Вопрос 4. Соотношение права, морали и справедливости

Ответ: Право изначально рассматривалось как воля бога. Из древности дошло понимание права, не как внешние принудительные сила, а как предписания действовать по справедливости. В первом сборнике русских законов «Русская Правда» (зародилась в IX в.) понятие правды, которая охраняла от несправедливости, произвола, кривды (неправды) в СССР право рассматривали, как воля господствующего класса.

Право есть мера свободы, нормы поведения, определяющая права и обязанности членов общества. Эта норма выражает справедливый баланс интересов.

Правовая норма уравновешивает взаимные интересы: если хочешь, чтобы соблюдали твой интерес, соблюдай интересы окружающих.

Если одна из сторон, пытается нарушить равновесие, установленной нормой права, то возникает необходимость принуждения с целью возникновения справедливости. Справедливость – сердцевина права. Т.Е. понимание права включает идею воли (силы) и справедливости.

Понятие справедливости соединяет в себе правовые и нравственные начала.

С древнейших времен это понятие, связано с понятием добродетельности. В древнеегипетской «Книге мертвых» (XXV-XXIV вв. до н. э.) которая была сборником религиозных, нравственных, правовых предписаний и запретов, записано какие нарушения не должен совершать человек при жизни, если он руководствуется нормами справедливости.

Развитие нормы справедливости, как основу права дал Аристотель. Он выделял справедливость уравнивающую и распределяющую. Уравнивающая справедливость – та, которой люди руководствуются при обмене ценностями или возмещении ущерба, т.е. середина между ущербом и выгодой, которую получает в равной мере каждый. Распределяющая справедливость – проявляется при распределении всего того, что может в обществе распределяться между людьми – власть, почести, вознаграждения. При этом может быть справедливым, как равная так и не равная распределенность между различными лицами, в зависимости от их вклада в общественное благо. Справедливо такое распределение благ, которая является серединой между их излишками и недостатками.

Дальнейшая идея справедливости, получила свое развитие у Цицерона и римских юристов. Цицерон под справедливостью понимал разумное, законное начало, порядок.

Ближе всех к современному пониманию справедливости, как основы права, понимали римские юристы: справедливость есть постоянная и непрерывная воля воздавать каждому свое право. Еще более точная формулировка римских юристов гласит: жить честно, не чинить вреда другим, каждому предоставлять то, что ему принадлежит.

Право может регулировать только поступки людей, но не может вмешиваться в мир чувств и мыслей людей. К чистоте мыслей и чувств, требование предъявляет – Мораль.

Мораль – существует и действует, как свод неписаных правил, в виде поучений и притч. Только религиозные заповеди были сформированы как предписания и запреты. Нормы права формулируются в письменном виде, как законы, указы, судебные решения и др. письменные акты.

Нормы морали предлагают идеал человеческого поведения нравственной цели, к которой должен стремиться человек.

В каждом государстве, обществе существует единая и единственная система права, которая должна подчиняться население. Моральное требование не составляет такой единой системы. Различие в моральных принципах не только существует между разными, но даже в одной социальной группе.

Исполнение норм права обеспечивается различными принудительными мерами со стороны государства. Либо в соответствии с законом со стороны потерпевшего. Т.К. норма права исходит из формального равенства между теми людьми, на которые распространяется ее действие.

Таким образом – право – это совокупность норм, правил поведения, определяющая границы равенства людей, норм закрепленных в законе.


Вопрос 5. Система Российского права.

Ответ: Под системой права понимается определенная внутренняя его структура (строение, организация, расположение частей), которая складывается объективно как отражение реально существующих и раз­вивающихся общественных отношений. Фактический социальный строй общества, государства определяет, в конечном счете, ту или иную систему права, его отрасли, институты, другие подразделения. Система права показывает, из каких частей, элементов состоит право и как они соотносятся между собой. Система права выступает лишь одной из слагаемых правовой системы.

Система права характеризуется такими чертами, как единство, различие, взаимодействие, способность к делению, объективность, согласованность, материальная обусловленность, Единство юридичес­ких норм, образующих право, определяется: во-первых, единством выраженной в них государственной воли; во-вторых, единством пра­вовой системы, в рамках которой они существуют и действуют; в-тре­тьих, единством механизма правового регулирования, его исходных принципов; в-четвертых, единством конечных целей и задач.

Объективность — важнейшее свойство системы права в отличие от систематизации права, которая носит субъективный характер, т. е. зависимый от государственной воли. Там, где есть право, всегда есть и определенная его система, в то время как систематизации может и не быть (например, в Англии право не систематизировано).

Систематизация — это сознательно проводимое упорядочение дей­ствующих правовых норм в целях удобства пользования ими на прак­тике. Но любое право имеет свою систему, даже если оно не система­тизировано. Система показывает, из каких частей, элементов состоит право и как они соотносятся между собой.

Структурными элементами системы права являются: а) норма права; б) отрасль права; в) подотрасль права; г) институт права; д) субин­ститут.

Для образования самостоятельной отрасли права имеют значение следующие условия: а) степень своеобразия тех или иных отношений; б) их удельный вес; в) невозможность урегулировать возникшие отно­шения с помощью норм других отраслей; г) необходимость примене­ния особого метода регулирования.

Хотя все отрасли права взаимосвязаны и проникнуты органичес­ким единством, они не равнозначны по своему значению, объему, роли в процессе воздействия на общественные отношения. Такое положение объясняется тем, что различные сферы этих отношений далеко не одинаковы по широте и составу.

Все юридические нормы подразделяются на материальные и про­цессуальные. Материальные нормы регулируют реально складывающиеся между людьми и их объединениями отношения, например, по поводу форм собственности, трудовой и политической деятельности, государственного управления и т. д.

Процессуальные нормы определяют порядок разрешения споров, конфликтов, расследования и судебного рассмотрения преступлений и иных правонарушений, то есть регламентируют чисто процедурные или организационные вопросы. В соответствии с Конституцией 1993 г, в России признано пять видов процессов: гражданский, уголовный, административный, арбитражный и конституционный (ч. 2 ст. 118). Они отражают формы и методы осуществления материальных норм, содер­жащихся во всех непроцессуальных отраслях.

Отрасли права разделяются на профилирующие и базовые отрас­ли, которыми охватываются главные правовые режимы. К ним отно­сят конституционное (государственное), гражданское, административ­ное, уголовное, гражданско-процессуальное, административно-про­цессуальное, уголовно-процессуальное. Различают специальные отрасли права, среди которых, например, трудовое, земельное, семейное, финансовое право. К комплексным отраслям права отнесены предпринимательское, экологическое, коммерческое, право прокурорского надзора, морское право.

Следует помнить, что право регулирует не все, а лишь наиболее принципиальные с точки зрения интересов государства отношения, которые объективно нуждаются в правовом опосредовании. К тому же не всякие отношения право способно урегулировать, а только такие, которые поддаются внешнему контро­лю. Отношения, подвергнутые правовому регулированию, приобрета­ют правовую форму и выступают как правовые.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: