Политико-правовая мысль в мифах древних народов

В своей «Истории» Геродот сообщает, что, согласно источникам, со времени первого египетского царя до времени геродотовского посещения Египта (V в. до н.э.) прошло 341 поколение верховных жрецов и царей и в течение всего этого времени (11 340 лет) в Египте правили только смертные люди. До этого же, по словам жрецов, «в Египте царствовали боги, которые жили совместно с, людьми, и один из них всегда был самым могущественным». Сходные представления о богах как первоначальных правителях и законодателях имеются и в древнегреческой мифологии. (мифы о правлении Кроноса, Зевса, Посейдона, Афины и т.д.).

1. Египетская мифология:

1) Первоначально правителями были боги, которые научили людей искусству управления и передали власть земным правителям (во многих мифологиях);

2) Закон – правду – справедливость – правосудие олицетворяет богиня Маат;

3) судьи считались жрецами богини Маат, они носили ее изображение;

4) закон и обычаи, судебные решения должны соответствовать божественному порядку справедливости;

5) присутствует представление о естественном равенстве всех свободных («Поучении Птахотепа» (XXVIII в. до н.э.));

6) правитель характеризуется как человек, творящий правду и стремящийся к справедливости (там же);

2. Древнеевритая мифология:

1) первыми создали единого бога;

2) единый бог находится в особом договорном отношении со всем еврейским народом, является его главной и царем (договорной характер власти);

3) законы еврейского народа получены Моисеем прямо от бога;

4) В обычных условиях отправление власти осуществляется людьми от имени бога, но в экстраординарных ситуациях он действует и непосредственно (через откровения, чудеса и т.п.).

3. Древнекитайская мифология:

1) Верховный правитель Поднебесной (т.е. императора Китая) является единственной точкой связи с высшими, небесными силами;

2) Вся власть сконцентрирована в особе верховного правителя в качестве его личной потенции и внутренней силы;

3) все остальные должностные лица и государственный аппарат в целом – лишь помощники личностной власти правителя. Источники подтверждают, что некоторые правители из-за слабости их личной потенции и на самом деле отказывались от власти.

4. Древнешумерские мифы:

1) Покровителем справедливости, защитника слабых и теснимых фигурирует бог Шамаш;

2) законы рассматриваются как осуществление воли богов. Деление людей на свободных и рабов (законы Хаммурапи);

Царь воспринимается как избранник богов.

5. Древнеперсидские мифы:

1) Государство (согласно зороастризму) д/б земным воплощением небесного царства Ормузда;

2) Монарх– служитель Ормузда, он должен защищать подданных от зла и, борясь против зла в государстве, насаждать добро;

3) Доминирует представление о преимуществах единоличной власти Персидская держава под началом подобного монарха, согласно зороастризму, будет постепенно ограничивать силу зла и расширять власть добра. Сословное деление общества, по зороастризму, основывается на свободном выборе каждым того или иного рода занятий. Во главе отдельных сословий должны стоять наиболее добродетельные люди. Заратустра призывал служителей Ормузда к взаимной любви, прощению и миру.

Выводы: - политически-правовые явления раскрываются посредство теологии – совместимость мифов о происхождении богов.

- сущность мифического восприятия государства и права – преобладание информативных и нормативных моментов.

Для всех новых духовных образований мифы были компендиумом всего накопленного опыта, основным источником представлений о прошлом и будущем, арсеналом устоявшихся и привычных средств, форм и способов познания и объяснения мира, авторитетным сводом правил поведения


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: