Римская республика. Политическая борьба в конце II-начале I в. до н.э. Диктатура Суллы

Форма государственной власти в Римской Республике был Сенат. Рекомендации сената обладали такой же силой, как и законы Республики. Сенат состоял из 300 сенаторов обычно бывших высокопоставленных должностных лиц государства - магистратов. Власть сената распространялась на все сферы государственной жизни. В его исключительном распоряжении находилась казна. В сенате предварительно обсуждались все проекты законов и кандидатуры будущих магистратов. Кроме того, в его ведении находилась внешнеполитическая деятельность Республики. Весь второй век может быть назван эпохой реформ и разделен в этом отношении на две половины: консервативная и либеральная.

Главную роль в первую эпоху играют законы против роскоши, мелочные, придирчивые и бесплодные. Эпоху серьёзных реформ можно считать начавшейся с 149 г. до н. э., года - это была первая государственная мера для ограждения провинциалов от грабежа и вымогательства правителей. Стали расширяться функции суда: можно было жаловаться не только на вымогательства, но также на жестокое обращение и, наконец, даже обвинять в дурном управлении провинцией. Против другого недуга тогдашнего Рима — оскудения оседлого крестьянства — была направлена реформа трибуна 133 г., Тиберия Гракха. Свободных земель в Италии для наделения ею граждан не было; Гракх предложил, поэтому, воспользоваться той частью общественной земли, которая была занята частными лицами на праве владения, а не собственности. Политические последствия его мероприятий: он открыл эру аграрных законов и борьбы между форумом и сенатом и противопоставил принцип абсолютного народовластия принципу неприкосновенности и самостоятельности магистратов. Десять лет спустя сделался трибуном брат Тиберия, Кай, несмотря на интриги сената. Ему удалось быть трибуном два года подряд, и за это время он предложил целый ряд законопроектов. Из них четыре имеют боевой характер и два закона, направленные к ограничению влияния сената. Этому учреждению принадлежало право распределять провинции между состоявшими в должности консулами и преторами, и оно пользовалось им для усиления своего влияния на магистратуру, назначая преданным ему лицам наиболее выгодные провинции. Другой ряд законов имел целью прийти на помощь римскому демосу. Сюда относится аграрный закон, и закон, сокращавший срок военной службы и установлявший выдачу солдатам амуниции за счёт казны.

Гай Марий - римский полководец и политический деятель. Семь раз был избран в консулы. В Югуртунскую войну, будучи помощником полководца Квинта Цецилия Метелла, он выступил против него с обещанием закончить войну победой. Основа реформ Мария состояла во включении римских граждан, не имеющих земли, в число подлежащих призыву, Марий определил порядок снабжения их оружием. Он предложил лишить солдат гражданских прав, но с другой стороны, солдатам принадлежали все трофеи, которые они могут добыть на войне. Не имея надежды получить общественный статус другими путями, народные массы стали стекаться под знамёна Мария. Эти профессиональные солдаты зачислялись в армию на 25-летний срок. Имея постоянную армию Марий получил возможность стандартизовать обучение и экипировку во всех римских легионах. Тренировка и обучение продолжалось в течение года, кроме тех случаев, когда была срочная необходимость в войске. Третья реформа, которую смог провести Марий состояла в награждении ветеранов земельными наделами. Римские граждане, которые отслужили свой срок, получали денежный пенсион и участок земли в завоёванном регионе, в котором они вышли в отставку. Первый и наиболее очевидный результат состоял в увеличении военной мощи армии. Среди отрицательных сторон реформ можно выделить то, что легионы теперь служили не столько «сенату и римскому народу», сколько полководцу, руководившему армией. Стало обыденным явлением, что после покорения врага, полководцы не слагали с себя полномочия, а наоборот, использовали войско, верное только им, для накопления силы в своих руках. Это привело к нескольким гражданским войнам в течение следующего столетия, окончательному разрушению Республики и трансформации её в Империю.

Внутренние войны (91-83 гг. до н. э.) и диктатура Суллы (83-80 гг. до н. э.)

Союзническая война дала возможность Марию снова отличиться; он выступил после неё соперником консула Суллы. С помощью трибуна, Марий одержал верх, но Сулла не захотел уступить ему команду и повел своё войско на Рим. Процесс отчуждения римского войска от народа завершился: впервые в истории Республики войско отказывается повиноваться народному собранию и занимает Рим как неприятельский город. Марий и его приверженцы принуждены были бежать, но после отплытия Суллы в Азию они снова завладели Римом; Марий стал в седьмой раз консулом и над сенатской партией разразилась первая проскрипция. Сулла олицетворяет собой второй момент в возникновении императорской власти. Войско сыграло в его лице решающую роль в судьбе Рима. Сулла принадлежал к сенатской партии, он возвысился в борьбе с партией форума; естественно, что он поставил сенат в центре Республиканского политического строя. Сулла хотел свести роль трибун до первоначальной незначительности. Он поставил их в полную зависимость от сената. Луций Корнелий Сулла был выдающимся из всех деятелей сенатской партии в то время, но он еще не обладал авторитетностью признанного главы партии. Он еще раз доказал свои блестящие воинские способности в войне с варварами, сначала под начальством Мария, потом под начальством Катула, но оба раза только в положении человека подначального. В данный момент он не занимал никакой государственной должности.

Сулла явился безусловным и неограниченным владыкой, и не только в его руках сосредоточилось огромное могущество, но еще и положение обязывало его, так или иначе, устроить государство по своему уразумению. Он не сразу удовлетворялся достигнутыми результатами: это был человек, способный воспользоваться своей победой и окончательно уничтожить своего противника. В этих видах он сначала позаботился о том, чтобы власти, в сущности уже находившейся в его руках, придать законную форму (или кажущуюся законной), и добился диктатуры на неопределенное время, причем все отправления и законодательной, и исполнительной власти перешли в его руки. Затем он издал указ, по которому все власти, которые в каком бы то ни было смысле были прикосновенны к последнему восстанию, объявлялись изгнанниками и становились вне закона. Каждый имел право жизни и смерти над ними, и кто их убивал, тот поступал по указу и даже имел право на награду за свой подвиг. Имена этих несчастных изгнанников во избежание всяких недоразумений всюду были обнародованы во всеобщее сведение. На этих проскрипционных списках было множество имен: хотя сам Сулла питал личную ненависть только по отношению к очень немногим из своих противников, он не скупился на их кровь там, где речь шла об удовлетворении его любимцев, которые заботились в данном случае не только о личной мести, но и о своем обогащении. По всей Италии выискивали и выслеживали жертвы; головы убитых выставлялись в Риме напоказ при Сервилиевом пруде; Сам сенатор смотрел на эти убийства как на государственную необходимость, как на целительное средство, и в шутку называл их "кровопусканием Италии". Имущество всех подвергнувшихся проскрипции и тех, кто пал во время войны, сражаясь против Суллы, было продано с публичного торга, и тот же варварски жестокий закон, который отнимал у сыновей противников Суллы имущество, и лишал их права занимать какие бы то ни было общественные должности, следовательно, низводил их до второстепенных граждан.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: