О лукавом (эго)

Опыт эго или, по-другому, лукавого – это все грехи человечества, вся хитрость и ложь этого мира за семь тысяч лет. И если человек на пути к Богу, эгоистично полагается лишь на свое знание, опыт и интеллект, то его путь обречен на неудачу. Такие люди – вкусное лакомство для эго. Лишь Господь может за руку провести человека к Себе. Но для этого мы должны непрестанно тянуть к Нему свою руку. Лукавый подконтролен только Богу.

Иисус говорил: «…без Меня не можете творить ничего. Если кто не пребывает во Мне, - он выброшен вон, как ветвь, и засох; и собирают их и в огонь бросают, и они сгорают». (Иоанн. 15:5)

Человек должен в этой жизни с помощью Божией научиться преодолевать все козни лукавого, взращивая при этом в себе любовь. Только такие, искусные в этой борьбе и верные Ему души имеют большую ценность для Господа. Апостол Павел хорошо сказал о том, что не прошедшие обязательного для всех испытания, - это незаконные дети, а не сыны Божии.

- О причинах противодействия лукавого (эго).

Почему же люди, не занимающиеся духовной работой, или делающие ее неправильно, не чувствуют явного противодействия эго? Причина этого кроется в главной задаче лукавого – не допустить нас в рай. Для этого он как можно незаметней отводит нашу душу от мыслей о Боге, о своих страстях и грехах. Вторая задача лукавого заключена в том, чтобы, как можно глубже, погрузить человека в грех. Однако, первая задача для него намного важнее.

Бессознательная часть человечества сильно напоминает стадо коров, мирно пасущихся на зеленом огороженном поле, рядом с мясокомбинатом. Коров исправно кормят, пару раз в день доят, и так происходит ежедневно, до тех пор, пока не придет час кому-то превратиться в колбасу. Так и с людьми. Им дается все необходимое для тела и желудка. Пару раз в день, на каком-нибудь гневе или раздражении лукавый привычно заставляет их грешить. И так день за днем, вплоть до персонального места на кладбище, без всяких там «глупостей», типа Царства Божьего.

Человек, который нарушает этот удобный для эго порядок, похож на корову, которая хочет покинуть общее пастбище, и с этой целью начинает ломать забор. Естественно, к ней сразу сбегаются все пастухи и начинают ее лупить. Бедной коровке понадобится много сил и мужества, чтобы отстоять свое право на свободу и тем избежать мясокомбината. Однако, другого пути к этой свободе у нее нет.

Для нас же все выглядит гораздо проще. По ту сторону забора у нас есть Отец, который и забор поможет разобрать и пастухов прогнать. Нужно лишь с любовью и доверием попросить Его об этом. «Я есть дверь: кто войдет мною, тот спасется, и войдет, и выйдет и пастбище найдет» (Иоанн 10:9)

- Остановка в духовной работе.

В духовной работе не бывает стоячего положения, - либо вы идете к Богу, либо вас постоянно утягивают от Него. Это как подъем по скользкой наклонной поверхности. Пока вы передвигаете ноги – вы поднимаетесь вверх. Однако, стоит вам остановиться, как вы медленно начинаете сползать вниз.

На духовном пути никогда не стоит успокаиваться. Не важно, в какой точке вы остановились, именно с этой точки вас тут же начинают потихоньку тянуть назад. У лукавого нет выходных и пауз, а устройство нашего падения – это смысл его существования.

- Как грех входит в нас.

Грех не может войти в нас без нашего согласия – это не попущено Богом. Но он может искушать нас, может «рекламировать» греховность. Различные внешние образы, примеры других людей, друзей и родителей очень действенны. Как говорят, слова назидают, а примеры влекут. Причем как к хорошему, так и к плохому. Кроме того, лукавый старается построить у человека осуждающий склад ума. Человек, часто осуждающий других, неизбежно отделяет себя от Бога и тем ослабляет Его помощь.

У человека с чистой душой на страже сердца всегда стоит его совесть и ощущение чужеродности греха. Вспомните, к примеру, вкус своей первой сигареты или глотка пива. Отвращение и удивление тому, как это может нравиться людям, - вот первые естественные реакции нашей души. Однако, если мы начинаем уступать греху, то все может очень быстро измениться. И тогда даже серьезнейшие грехи, спустя какое-то время могут показаться нам не более чем «неизбежными слабостями человеческой натуры» (схиигумен Савва).

В наше время для соблазна нашей души у лукавого есть миллион возможностей. Весь мир сейчас напоминает один огромный рынок. И через все, что мы видим вокруг, лукавый старается и нас втянуть в него. Сегодня лишь Господу почти не на что направить наш взгляд с тем, чтобы мы вспомнили о Нем.

Следующий этап, это постепенное укоренение в человеке соблазнов и взращивание из них зависимостей. Ведь после появления в нас зависимостей, далее уже не мы обладаем вещами, а лукавый через них нами. Так и с компьютерной, телевизионной, алкогольной, табачной, музыкальной, вещевой, а также со всеми зависимостями вокруг нашей фальшивой «личности». Человек, имеющий в себе все эти зависимости, во многом уже идет на поводу у лукавого. Его лишают по возможности всех здоровых желаний души и прививают нездоровые.

Дальнейший этап – это подталкивание человека в сторону еще большей греховности. Со всех экранов и прочих источников информации эго ему начинает прививаться ложь, агрессия, кумирство, разврат, как неизбежные «ценности» этого мира, а его новым «богом» постепенно становятся деньги.

Если душа человека не сопротивляется воле лукавого, цепляясь за Бога, то она и дальше падает в ад, в мир без любви, еще в этой жизни. Разорвать этот круг может лишь искреннее обращение человека к Господу. Однако, к тому времени, человек уже зачастую привыкает уступать эго.

Как же изгоняется грех? Изгоняется он прямо противоположными греховности движениями нашей души. Только отвращение к греху и нашей греховной жизни может родить в душе искреннее раскаяние перед людьми и Господом за содеянное. И только такое покаяние имеет силу. Как хорошо сказано у Паисия Святогорца: «То, что грязно и отвратительно, человек выбрасывает, но сначала нужно понять, что это действительно грязно и отвратительно». Точно также и с нашими страстями.

А вот видение греха и своей греховности появляется в человеке постепенно и лишь в результате его обращения к Господу и серьезной духовной работы за чистоту своей души.

-Интернет и компьютер.

Сегодняшний интернет – это действительно «всемирная паутина», которой лукавый оплел практически весь мир. Как и настоящая паутина, он очень липкий – находясь в нем, мы постоянно вовлекаемся в десятки различных дел и размышлений, о которых раньше даже не было и речи. И его «прилипчивость» возрастает год от года. Постоянно создаются новые компьютеры, технологии, программы, игры.

Но все это уже в большей степени искусственный мир лукавого, уводящий нас в сторону от реальной жизни, от мира Господа. И с помощью интернета и компьютера он решает эту задачу сегодня гораздо быстрее, чем раньше. А понятие «компьютерная зависимость» уже давно вошло в нашу жизнь.

Люди, постоянно «пропадающие» в интернете часто бывают уже совсем другими. В них становится ощутимо больше замкнутости и погруженности в некий «свой» мир. Многие их интересы связаны с компьютером, а реальная жизнь для них уже нередко находится на втором плане. Как и все другие страсти, компьютерная зависимость также может умаляться.

Ложь.

Царство лукавого – это царство лжи. Поэтому древо эго можно вполне справедливо также назвать и древом лжи. Тут и ложь о нас самих, кто мы есть и для чего живем, и ложь о людях, нас окружающих. Ложь о всех наших «ценностях» и привязанностях этого мира. Ложь о смерти, о страхах и страданиях в этой жизни.

Человек этого мира – это вечный пленник лжи, и ему не под силу разорвать всех ее пут без помощи Господа. Не зря Иисус говорил: «если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Иоанн 8:31)

Правила Царства Бога другие. Эти правила вечные, и это все что есть за гранью небольшого мира сего, и это надстоит над всем. В Нагорной проповеди Иисус сказал нам: «Ищите же прежде Царства и правды его». (Матф. 6:33) То есть тех самых правил, по которым живет настоящий и вечный мир Господа. Часть из них Он поведал нам в Нагорной проповеди и других местах Евангельских текстов. Все же остальное открывается Им непосредственно каждому искреннему путнику к Нему через Дух Святой. «Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Иоанн 14:26)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: