Вопросы. 1. Своеобразие художественной жизни России в первой трети XVIII века

1. Своеобразие художественной жизни России в первой трети XVIII века.

2. Развитие архитектуры. «Петровское барокко». Художественный феномен Санкт-Петербурга. Ландшафтная архитектура. Летний сад как образец одного из первых регулярных парков в России.

3. Развитие скульптуры: монументальной (круглой, рельефной), садово-парковой, скульптурного портрета, медальерной пластики. Творчество Б. - К. Растрелли.

4. Петровская гравюра. А. Схонбек. А. Зубов, И. Зубов, А. Ростовцев, П. Пикарт, Ф. Васильев, Х. Марселиус, Я. Бликландт.

5. Монументально-декоративная и станковая живопись. Преображенская серия портретов. Творчество И.-Г. Таннауэра, Г. Гзеля, Луи Карвакка, Ивана Никитина и Андрея Матвеева. Миниатюра на эмали как особый вид портретной живописи.

Литература

1. Власов В. Г. Стили в искусстве. Словарь. Т. 1. – СПб., 1995. – С. 410- 413, 414 – 419, Статьи «Петербургский стиль», «Петровская гравюра», «Петровское барокко».

2. Даниэль С.М. Европейский классицизм. – СПб., 2003. – С. 224 – 238.

3. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып. 2. Северное Возрождение; страны Западной Европы XVII и XVIII веков; Россия XVIII века. – М., 1991. – С. 267 – 309.

4. Ильина Т. В. Русское искусство XVIII века. – М., 2001. – С. 4 – 117.

5. Ильина Т. В. История искусств. Отечественное искусство. – М., 2004. – С. 87 – 107.

6. История русского искусства / Под ред. И.А. Бартенева, Р.И. Власовой. – М., 1987. - С. 36 – 49.

7. Якимович А. К. Новое время. Искусство и культура XVII и XVIII веков. СПб., 2004. - С. 378 – 395.

Практическая часть

1. Ответьте на вопросы:

1. Какие факторы обусловили резкие изменения в изобразительном искусстве России XVIII века?

2. Как в живописном портрете XVIII века сочетаются черты парсуны и традиции западноевропейского портретного жанра? Приведите примеры.

II. Выполните задания:

1. В рабочих тетрадях законспектируйте указанные страницы ист. 1 и 2., подготовьтесь к обсуждению материала.

2. Ознакомьтесь с историей создания, характерными чертами, стилистическими особенностями памятников архитектуры, скульптуры и живописи начала XVIII века, на отдельном листе заполните таблицу, опираясь на данные указанных источников:

Название, автор(ы), время создания Скульптурное (живописное) оформление зданий (авторы, названия, особенности) Что располагается в здании сегодня, где сейчас находится произведение скульптуры, живописи Характерные стилевые черты, особенности Интересные факты, связанные с историей создания и бытования памятника

Примерный список произведений для ознакомления:

1. Зарудный Иван: Церковь Архангела Гавриила (Меншикова башня), 1701 – 1707.

2. Трезини Доменико: Петропавловский собор, 1712 – 1733; Петровские ворота в Петропавловской крепости, 1717 – 1718; Летний дворец Петра в Летнем саду, 1707 -1712; здание Двенадцати коллегий, 1722 – 1742.

3. Фонтана Джованни Марио, Шедель Иоганн Готфрид.: Меншиковский дворец на Васильевском острове, 1710 – 1727.

4. Маттарнови Г. – И., Гербель Н. Ф., Кьявери Г., Земцов М. Г.: Кунсткамера, 1718 – 1734.

5. Дворцово-парковый ансамбль Петергофа (в частности, Монплезир, 1714 – 1723, Шлютер А., Браунштейн И.Ф., Леблон Ж.- Б. – А., Микетти Н.).

6. Растрелли Бартоломео Карло: бюст А. Д. Меньшикова, 1716 – 1717; бронзовый бюст Петра I, 1723 – 1730; бюст неизвестного, 1732; конная статуя Петра I, 1716 – 1720 (памятник отлит Растрелли Ф. - Б. в 1741 – 1744 гг.); Анна Иоанновна с арапчонком, 1732 – 1741.

7. Шлютер Андреас: Рельефы Летнего дворца, 1710- е годы;

8. Никитин Иван: портрет Прасковьи Иоанновны, 1714; портрет напольного гетмана, 1720- е годы; Петр I на смертном ложе, 1725; портрет канцлера Г.И. Головкина, 1720-е годы.

9. Матвеев Андрей: Портрет Петра I, около 1725; автопортрет с женой, 1729 (?); портрет А.П. Голицыной, 1728.

10. Мусикийский Г.С.: портрет семьи Петра I, 1716 – 1717; портрет Петра I на фоне Петропавловской крепости и Троицкой площади, 1723 (миниатюры на эмали).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: