- Почему нас с такой силой притягивает к себе прошлое, что мы иной раз готовы с головой окунуться в сладостные наплывы увлекающих нас в бездну, томных грез? Отчего мы с такой самоотверженной охотой погружаемся в карнавал пленительных видений, заведомо зная, что их кружение не более чем игра призраков, забава масок смерти, за которыми вместо лиц скрываются оскалы сумеречных зияний? Что побуждает нас возвращаться к давно минувшим событиям и с любовной тоской бродить среди туманных миров приведений, тщетно призывая их к жизни? Неужели же влечение к смерти столь властно правит нашими душами, что ради нее мы легко оставляем жизнь и, привороженные мерцанием тлена, устремляемся навстречу собственному исчезновению?
- Эк, тебя на риторику разобрало. – Прищурился Старик. – Но, в общем-то, твои вопросы вполне ясны и уместны. Ты довольно точно подметил, что многие люди действительно испытывают ностальгию по прошлому и предпочитают жить воспоминаниями, чем жить. Ведь ты и за собой замечал подобную склонность, не так ли? – Озорно взглянул на меня Старик и, видя мое смущение, громко расхохотался. Вволю посмеявшись, он тоном спокойным и серьезным продолжил. – Все дело здесь не во влечении к смерти, а в недостаточности жизни.
|
|
- В недостаточности? Но разве той жизни, которая нам дана, недостаточно для того, чтобы жить?
- Ее вполне достаточно. Вопрос не в этом. Вопрос в том, что мы недостаточно ее переживаем. Вот в чем вопрос. Не используем собственные потенции жизнеспособности.
Старик с минуту помолчал, раскуривая трубочку.
- Ситуации и события сами по себе не имеют никакого значения. Они, собственно говоря, и не реальны.
Я не без артистизма в проявлении легкого скепсиса улыбнулся и, любуясь небрежным изяществом своего жеста, указал пальцем в сторону яств, которыми потчевал меня Старик.
- А, что, булочка и чай тоже не реальны?
Старик посмотрел на меня коротко, но так, что мне перестало хотеться выглядеть чванливо-умничающим двоечником, и с видом равнодушным кивнул.
- И булочка, и чай тоже не реальны. Пока ты не пьешь чай и не ешь булочку, они для тебя – абстракция, то есть – фикция. И это то же самое, что для тебя их и не существует. Некогда один осел стоял среди двух пышных стогов сена и никак не мог сообразить, с какого из них начать, а в результате он умер с голода. Хотя это и чисто ослиная участь – помереть с голоду среди обилия еды, но как хорошо в ней узнается характер многих наших двуногих собратьев, которые среди множества возможностей умудряются не использовать ни одну из них. Но, собственно говоря, для того, чтобы ослу скончаться голодной смертью, ему вовсе и не обязательно было быть среди сена. Потому, что то сено, которое у него было, равнозначно тому, если бы его не было вовсе. То есть, оно у него было, но оно было для него нереально.
|
|
Чай, который ты не пьешь, не есть реальный чай. Ты можешь на него посмотреть, указать пальцем, даже назвать его именем, но жажду при этом не утолишь. И он станет для тебя реальностью только тогда, когда ты сподобишься сделать хотя бы первый глоток. Но и в таком случае, тот чай, который оказывается у тебя во рту, существенно отличается от того, что был в стакане. И ты наслаждаешься не водой, напитанной вытяжкой засушенных листочков с чайного куста, а тем удовольствием, которое переживаешь в данный момент. Значит, реален не чай, а твое переживание чая.
Реальна не ситуация, а переживание.
Пойдем дальше. Из приведенного примера явно следует, что жизнь для тебя ценна в той мере, в какой ты можешь ее пережить, а, стало быть, и прожить.
Не пережитая и, тем самым, не прожитая жизнь подобна наспех проглоченной и не переваренной пище. Последняя, вместо насыщения, вызывает лишь досадную тяжесть в желудке и, в конце концов, приводит к полному расстройству его функций. Таким же образом наспех ухваченная и не прожитая жизнь, увесистым комом набухшего сырья шлепается на дно души и, тягуче разлагаясь, медленно отравляет ее существование. Картина вполне знакома, и наиболее подходящее название для нее – Синдром Хронической Непережитости Жизни, сокращенно – синхронепержи.
Значит, потребность возвращаться в прошлое вызвана именно стремлением приблизиться к непрожитому фрагменту жизни с тем, чтобы, наконец-то, его прожить. Здесь срабатывает просто инстинкт. Ошибка заключается в той подмене, которая позволяет думать, что событие может заменить собой переживание. Кое-кому, впрочем, удается реанимировать прошедшую ситуацию и формально ее затащить в настоящее, но кроме разочарования и драмы подобная затея ничего не приносит.
Люди нуждаются в переживаниях, но думают, что им нужны события. И за подобное трагическое заблуждение они расплачиваются собой. Такова цена невежества.
Пространство - дыра,
через которую
сообщаются две пустоты.