Инструменты поиска и обработки информации могут существовать как отдельно от источников (например, общедоступные поисковые машины или специальные программы), так и внутри баз данных. Встроенные инструменты позволяют работать только с содержимым базы, но зато результат этой работы отличается, как правило, высокой четкостью.
Инструменты линейного поиска
Значительная группа поисковых инструментов предназначена для линейного поиска информации, т.е. для обнаружения в текстах (а именно с текстами работают поисковые машины, даже если поиск идет по базе видеосюжетов или фотографий) фрагментов, аналогичных заданному.
К таким инструментам относятся прежде всего общедоступные поисковые машины.
Среди поисковиков наибольшей популярностью в рунете пользуются Яндекс, Google и Рамблер. Мировой лидер Google в среднем дает больше ссылок на запрос, так как у него шире охват индексируемых страниц, но у Яндекса в целом выше релевантность. Рамблер превосходит конкурентов по ценности как рейтинговая система, позволяющая осуществлять не только поиск информации, но и поиск источников с одновременной их оценкой — по тематике и степени их авторитетности, популярности.
Выбор поисковой машины — дело субъективное и определяется по результатам поиска опытным путем. При выборе следует внимательно изучить возможности расширенного поиска, который предлагают глобальные поисковые системы. Именно условия составления поискового запроса определяют степень «зашумленности» результата.