Основная часть

Здесь даются в соответствии с программой исследования вопросы, поставленные в определенной последовательности и отвечающие социологическим критериям построения вопросника. Сгруппированные вопросы с примерами отражены в табл. 6.

Таблица 6

Типы вопросов

Основания для деления вопросов Виды вопросов Примеры
По структуре закрытые (с вариантами ответов) Каким образом Вы ознакомились с этим номером? 1. Подписываюсь на журнал 2. Купил 3. Взял у родственников, знакомых 4. Прочитал в библиотеке
открытые (без вариантов ответов) Какие проблемы и трудности в организации работы редакции Вы хотели бы отметить?
полузакрытые О каких видах туризма Вам было бы интересно прочитать в нашем журнале? 1. Организованный 2. Любительский 3. Автотуризм 4. Спортивный 5. Экстремальный 6. Другие (назовите)
По функциям основные Нравится ли Вам наш журнал?
контрольные Если бы у Вас не было финансовых затруднений, подписались ли бы Вы на наш журнал в будущем году?
фильтрующие (отсеивающие часть аудитории) 1. Читаете ли Вы «Комсомольскую правду»? Да. Нет Внимание! На вопросы 2–5 отвечают только те, кто читает «Комсомольскую правду».
ловушки Читали ли Вы книгу писателя Ивана Якимова? (Несуществующий писатель.)
По содержанию вопросы о событиях, фактах Какие издания вы выписываете?
вопросы о мотивах, мнениях, оценках Выскажите свое мнение по поводу оформления «МК».
По форме прямые Нравится ли Вам профессия журналиста?
косвенные Посоветовали ли бы Вы вашему сыну стать журналистом?
прожективные, предлагающие Если бы редактором были Вы, то что бы изменили в газете?
По характеру альтернативные Нравится ли Вам журнал? 1. Да, очень 2. В основном нравится 3. Скорее нет 4. Затрудняюсь ответить
неальтернативные (меню) Если Вы поклонник нашего журнала, чем он Вас привлекает? 1. Интересен по содержанию 2. Нравится оформление 3. С доверием отношусь к авторам журнала 4. Привлекает полезная информация, реклама 5. Нравится тон, стиль журнала 6. Другое
По виду экзистенциальные* (о сущности явления) Существует ли данное явление?
дефинитивные (определительные) Что явление собой представляет?
оценочные Хорошо явление или плохо?
аналитические Почему явление таково?
обосновывающие Почему мнение о явлении таково?
конструктивные Как с явлением следует поступить?

При структурировании основной части следует не забывать о некоторых правилах составления анкеты:

1. Никогда не нужно начинать со сложных или по психологическим мотивам трудных для опрашиваемого вопросов. Начинать следует с простых контактных вопросов, которые заставят человека втянуться в процесс анкетирования или интервью. Затем сложность вопросов нарастает к середине исследования. К концу, когда человек обычно устает, ставятся тоже более простые вопросы. Внутри анкеты можно перемежать трудные вопросы с простыми.

2. Вопросы должны быть сформулированы ясно, доступно, адекватно языку и восприятию данной аудитории.

3. Вопросы нужно составить таким образом, чтобы отвечающий на них хотел дать достоверные и искренние ответы.

4. Вопросы не должны задевать чести и достоинства опрашиваемых.

5. Нельзя в одном вопросе формулировать два вопроса («Читаете ли вы еженедельник “АиФ”? Нравится ли он Вам?»). Как правило, человек отвечает только на один вопрос. Но если он даже ответит на два, вам все равно придется их расчленять при обсчете и анализе информации.

6. Ни в коем случае нельзя наталкивать формулировкой вопросов на определенный ответ («Не правда ли, “Коммерсантъ” объективное издание?»).

7. В вопросе должны быть необходимые пояснения: сколько вариантов ответов можно выбрать в вопросе-меню, каким образом заполнить таблицы, каким значком обозначить выбранный ответ (кружком, галочкой, подчеркнуть и т. п.).

8. Если это анкетный опрос, то предпочтительнее, чтобы основная часть вопросов была закрыта, то есть имела варианты ответов – тогда ее легче обрабатывать, хотя, конечно, все зависит от целей исследования. Если опрос разведочный, имеющий целью получить как можно более разнообразную и новую информацию, анкета может включать достаточно большое количество открытых вопросов.

Но все-таки обычно открытых вопросов больше в интервью, особенно глубинных интервью, экспертных, когда важно получить мнения (даже редко встречающиеся, но ценные с точки зрения исследователей). Например, когда социологи факультета журналистики МГУ проводили интервью с экспертами по проблемам перспектив развития прессы, вопросы были в основном открытые. Однако нужно помнить, что их трудно обрабатывать, придется проводить частотный анализ и кодировку ответов на открытые вопросы.

9. Если нужно проверить объективность ответов, то наряду с основными вопросами предусматриваются контрольные.

10. Не стоит ставить их сразу после основного вопроса, лучше через несколько вопросов, чтобы опрашиваемый не заметил, что проверяют объективность его ответов.

11. В альтернативных вопросах ответы должны быть взаимоисключающими.

12. В вопросе-меню необходимо представить основные значения ответов, иначе можно получить искаженную информацию. Например, на вопрос: «Почему вы подписались на газету “Известия”?» в перечне можно пропустить ответ «по традиции, наша семья всегда ее выписывала» – и вы потеряете очень важный показатель причин подписки.

13. При составлении вопроса-меню важно соблюдать пропорцию между положительными и отрицательными ответами.

14. Варианты ответов должны формироваться по единому логическому основанию. Например, если вы сравниваете, какие темы интересуют читателя в прессе, нельзя наряду с темами политика, экономика, спорт и т. п. в варианты ответов записывать жанр – «репортаж».

15. Количество вопросов в основной части должно быть необходимым и достаточным: для массовой аудитории обычно не более 30, для школьников – не более 20. Хотя, например, журналистам, специалистам, вообще высокообразованной и заинтересованной в опросе аудитории, можно предложить и гораздо более длинный перечень вопросов.

16. Очень хорошо воспринимаются в анкете карикатуры или юмористические рисунки, которые поднимают настроение, заставляют критически мыслить, одновременно выполняя функцию релаксации, отдыха в нелегком деле заполнения вопросника.

Паспортичка, или объективка
(социально-демографические данные опрошенных)

Это очень важная часть вопросника, потому что объективные данные о человеке (пол, возраст, образование и т. п.) обычно являются группообразующими признаками. При обсчете информации важно не только получить так называемое «среднее по массиву», то есть суммированные мнения всех опрошенных, но и мнения различных групп населения. Вот поэтому очень важно, чтобы паспортичка была целиком заполнена, иначе анкету придется выбраковывать, она будет непригодна для счета по разным группам.

Итак, паспортичка обычно включает в себя вопросы, призванные выяснить пол, возраст, тип и уровень образования, место жительства, профессию и должность, тип предприятия на котором человек работает, семейное положение, наличие и количество детей, уровень дохода на члена семьи. Иногда выясняется национальность и вероисповедание, партийная принадлежность и т. п. Короче, «объективка» включает те социально-демографические характеристики, которые нужны в связи с программой, задачами исследования.

Но наиболее часто в сегодняшней социологии группообразующими признаками являются пол, возраст, образование, род занятий, место жительства и уровень дохода. При этом разные исследовательские фирмы дают разные варианты ответов (закрытых) на вопросы о социально-демографических данных (естественно, кроме пола, где нет разночтений).

Возраст. В книге В. А. Ядова «Стратегия социологического исследования» приводится дробная периодизация возраста, принятая в государственной статистике 1–4, 5–6, 7–9, 10–14, 15–19, 20–24, 25–29, 30–34, 35–39, 40–44,
45–49, 50–59, 60–69, 70–79, 80 и старше. Но в социологических исследованиях обычно практикуется более крупное деление: 16–24, 25–29, 30–39, 40–49,
50–59, 60 лет и старше. Или еще более крупно: до 26, 27–55, 56 лет и старше. Все зависит от объекта и целей исследования.

Образование, если оно членится подробно, может содержать следующие варианты ответов:

Начальное (ниже 7 классов)

Неполное среднее (7 классов до 1961 г., после – 8-9 классов)

Общее среднее (10, 11 классов)

ПТУ без среднего образования

ПТУ со средним образованием

Среднее специальное образование

Незаконченное высшее (три курса и больше)

Полное высшее образование

Кандидат, доктор наук

Часто эти шкалы укрупнены и предлагается перечень:

Неполное среднее

Среднее

Незаконченное высшее

Высшее


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: