на сходах, привлекая деревенскую обществен­ность и учительство, студенты добивались открытия дошкольных летних площадок на местные средства, а иногда и преобразова­ния их в детские сады. Они вели большую индивидуальную н групповую работу с родителями. В работу по расширению и укреплению сети дошкольных учреждений включались местные -партийные, профсоюзные, ком­сомольские кооперативные организации и широкие массы тру­дящихся. В июле 1929 г. на объединенном заседании коллегии Наркомпроса РСФСР с представителями партийных, комсомоль­ских, общественных организаций, с рабочими и работницами мо­сковских фабрик и заводов был объявлен всесоюзный «Дошколь­ный поход. Формы вовлечения в него широких масс населе­ния были самыми разнообразными. На промышленных предпри­ятиях организовывались бригады из работниц и рабочих для изыскания материальных средств, ремонта помещений, мебели и оборудования. В ряде губерний (Саратовской, Нижегородской, Московской и др.) создавались кооперативные организации, активно занимавшиеся расширением сети дошкольных учреждений в сельских районах. В результате координации усилий различ­ных учреждений и большого энтузиазма всего населения пяти­летний план Наркомпроса РСФСР по расширению сети дошколь­ных учреждений был значительно перевыполнен.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: