Из работы современных ученых

«Особенность Комиссии… была в том, что депутаты не только были избраны, но и собрались в Москву к указанному сроку… Торжественная церемония открытия заседания комиссии в Грановитой палате Кремля, с пышным обрядом прибытия императрицы, с долгим чтением «Наказа» комиссии, казалось бы, символизировала наступившее наконец-то тесное единение общества и власти. Верховная правительница удивляла народных представителей смелыми фразами «Наказа» вроде таких: «Вопреки ласкателям, которые ежедневно говорят государям, будто народы для них сотворены, Мы думаем и за славу себе вменяем сказать, что мы сотворены для нашего народа»… Характерно, что «Наказ», изданный в России за 30 лет восемь раз, стал во Франции запрещенной книгой….

Проблема всеобщей свободы и вольности, поставленная… в «Наказе», похоже, мало интересовала депутатов. Куда важнее казалось им отстоять привилегии сословий: купечество хотело исключительных прав на торговлю, просило «о неторговании казаками и мещанами», дворянство стояло за исключительные права и привилегии…

Столкновение мнений по поводу крепостного права отразилось и на самом верху государства Российского…[В «Наказе»] крепостное право порицалось… «противно христианской вере и справедливости делать невольниками людей (они ведь рождаются свободными)», а вот приближенные и сподвижники оказались сторонниками рабства… Так увядали мечты… о великом и благотворном единении власти и общества. Даже самые человеколюбивые идеи не находили опоры в большинстве… Депутаты вовсю спорили о суде и «расправе», а императрица уже ждала удобного случая завершить грандиозное, но не оправдавшее ее надежд предприятие. Наиболее благовидный предлог был найден после начала войны с Турцией…многим депутатам было велено отправиться к местам, занимаемым ими по службе (прежде всего это касалось военных)».

С1

Напишите имя императрицы, созвавшей Уложенную комиссию. Укажите годы ее правления. Когда начала работу Уложенная комиссия?

С2

Используя текст документа и знания по истории, укажите не менее трех положений «Наказа» императрицы Уложенной комиссии.

С3

Используя знания по истории, укажите не менее трех причин свертывания работы Уложенной комиссии.

Задания С4–С7 предусматривают разные виды деятельности: представление обобщенной характеристики исторических событий и явлений (С4), рассмотрение исторических версий и оценок (С5), анализ исторической ситуации (С6), сравнение (С7). Выполняя эти задания, обращайте внимание на формулировку каждого вопроса.
С4

Назовите не менее трех условий освобождения крестьян из крепостной зависимости по реформе 1861 г.

Приведите не менее трех последствий реформы 1861 г. для социально-экономического развития крестьянских хозяйств.

С5

Ниже приведены две точки зрения на причины событий Смуты начала XVII в.:

1. Смута была вызвана политикой Бориса Годунова.

2. Причины Смуты коренились во внутренней политике Ивана Грозного.

Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.

С6

Рассмотрите историческую ситуацию и выполните задания.

В течение 1993 г. в России нарастало противостояние между Президентом РСФСР и Верховным Советом РСФСР.

Назовите не менее двух причин, вызвавших политический кризис.

Каковы были его последствия? (Укажите не менее трех положений).

С7

Сравните внешнюю политику Советской России в 1920-е и 1930-е гг.

Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что – различным (не менее трех различий).

Примечание. Запишите ответ в форме таблицы. Во второй части таблицы могут быть приведены различия как по сопоставимым (парным) признакам, так и те черты, которые были присущи только одному из сравниваемых объектов (приведенная таблица не устанавливает обязательное количество и состав общих признаков и различий, а только показывает, как лучше оформить ответ).

Общее • …………………………………………………………………. • ………………………………………………………………….
Различия
• …………………………… • ……………………………
• …………………………… • ……………………………
• …………………………… –––––
––––– • ……………………………

ВАРИАНТ 5.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: